Основы проектного управления Ведущий: Роман Женило, консультант по управлению компанией
2 Понятия Управления проектами Проект – это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов или услуг. Управление проектами – это приложение знаний, опыта, методов и средств к работам проекта для удовлетворения требований, предъявляемых к проекту, и ожиданий участников проекта. 2 Δ
Применения управления проектами Проведение любых изменений - это проекты. Примеры проектов: Строительство, Разработка программ, Инновации, Реконструкция. 3
4 Проект состоит из процессов. Процесс - это совокупность действий, приносящая результат. Процессы проекта распадаются на две основные группы: Процессы Управления Проектами - касающиеся организации и описания работ проекта; Процессы, ориентированные на продукт - касающиеся спецификации и производства продукта. Эти процессы определяются жизненным циклом проекта и зависят от области приложения. Процессы Управления Проектами
Проблемы проекта: Внешние проявления Президент компании Финансовый директор Руководитель проекта Команда проекта Эксперт Заказчик Заявление об уходе Бюджет уже наверное превышен! Да кто же мне про него расскажет?!! Я ожидал увидеть нечто совсем другое... Почему я ничего не знаю? И это - концепция?! Жалоба Больничный лист А я ведь еще и сроки срываю... 5
Методология управления проектом Цели Критерии и ограничения Области управления проектом Соблюдение сроков Соблюдение лимита затрат Соответствие требованиям к продукту Управление содержанием Управление временем Управление стоимостью Управление качеством Управление рисками Управление персоналом Управление коммуникациями Управление контрактами Достижение результата Управление изменениями 6
7 Управление проектами подчиняется четкой логике, которая связывает между собой различные области знаний и процессы управления проектами. Прежде всего у проекта обязательно имеются одна или несколько целей. Достижение целей проекта может быть реализовано различными способами. Для сравнения этих способов необходимы критерии успешности достижения поставленных целей. Обычно в число основных критериев оценки различных вариантов исполнения проекта входят сроки и стоимость достижения результатов. При этом запланированные цели и качество обычно служат основными ограничениями при рассмотрении и оценке различных вариантов. Для управления проектами необходимы рычаги. К основным рычагам управления можно отнести ресурсы проекта и используемые технологии. Кроме этих основных существуют и вспомогательные средства, предназначенные для управления основными. К таким средствам можно отнести контракты и организацию работ. 7 Логика Управления проектами
8 8
9 Жизненный цикл проекта Организации, выполняющие проекты, обычно разбивают их на несколько фаз. Вся совокупность фаз носит общее название жизненный цикл проекта. Каждая фаза характеризуется достижением одного или нескольких результатов. Результат - это измеримый продукт работы. Каждая фаза обычно разбивается на отдельные работы, чтобы обеспечить наилучшую управляемость.
Жизненный цикл проекта 10
11 Процессы управления проектами могут быть разбиты на шесть основных групп: процессы инициации - принятие решения о начале выполнения проекта; процессы планирования - определение целей и критериев успеха проекта и разработка рабочих схем их достижения; процессы исполнения - координация людей и других ресурсов для выполнения плана; процессы анализа - определение соответствия плана и исполнения проекта поставленным целям и критериям и принятие решений о корректирующих воздействий; процессы управления - определение корректирующих воздействий, их согласование, утверждение и применение; процессы завершения - формализация выполнения проекта и подведение его к упорядоченному финалу. 11 Процессы Управления Проектами
Процессы управления проектом Фазы управления Инициализация Планирование Выполнение и контроль Завершение Открытие проекта Определение проекта Формирование оргструктуры Детальное планирование Организация и выполнение работ Контроль, мониторинг, отчетность Закрытие проекта Управление отклонениями (риски, проблемы, изменения)
13 Инициация проекта определение проблемы, которую необходимо решить, или возможности, реализация которой даст компании преимущество на рынке; обозначение измеримого ожидаемого результата проекта; анализ достижимости целей проекта; принятие решения о старте/отмене проекта; назначение менеджера проекта; фиксация точки старта проекта.
Устав проекта 1.Содержание 2.Версии документа 3.Определение проекта 3.1.Концептуальная стратегия компании … Ожидаемый результат проекта 3.3.Критерии успеха проекта 4.План проекта 5.Бюджет проекта 6.Предположения (ограничения) проекта 6.1.Допущения проекта 6.2.Приоритеты в случае возможных изменений в проекте 7.Организация проекта 7.1.Структура проектной группы 7.2.Ключевые роли и функциональные обязанности Управляющий комитет Руководитель проекта Сотрудник проекта Менеджер по разработке Секретарь проекта 7.3.Расписание совещаний и контроль статуса проекта 8.Окончание (сдача) проекта 9.Утверждение Устава проекта 10.Приложение 1 График проекта 11.Приложение 2 Система премирования участников проекта 14
Организационная структура проекта 15
16 Участники проекта Ключевыми участниками любого проекта являются: Менеджер проекта - лицо, ответственное за управление проектом; Потребитель - лицо или организация, использующая продукт проекта; Исполняющая организация (или исполнитель) - организация, чьи сотрудники непосредственно вовлечены в исполнение проекта; Инвестор - лицо, группа или организация, предоставляющая финансовые ресурсы для исполнения проекта.
Экспресс-анализ участников проекта 1. Провести идентификацию заинтересованных сторон, выяснив вопросы: 1. Почему они заинтересованные лица? 2. Каков их возможный вклад в проект? 3. Каково их желание участия в проекта 4. Каковы их способности и возможности 5. Как они смогут повлиять на проект? 6. Какого рода борьба может быть? Её последствия? 2. Построить таблицу с ответами на вопросы: 1. Что они ожидают и (или) в чём нуждаются? Их потребности? 2. Что вы хотите (или) можете сделать для установления и поддержания взаимно удовлетворяющих отношений? 3. Что мы можете сказать о своём проекте в перспективе 17
18 Основные процессы планирования 18
Планирование работ В планировании главное не инструмент (оболочка), а понимание последовательности и взаимосвязи работ 19
20 Вспомогательные процессы планирования
21 Управление рисками
22 Структура рисков
23 Реестр рисков Риск Потенциальное воздействие Вероятность (1-5) Уровень риска Способы смягчения риска Условия наступления Описание рискаПоследствия рискаПревентивные меры Уровень риска
24 Процессы исполнения
25 Процессы анализа
26 Процессы управления Управление исполнением проекта - это определение и применение необходимых управляющих воздействий с целью успешной реализации проекта.
27 Процессы завершения Процессы завершения - формализация выполнения проекта и подведение его к упорядоченному финалу.
Концепция профессионального управления проектами и программами Определить цели, результаты, состав работ Распределить ответственность и ресурсы Спланировать работы с учетом возможных рисков Постоянно контролировать ход выполнения работ и затрат ресурсов Своевременно реагировать на возникающие изменения и отклонения для достижения целей проекта в рамках установленного времени, бюджета и качества.