ФУТУРИЗМ (от лат. futurum – будущее) Авангардистское течение в европейском и русском искусстве начала ХХ века, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.
Русский футуризм Провозглашает познание действительности, основанное на интуиции. Провозглашает познание действительности, основанное на интуиции. Нигилизм. Нигилизм. Критика традиционной культуры. Критика традиционной культуры. Идеал «сверхчеловека», свободного от каких-либо моральных ограничений, от власти объективных законов. Идеал «сверхчеловека», свободного от каких-либо моральных ограничений, от власти объективных законов.
Человек в центре мира. Человек в центре мира. Воспевали «пользу», а не «тайну». Воспевали «пользу», а не «тайну». Отказывались от недосказанности, туманности, завуалированности, мистицизма. Отказывались от недосказанности, туманности, завуалированности, мистицизма. Противопоставляли всему обществу свои радикальные взгляды. Противопоставляли всему обществу свои радикальные взгляды. Главный лозунг - «Искусство для масс». Главный лозунг - «Искусство для масс». Провозгласили антиэстетизм. Провозгласили антиэстетизм. Отличия от символистов.
Русские футуристы пытались по-новому осмыслить окружающий мир. Русские футуристы пытались по-новому осмыслить окружающий мир. Мир – макрокосм, человек – микрокосм. Мир – макрокосм, человек – микрокосм. Развитие мира – движение к всеединству. Развитие мира – движение к всеединству. (Маяковский В.В. «Эй!» (1816г.)) Современный мир – движение, устремлённость в будущее. Современный мир – движение, устремлённость в будущее. Искусство прошлого – «собрание окаменелых ценностей». Искусство прошлого – «собрание окаменелых ценностей».
Рождение русского футуризма – 1910 год. Первый футуристический сборник «Садок Судей» (Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.Каменский).
Группы футуристов Футуристы «Будетляне» Кубофутуристы «Гилея» В.Маяковский, А.Кручёных, Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.Каменский Эгофутуристы И.Северянин И.Игнатье В.Гнедов «Центрифуга» Б.Пастернак Н.Асеев С.Бобров
Первая декларация футуристов – «Пощёчина общественному вкусу» (1912г.) «Только мы – лицо нашего времени… Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов… Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности…» (Бурлюк, Кручёных, Маяковский, Хлебников.)
«Садок Судей II» (1913г.) Программа футуристов Отрицание грамматики, синтаксиса, правописания; Отрицание грамматики, синтаксиса, правописания; Новые ритмы, рифмы и размеры стиха; Новые ритмы, рифмы и размеры стиха; Новые слова и новые темы; Новые слова и новые темы; Презрение к славе. Презрение к славе.
Велимир Хлебников (Виктор Владимирович) «Заклятие смехом» «Заклятие смехом» О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, Что смеянствуют смеяльно. О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных – Смех усмейных смехачей! 1910г. 1910г.
Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев) ( гг.) Поэт-эгофутурист. Автор подчеркнуто эстетизированных, вычурных салонных стихов («поэз»), в которых использовал новые, ранее не существовавшие слова: лимоннолистый, грезофарс, драприть, повсесердно, озверить и др.
Я, гений Игорь Северянин, Своей победой упоён: Я повсеградно оэкранен! Я повсесердно утверждён!
Игорь-Северянин Он тем хорош, что он совсем не то, Что думает о нём толпа пустая, Стихов принципиально не читая, Раз нет в них ананасов и авто. Фокстрот, кинематограф и лото – Вот, вот куда людская мчится стая! А между тем душа его простая, Как день весны. Но это знает кто? Благословляя мир, проклятье войнам Он шлёт в стихе, признания достойном, Слегка скорбя, подчас слегка шутя Над всею первенствующей планетой… Он в каждой песне, им от сердца спетой, Иронизирующее дитя. 1926г. 1926г.
Роль футуризма в литературе Эстетическое бунтарство футуристов было реакцией на разомкнутый, стремительно меняющийся, теряющий опоры мир. В сознании читающей публики закрепились разрушительные импульсы футуризма, но в перспективе футуризм послужил и сознательным художественным целям: он раздвинул границы поэзии, поставил вопрос о новых функциях искусства, сделал искусство сферой не потребления, а сотворчества читателя, смелые эксперименты со словом получили развитие в литературе.