ТЕМА 5. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
ИНДИВИД – представитель биологического вида (заложена генетическая программа развития по определенному типу, т.е. при благоприятных условиях индивид может стать человеком). ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – 1) социально значимое своеобразие психики и личности; система черт, отличающих одного человека от другого. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – 2) это личность в её неповторимости.
ЛИЧНОСТЬ – 1) индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью с общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении; 3) дееспособный член общества, имеющий определенный статус в нем.
Личностью не рождаются, ею становятся в несколько этапов: I этап – 3 года – появление самосознания – осознание себя, как объекта сознания, как субъекта самоволеизъявления, о себе говорит «я», проявляется негативизм. II этап – до 15 лет – характеризуется началом полового созревания, поиском индивидуальности. III этап взрослость – получение профессии и определенных достижений в ней, создание семьи, наличие социальной и финансовой свободы и ответственности.
БИХЕВИОРИЗМ (И.П. Павлов, Б.Ф. Скиннер): ЛИЧНОСТЬ – это «набор» определенных форм поведения, которые приобретаются посредством оперантного научения. 2 типа подкрепления и стимула: 1) первичные (безусловные), которые не зависят от научения, - пища, вода, физический комфорт, секс; 2) вторичные (условные), которые осуществляют подкрепление тесно ассоциируясь с первичным подкреплением, - одобрение или подчинение окружающих, деньги и др.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (К. Роджерс, А. Маслоу): в центре внимания поставлен здоровый творческий индивид и то, что его волнует: любовь, смысл жизни, развитие источником активности является стремление к самоактуализации (раскрытие своих сил, возможностей). Гуманистическая психология изучает внутренний мир человека.
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ Комплексный Деятельностный Структурно-динамический подход подход подход Б.Г. Ананьев А.Н. Леонтьев К.К. Платонов
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД. Он выделял уровни организации человека (индивид – личность – индивидуальность). Он считал, что в изучении человека надо выделять статус личности, общественные функции, мировоззрение. СТРУКТУРНО-ДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД. Выделяют в структуре личности подструктуры: 1. Направленность личности – убеждение, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания. Формируется при жизни, изменяется в процессе обучения 2. Опыт – приобретается при жизни. 3. Индивидуальные особенности психических процессов – способ ощущений, восприятия, воля, память, мышление. Формируется путем упражнений. 4. Биопсихические свойства – темперамент, характер, пол, возраст
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД. Согласно Леонтьеву, личность - внутренний момент деятельности. Личность развивается в процессе дифференцирования, систематизации деятельностей. Личность возникает не в одной деятельности, а на стыке разных деятельностей. В деятельности складывается иерархия мотивов, следовательно, возникает способность или возможность принятия решения. Иерархия мотивов складывается в дошкольном возрасте. Второе рождение личности – подростковый возраст. Сознательная личность – это личность, обладающая развитым самосознанием, развитой позицией и мировоззрением. Личность, согласно Леонтьеву, является системным качеством индивида, которое формируется в деятельности и в процессе овладения общественно-историческим опытом.
СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД. Категории субъект и деятельность для Рубинштейна были одинаково очень важны. Согласно Рубинштейну, ребенок изначально является активным субъектом. Эта активность позволяет ребенку войти в деятельность, войти в социальные взаимодействия. Согласно Рубинштейну, развитие происходит следующим образом: внешнее действует через внутреннее – принцип детерминизма Рубинштейна. Внешнее – любые воздействия на ребенка, которые преломляются через внутренние условия, постепенно становясь ими. Вначале внутренними условиями являются врожденные факторы, врожденные особенности. Личность, по Рубинштейну, не низводится до каких-то безличных внутренних условий, но выступает исторически обусловленной.
ЛИЧНОСТЬ характеризуется активностью, т.е. стремлением субъекта выходить за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний (мотивация достижения, риск). Личность характеризуется направленностью – устойчивой доминирующей системой мотивов – интересов, убеждений, идеалов, в которых проявляют себя потребности человека.
Развитая личность обладает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции некоторых важных сторон активности личности. Субъективно для индивида личность выступает как его Я (образ Я, Я-концепция), система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения, обнаруживающая себя в самооценках, уровне притязаний и т.д.
Таким образом, личность в психологии в разных научных школах понимается в связи с принципами исследования, определением предмета психологии. Определенный в научной школе предмет психологического исследования, подход к психическому определяет взгляд на природу личности.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ – это процесс вхождения личности в общество. МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ – это факторы внешней социальной среды и внутренних личностных факторов. Социализация происходит в следующих сферах жизни человека: -деятельности (умение говорить, учиться) -общении -в сфере самосознания