Теория организации Макиенко Марина Алексеевна
Сущность мотивации в теории организации Вопросы: 1.Основные параметры изучения мотивации 2.Теории мотивации 3.Некоторые виды вознаграждений
Стимул - создание условий, изменяющих трудовую ситуацию Направленность стимула – вызвать у работника стремление к эффективной деятельности Мотивация – побуждение членов организации к действию
Активизирует поведение человека только то действие, которое становится личностно значимым соответствует его внутренним устремлениям
Основные функции мотивов поведения человека ориентирующая - мотив направлен на выбор членом коллектива организации поведения, наиболее приемлемого для него в данной ситуации; смыслообразующая - мотив определяет субъективную значимость принятого вида поведения для члена организации; опосредующая - мотив возникает на стыке внешних и внутренних побудителей к действию, опосредуя их в отношении личности и влияя на ее поведение; мобилизующая - мотив мобилизует внутренние резервы члена организации, если это необходимо для реализации значимых для него видов деятельности; оправдательная - в мотиве заложено отношение члена организации к должному, нормативному, привнесенному извне
Этапы мотивационного процесса 1.Возникновение и осознание побуждения; 2.Внутренняя идентификация побуждения с мотивационно-смысловыми образованиями личности; 3.Реализация мотива, в течение которого в зависимости от конкретных условий и способов реализации может измениться психологическое содержание мотива 4.Осознаваемое или неосознаваемое проявление соответствующей черты характера в условиях внутренней или внешней необходимости
Основные параметры изучения мотивации
Хайнц Хекхаузен Профессор Влиятельный западноевропейский психолог Президент немецкого психологического общества Директор Института психологических исследований Общества им. Макса Планка (аналог Академии наук) в Мюнхене
мотив - «желаемое целевое состояние в рамках отношения «индивид среда» мотивация - «процесс выбора между различными возможными действиями»
Направления изучения мотивации: Классификация мотивов - составление содержательной классификации различных целей поведения, к которым стремится индивид, а также перечня мотивов Определение генезиса мотивов - изучение зарождения, развития и изменения отдельных мотивов Измерение мотивов - определение силы мотива, его направленности, степени значимости для индивида, на основе чего создается иерархия мотивов, которая достаточно полно описывает поведение индивида в организации
Актуализация мотива - выделение и дифференциация внутри ситуации специфических условий актуализации определенного мотива Управление сменой и возобновлением мотивации - достижение состояния, когда в организации в ходе смены деятельности или последовательного выполнения заданий происходит возврат к активизации мотива, ранее уже бывшего у индивида, но вытесненного другими, более актуальными мотивами
Превращение мотивации в единую (внутренне непротиворечивую) целенаправленную деятельность и в особых случаях управление мотивационными конфликтами. Решение проблемы влияния мотивации на наблюдаемое поведение - изучение последствий осуществления мотивов
Теории мотивации
Мюррей Генри ( ) американский психолог. «Исследование личности » Основной концепт - потребность со стороны личности и давление со стороны ситуации выявление соотношения между потребностью и ситуацией осуществляется посредством разработанного Мюррейем Тематического апперцепционного теста
Примеры тематического апперцепционного теста Дорога, окаймляющая крутой обрыв между двумя скалами. На дороге на большом расстоянии видим неясные фигуры. На каменной стене на одной стороне выступает шея и голова дракона. Молодой человек лежит на диване с закрытыми глазами. Над ним склонилась вытянутая фигура старого человека, его руки простёрты над лицом лежащего человека. Портрет молодой женщины. Странная старуха с платком на голове гримасничает на втором плане. Лодка стоит у берега реки в лесу. На картине нет человеческих фигур.
Классификация потребностей в концепции Г.Меррейя первичные потребности, реализация которых обеспечивает нормальную жизнедеятельность индивида как живого организма (потребности в воде, пище, сексуальных отношениях, избегание холода и т.д.) вторичные потребности, реализация которых обеспечивает нормальную жизнедеятельность индивида как личности, как члена социальной группы, организации, общества (потребность в независимости, защите, уважении и т.д.). Вторичные потребности наиболее важны в процессе мотивации индивидов.
Вторичные потребности Агрессия общение Доминирование достижение Защита Игра избегание вреда, избегание неудач Независимость неприятие (отторжение) осмысление ситуации поиск помощи (зависимости) покровительство понимание порядок, привлечение к себе внимания противодействие уважение
позитивные (поиск подкрепляющего давления со стороны ситуации) и негативные (избегание негативного воздействия со стороны опасных элементов ситуации). явные (легко наблюдаемые в действиях и поступках индивидов) и латентные (проявляемые только в игровых действиях, фантазиях или тайных желаниях)
Классификация мотивов А.Маслоу «Мотивация и личность» (1954) Потребности самоактуализации (обеспечение возможностей для обучения и развития личности работника; предоставление сложных и важных заданий с высокой степенью самоконтроля и доверия ) Потребности самоуважения (предоставление возможности участвовать в принятии управленческих решений в рамках подразделений организации ) Потребности в социальных связях (обеспечение возможности функционирования неформальных групп в организации.) Потребности в безопасности Физиологические потребности
Теория мотивационной гигиены Фредерика Херцберга «Мотивация к работе» Гигиенические факторы (потребности низшего уровня): заработная плата, санитарно-гигиеническое состояние помещения, отношения с товарищами, физическое состояние во время процесса труда, обеспеченность работой (не обеспечивают удовлетворение работой) Мотивационные факторы (потребности высшего уровня) осознание своих достижений, признание их окружающими, чувство ответственности, понимание собственного вклада в результаты деятельности, самореализация в труде, успех, продвижение по службе, творческий рост. (факторы, обогащающие и облагораживающие работу)
Программа «обогащения труда» КАЖДЫЙ РАБОТНИК ДОЛЖЕН ПОЧУВСТВОВАТЬ: сложность и значимость порученного задания; независимость в выборе решений относительно порученного ему задания; отсутствие монотонности и рутинности операций, что может постоянно поддерживать интерес и увлеченность работника своим делом; ответственность за выполнение порученного задания, ощущение того, что человек выполняет отдельную и полностью самостоятельную работу.
Теория баланса между побуждением и вкладом (С.И. Барнард и Х.А. Саймон) Основные положения теории: 1.организация - это система взаимодействующих социальных линий поведения ее отдельных членов; 2.каждый член организации (и каждая группа членов организации) получает от организации побуждение к деятельности - стимул, в ответ на который он вносит свой вклад в достижение организационных целей; 3.вклад в деятельность организации каждого из ее членов действительно принесет общую пользу только тогда, когда предложенный ему стимул по своему размеру и значению будет больше или равен установленному вкладу (или тем заданиям, которые он должен выполнить качественно и в срок); 4.вклады различных групп членов организации в достижение организационных целей являются источником, из которых организация черпает стимулы, предлагаемые затем каждому из работников (распределение прибыли среди членов организации); 5.организация платежеспособна за счет реализации вкладов членов организации и продолжает свое функционирование до тех пор, пока существуют ресурсы для стимулирования постоянно возрастающих вкладов.
критерии уровня индивидуального вклада члена организации: выпуск продукции, количество невыходов на работу (прогулов), текучесть кадров.
Теория ожидания В. Врума модель поведения работника, включает три составляющие, основанные на ожиданиях: затраты труда – результаты, результаты – вознаграждение (от-1 до +1), вознаграждение – удовлетворение (от -1 до +1)
мотивация = (3-Р) х (Р-В) х (В-У)
Возможные виды вознаграждений
Возможные виды вознаграждений: Экономические (прямые) вознаграждения Сдельная оплата - Премии (за хорошую работу, трудовую активность, инновации, инициативу и т.д.)Плата за отсутствие невыходов, отсутствие плохо выполненных заданий и т.д. Плата за обучение Экономические (косвенные) вознаграждения Льготное питание, бесплатный проезд, бесплатное пользование различными услугами (проживание в гостинице, телефон, пользование компьютером и множительной техникой и т.д.)Различные доплаты (за стаж, приобретение литературы и т.д.)
Неденежные вознаграждения Предоставление заработанных отгулов Гибкие рабочие графики Изменение содержания труда Оценка результативности Предание широкой огласке результатов работы Продвижение по службе Поручение временного руководства работами Вознаграждения престижного характера (предоставление отдельного помещения или кабинета, личного телефона или компьютера, право пользования служебным автомобилем и т.д.)