Тема 6. Основные направления философии эпохи Французского Просвещения Сущность и основные представители деизма. Особенности атеистическо- материалистического направления. Основные положения социалистическо- утопической философии.
Литература: Гельвеций. О человеке.О человеке Дидро. Размышления по поводу книги Гельвеция «Об уме».Размышления по поводу книги Гельвеция «Об уме». История в энциклопедии Дидро и Даламбера./Пер. и прим. Н.В.Ревуненковой. Под общей ред. А.Д.Люблинской. Л.: Наука, Ламетри Ж.О. Сочинения. М.: Мысль, С (Человек-машина). Монтескье Ш.Л. Персидские письма/ Пер. с фр. Вступит. Ст. и коммент. Н.Саркитова. М.: Канон-Пресс-Ц.Кучково поле, с. Хрестоматия по истории философии: Учеб.пособие для вузов. В 3ч. Ч.1: от Лао-цзы до Фейерабаха. М.: Владос, С
Эпоха Просвещения – это духовное развитие, охватившее ряд стран Запада вв., причем в разных странах этот процесс протекал по-разному. Некоторые отличительные черты Французского Просвещения: четко выраженная антиклерикальная направленность, доходящая до антитеологической, богоборческой и атеистической; неразрывная связь философских систем с достижениями естествознания; гуманистическая ориентация с доминированием проблем общества и государства; социально-критическая направленность на изменение действительности в интересах прогресса и «улучшения гражданского общества».
Начало эпохи связывают с 1718 г., когда в Париже была осуществлена первая постановка трагедии «Эдип» Франсуа Мари Аруэ Вольтера ( ). Основные труды: Философские письма», «Философский словарь», а также «театр Вольтера», содержащий более 50 пьес. Как деист отождествляет Бога и разум. Для него существование Бога – факт разума, а не веры. Предлагает в обществе свободу вероисповедания и сосуществование различных религиозных конфессий; Совмещал эмпиризм и рационализм, отдавая предпочтение эмпиризму. Ввел понятие «философия истории». Идеалом государства считал абсолютную монархию во главе с просвещенным монархом. Вел переписку с Екатериной II.
Деизм – направление в философии, сторонники которого допускали существование Бога только как первопричины, однако отвергали его какое-либо последующее влияние на окружающий мир и человека Основные представители деизма: Вольтер; Монтескье Руссо Кондильяк
Шарль Луи Монтескье ( ) – философ, писатель, юрист, ученый Основные труды: «Персидские письма», «О духе законов», «Рассуждения о причинах величия и падения римлян». Выступал с позиций деизма; отвергал идею бессмертия души; считал, что история делается людьми, а не в силу Божественного предопределения; пытался объяснить законы и политическую жизнь различных стран и народов, исходя из их природных и исторических условий – географический детерминизм; развивал идеи Локка теорию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; выступал за верховенство закона; исследовал расцвет и упадок римского государства.
Жан Жак Руссо ( ) – основное внимание уделял социально-политической философии Основные труды: «Эмиль, или о воспитании», Об общественном договоре», «Исповедь». Видел в Боге мировую волю и мировой разум; Выступал против религии, предлагал заменить ее на «гражданскую религию» Считал, что материя несотворима и объективно существует всегда; Считал, что человек состоит из смертного тела и бессмертной души; «Человек рожден свободным, а между тем везде он в оковах»; Главная причина неравенства – в частной собственности; Отстаивал идею социального эгалитаризма; Пытался доказать, что с прогрессом культуры идет падение нравственности;
Атеистическо-материалистическая философия была распространена во Франции 18 в. Атеизм – направление в философии, сторонники которого полностью отрицают существование Бога в каких-либо его проявлениях, а также религию. Механистический материализм был характерен французским просветителям - Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвецию, Гольбаху. Они рассматривали Вселенную как закономерную, взаимосвязанную необходимую цепь причин и следствий, где не может быть места случайности.
Ж.Ламетри и Дени Дидро как яркие представители атеистического материализма
Особенности атеистическо- материалистического направления: четко выделили «линию Демокрита» и «линию Платона»; освободили философию и науку от многих религиозных предрассудков; дали реалистическое определение субстанции как материи; выдвинули идею о сознании как свойстве материи отражать саму себя; подвергли критике доопытное, сверхчувственное знание; утверждали, что в основе познания лежат чувственные ощущения; обратили внимание на движение как на свойство материи; идеологически подготовили Великую Французскую революцию.
Основные положения социалистическо- утопического направления: Основными представителями направления были: Габриэль Мабли, Франсуа Бабеф, Клод Сен-Симон, Франсуа Фурье. Критиковали существующий общественно- экономический и политический строй; Предложили проект нового общества и государства, основанного на общественной собственности, где торжествует идея справедливости, понимаемая как всеобщее равенство.