(C)Скоробогацкий В.В., 2006 Лекция 3. Политика как общественное явление Вопросы: 1. Понятие политического. 2. Политика, ее сущность и функции. 3. Субъекты политики. Границы политики. 4. Политика и власть.
(C)Скоробогацкий В.В., Понятие политического Понятие политического характеризует особую сферу общественной жизни, подсистему общества, в которой осуществляется процесс производства, распределения и реализации власти. Публичная сфера Частная сфера жизни общества Государство Правовая система Избирательная система Политические партии Общественные институты
(C)Скоробогацкий В.В., Понятие политического Мир политического – сложный многоуровневый комплекс: а) публичная сфера общественной жизни (государство – правовая система – партии – избирательная система – институты); а) публичная сфера общественной жизни (государство – правовая система – партии – избирательная система – институты); б) политические отношения и их субъекты: социальные группы и классы, группы интересов, элиты; б) политические отношения и их субъекты: социальные группы и классы, группы интересов, элиты; в) средства коммуникации и общения: пресса, радио и телевидение, заседания, митинги и съезды; в) средства коммуникации и общения: пресса, радио и телевидение, заседания, митинги и съезды; г) культура: идеалы, ценности, традиции, нормы и правила, политический опыт, символика и язык; г) культура: идеалы, ценности, традиции, нормы и правила, политический опыт, символика и язык; д) сознание: идеологии и идеи, политические программы и идейные направления, теории. д) сознание: идеологии и идеи, политические программы и идейные направления, теории.
(C)Скоробогацкий В.В., Понятие политического Отношения, коммуникация, культура и сознание – явления, принадлежащие одновременно публичной и частной сферам жизни общества. Публичная сфера Частная сфера жизни общества Отношения Коммуникаци я Культура Сознание
(C)Скоробогацкий В.В., Понятие политического Государство является центральным элементом политического: организует мир политического, институциализирует его, вносит в него порядок, придает ему стабильность. Но к государству нельзя сводить все содержание политического. Возможно государство, где политической сферы или не существует (древневосточные деспотии), или она имеет декоративное либо выморочное значение (тиранические, диктаторские режимы). Гос-во Мир политического Гос-во
(C)Скоробогацкий В.В., Понятие политического Общество едино в качестве политического сообщества. Политическое играет интегративную роль. Оно несет с собой начало, объединяющее все общество, – власть и связанный с нею авторитет. Политическое – поле власти. Согласие и конфликт – две важнейшие характеристики мира политического. С одной стороны, мир политического – арена конкурентной борьбы за власть представителей различных социально-политических сил, столкновения различных групп интересов и политических амбиций вождей. С другой стороны, это – система обеспечения правления, порядка и справедливости в интересах всех членов общества.
(C)Скоробогацкий В.В., Понятие политического Феномен политического колеблется между полюсами конфликта и согласия, но перевес в итоге оказывается на стороне общественного согласия. Это значит, что политическое имеет своим основанием и целью всеобщую взаимосвязь, социальных групп, групповых и личных интересов, институтов, а также солидарность членов общества между собой. Согласие Конфликт политика
(C)Скоробогацкий В.В., Понятие политического Согласно Аристотелю, мир политического складывается как система отношений между гражданами полиса. Предмет этих отношений – совместное решение общих вопросов жизни полиса: обеспечение безопасности граждан и города в целом, обеспечение безопасности граждан и города в целом, создание условий для внешней торговли и ведения хозяйства, создание условий для внешней торговли и ведения хозяйства, охрана собственности и общественного порядка. охрана собственности и общественного порядка. Гражданин – свободный, «благороднорожденный», коренной житель города, владелец (собственник) «ойкоса» («дома»). В состав «ойкоса» входили: члены семьи, члены семьи, имущество, имущество, рабы. рабы. В основаниях мира политического лежат вопросы собственности, рационального хозяйствования, обмена услугами, расчета, выгоды.
(C)Скоробогацкий В.В., Политика, ее сущность и функции В современной политологии различают два значения термина «политика»: policy как программа, метод действия или сами действия, осуществляемые человеком или группой людей по отношению к какой-то одной проблеме или совокупности проблем, стоящих перед сообществом; policy как программа, метод действия или сами действия, осуществляемые человеком или группой людей по отношению к какой-то одной проблеме или совокупности проблем, стоящих перед сообществом; politics – это обособленная область (сфера общественной жизни), внутри которой конкурируют или противоборствуют различные направления, каждое из которых имеет собственную policy, то есть свои интересы, цели, программу действий, идеологию. politics – это обособленная область (сфера общественной жизни), внутри которой конкурируют или противоборствуют различные направления, каждое из которых имеет собственную policy, то есть свои интересы, цели, программу действий, идеологию.
(C)Скоробогацкий В.В., Политика, ее сущность и функции В первом случае под политикой понимается особый (какой?) способ коллективного действия, направленного на решение какой–либо проблемы. Во втором случае политикой называют особую область общественной жизни. В ее границах любая акция получает характер политического действия. Субъект Проблема Политика Politics S1 S2S3 S4 Policy
(C)Скоробогацкий В.В., Политика, ее сущность и функции Мы будем исходить из образа политики как коллективного действия (policy). На этой основе существует совокупность определений политики. Они различаются трактовкой цели, которая превращает коллективное действие, связанное с решением какой-либо проблемы, в политику. В истории политической науки сложились следующие подходы к определению цели коллективного действия и соответственно – политики: социальный, социальный, этико-рациональный, этико-рациональный, субстанциальный, субстанциальный, конфликтно-консенсусный. конфликтно-консенсусный. SO Действие Цель ?
(C)Скоробогацкий В.В., Политика, ее сущность и функции Социальный подход Цели политики определяются социально-экономическими факторами. С этой точки зрения политика есть продолжение экономики, является борьбой различных общественных классов за осуществление их социальных и экономических интересов: политика как борьба классов за изменение (сохранение) отношений собственности (Прудон, Маркс, Ленин); политика как борьба классов за изменение (сохранение) отношений собственности (Прудон, Маркс, Ленин); политика как соперничество различных общественных групп (классов, наций) или групп интересов; политика как соперничество различных общественных групп (классов, наций) или групп интересов; политика как защита естественных прав человека (жизнь, свобода, собственность) со стороны общества (общественных групп) и государства. политика как защита естественных прав человека (жизнь, свобода, собственность) со стороны общества (общественных групп) и государства.
(C)Скоробогацкий В.В., Политика, ее сущность и функции Этико-рациональный подход Цели политики определяются идеей общего блага (справедливости), предполагающей разумный и эффективный характер деятельности. С этой точки зрения политика – это: действие, направленное на достижение общего блага, поддержание порядка и справедливости (Платон, Аристотель); действие, направленное на достижение общего блага, поддержание порядка и справедливости (Платон, Аристотель); целерациональное действие по эффективному достижению коллективных целей. целерациональное действие по эффективному достижению коллективных целей. Субъект Общее благо Справедливость Разумность Эффективность
(C)Скоробогацкий В.В., Политика, ее сущность и функции Субстанциальный подход Цели политики сфокусированы вокруг проблемы власти. В этом случае под политикой понимаются: действия, направленные на обретение, удержание и использование власти (Макиавелли); действия, направленные на обретение, удержание и использование власти (Макиавелли); участие в делах государства, реализация государственного интереса, целей и задач (этатизм). участие в делах государства, реализация государственного интереса, целей и задач (этатизм).
(C)Скоробогацкий В.В., Политика, ее сущность и функции Конфликтно-консенсусный подход Цели политики определяются биполярной структурой общественных отношений. С данной точки зрения, политика – это: деятельность по насильственному или мирному разрешению конфликтов (М. Дюверже); деятельность по насильственному или мирному разрешению конфликтов (М. Дюверже); отношение «друг-враг» (К. Шмитт). отношение «друг-враг» (К. Шмитт).
(C)Скоробогацкий В.В., Политика, ее сущность и функции Политика – системное, динамическое явление со сложным строением. Она представляет собой процесс, который: развернут в социальном пространстве и во времени, развернут в социальном пространстве и во времени, состоит из циклов (этапов), относительно самостоятельных и обладающих собственной логикой, состоит из циклов (этапов), относительно самостоятельных и обладающих собственной логикой, завершается решением проблемы, завершается решением проблемы, вслед за чем процесс возвращается к исходному пункту. вслед за чем процесс возвращается к исходному пункту. Политика – ответ общества на возникновение конфликтов, затрагивающих интересы больших масс людей.
(C)Скоробогацкий В.В., Политика, ее сущность и функции Определение : Определение : политика – это деятельность, направленная на целерациональное достижение коллективных целей, способствующая повышению уровня общественного согласия относительно общепризнанных ценностей и использующая в качестве средства власть и ее ресурсы. М. Вебер: существует два направления деятельности в политическом мире: принятие решений, принятие решений, исполнение решений. исполнение решений. На этом основана связь и различие между политикой и администрированием (управлением), между политическим классом и бюрократией (администрацией).
(C)Скоробогацкий В.В., Политика, ее сущность и функции Структурные уровни политики: микроуровень – отдельные организации (местные отделения партий, профсоюзы, корпорации, фирмы) – местное самоуправление и гражданское общество (местное сообщество) микроуровень – отдельные организации (местные отделения партий, профсоюзы, корпорации, фирмы) – местное самоуправление и гражданское общество (местное сообщество) б) макроуровень – государство как целое, институты публичной власти, ее устройство в центре и на местах, общественно-политические организации (партии, представленные в парламенте); б) макроуровень – государство как целое, институты публичной власти, ее устройство в центре и на местах, общественно-политические организации (партии, представленные в парламенте); в) мегауровень – деятельность государств и объединений государств (напр., НАТО, ООН, ВТО) на международной арене; международная политика. в) мегауровень – деятельность государств и объединений государств (напр., НАТО, ООН, ВТО) на международной арене; международная политика.
(C)Скоробогацкий В.В., Политика, ее сущность и функции Функции политики: поддержание общественного порядка, поддержание общественного порядка, достижение гражданского мира и согласия между социальными, этническими, конфессиональными группами, достижение гражданского мира и согласия между социальными, этническими, конфессиональными группами, гарантия соблюдения прав, свобод и достоинства людей, гарантия соблюдения прав, свобод и достоинства людей, решение проблем, затрагивающих интересы всего общества, решение проблем, затрагивающих интересы всего общества, профилактика и урегулирование конфликтов, профилактика и урегулирование конфликтов, обеспечение должного уровня справедливости, отвечающего этическим ценностям и принципам, а также реальному уровню морального сознания и общественной нравственности, обеспечение должного уровня справедливости, отвечающего этическим ценностям и принципам, а также реальному уровню морального сознания и общественной нравственности, формирование политического сознания у граждан посредством просвещения. формирование политического сознания у граждан посредством просвещения.
(C)Скоробогацкий В.В., Субъекты политики. Границы политики Субъект политики – индивиды, организации, общественные группы, способные участвовать в политической жизни, влиять на других, вызывать изменения политических отношений в своих интересах. Субъект политики так или иначе представляет большую общественную группу, действуя в границах ее интересов. Поэтому большие общественные группы (нации, классы, религиозные группы, социальные слои, этнические группы) являются первичными субъектами политики, а индивиды, организации, институты, малые группы – вторичными субъектами, действительными только в пределах интересов больших групп.
(C)Скоробогацкий В.В., Субъекты политики. Границы политики Классификация субъектов политики: социальные субъекты– классы, этносы, массы, группы, индивиды, электорат (избиратели); социальные субъекты– классы, этносы, массы, группы, индивиды, электорат (избиратели); институциональные субъекты – государство, партии, профсоюзы, парламент, президент; институциональные субъекты – государство, партии, профсоюзы, парламент, президент; функциональные субъекты – церковь, оппозиция, лобби, СМИ, транснациональные корпорации. функциональные субъекты – церковь, оппозиция, лобби, СМИ, транснациональные корпорации.
(C)Скоробогацкий В.В., Субъекты политики. Границы политики Совокупность отношений и взаимодействий субъектов политики образует политическое пространство, имеющее структуру и границы. S1 S2 S3 S4 Общество
(C)Скоробогацкий В.В., Субъекты политики. Границы политики Структура политического пространства включает в себя три измерения: (1) измерение X: политический субъект и представляемая им социальная общность с кругом ее интересов, (2) измерение Y: политический субъект и социальные институты, (3) измерение Z: способ политического действия. S Y X Z
(C)Скоробогацкий В.В., Субъекты политики. Границы политики В зависимости от того: (а) насколько адекватно субъект (субъекты) политики выражает интересы какой-либо социальной группы и (б) каковы параметры этой группы (численность, удельный вес в социальной структуре, место и роль в общественной жизни), меняется значение измерения X и соответственно – конфигурация политического пространства. X Минимальное значение параметра X X Максимальное значение параметра X
(C)Скоробогацкий В.В., Субъекты политики. Границы политики В зависимости от состояния социальных институтов: (а) способствуют они деятельности субъекта (субъектов) политики или (б) препятствуют ей меняется значение параметра Y и соответственно – конфигурация политического пространства. Y Минимальное значение параметра Y Y Максимальное значение параметра Y
(C)Скоробогацкий В.В., Субъекты политики. Границы политики В зависимости от: (а) целей действия, (б) характера действия (легальный-нелегальный, открытый-закрытый), (в) от видов используемых ресурсов меняется значение параметра Z и соответственно – конфигурация политического пространства. Z Минимальное значение параметра Z Z Максимальное значение параметра Z
(C)Скоробогацкий В.В., Субъекты политики. Границы политики Измерение X характеризует область происхождения власти и истоков политики. Политические отношения возникают там, где появляется политические (вторичные) субъекты, за которыми отдельные социальные группы признают право принимать решения, касающиеся их коренных интересов и целей. Этот субъект наделяется функцией представительства. Благодаря этому социальная группа обретает идентичность, осознание интересов и политическую волю. Социальные группы в эпохи революций действуют непосредственно, в мирные периоды –опосредствованно, участвуют в политике через представителей.
(C)Скоробогацкий В.В., Субъекты политики. Границы политики Измерение Y характеризует область, где с помощью социальных институтов (в том числе – законодательно) оформляются и закрепляются политические отношения. Под воздействием социальных институтов: политика приобретает легитимный характер; политика приобретает легитимный характер; политическое пространство получает организацию (политический строй); политическое пространство получает организацию (политический строй); в обществе складываются нормы и правила политической жизни, включая конституцию и законодательство, традиции (политическая культура) и политический этос. в обществе складываются нормы и правила политической жизни, включая конституцию и законодательство, традиции (политическая культура) и политический этос.
(C)Скоробогацкий В.В., Субъекты политики. Границы политики Измерение Z – это динамическое измерение политики. В данном ракурсе политика выступает как процесс, сопровождающийся переменами в конструкции и содержании политического пространства. Границы политики подвижны. Благодаря этому политика воздействует на любую сферу общества, где возникают проблемы: (1) затрагивающие интересы всего общества, (2) требующие безотлагательного решения, (3) относительно решения этих проблем возможно общественное согласие.
(C)Скоробогацкий В.В., Субъекты политики. Границы политики Подвижный характер границ политики указывает, что мир политического является открытой сферой. Благодаря этому политика пронизывает другие сферы общества как системы – экономику, социальную сферу, культуру. Политика Экономика Социальная сфера Культура
(C)Скоробогацкий В.В., Субъекты политики. Границы политики Границы политики, с одной стороны, определяются: уровнем социальной активности масс, уровнем социальной активности масс, состоянием институтов, состоянием институтов, способностью субъектов политики к решению проблем. способностью субъектов политики к решению проблем. С другой стороны, они очерчиваются эффективностью применения органов принуждения (М. Вебер). Там, где роль таких органов неэффективна, область политики заканчивается. Расширение границ политики приводит к расширению сферы действия публичной (государственной) власти.
(C)Скоробогацкий В.В., Политика и власть Политическая власть – власть, осуществляемая посредством формальных и неформальных органов (организаций) и институтов с целью установления политического строя, обеспечения общественного согласия и повышения уровня интеграции общества как системы Политическая власть – инструмент сознательного саморегулирования общественной системы: выявления возникающих проблем, могущих стать источником конфликтов, и их публичного обсуждения; выявления возникающих проблем, могущих стать источником конфликтов, и их публичного обсуждения; их диагностики (анализа и установления причин дисфункций); их диагностики (анализа и установления причин дисфункций); принятия решения на основе достижения общественного согласия по поводу основных приоритетов; принятия решения на основе достижения общественного согласия по поводу основных приоритетов; обеспечения эффективного контроля за исполнением принятых решений. обеспечения эффективного контроля за исполнением принятых решений.
(C)Скоробогацкий В.В., Политика и власть Признаки политической власти: 1) легальное использование силы в пределах государства, 2) верховенство, обязательность властных решений для всех уровней и слоев общественной структуры, проникновение в любые общественные процессы, 3) публичность – всеобщность и безличность политической власти, осуществляемой от имени всего общества (народа как верховного носителя и источника власти), 4) наличие единого центра принятия решений, 5) многообразие и полнота ресурсов.
(C)Скоробогацкий В.В., Политика и власть В обществе наряду с политической властью существуют другие формы власти: 1) экономическая, 2) социальная, 3) духовная, 4) теневая (криминальная). Политическая власть Экономическая власть Социальная власть Духовная власть Теневая (криминальная) власть
(C)Скоробогацкий В.В., Политика и власть Экономическая власть – воздействие, оказываемое на индивидов и общественные группы посредством экономических институтов и структур, в первую очередь, отношений собственности. Она представляет собой: способ организации и управления экономикой, способ организации и управления экономикой, контроль над экономическими ресурсами и распределением материальных благ. контроль над экономическими ресурсами и распределением материальных благ. Действие экономической власти охватывает, в основном, частную сферу жизни общества.
(C)Скоробогацкий В.В., Политика и власть Социальная власть – это воздействие на индивидов и общественные группы, осуществляемое посредством социальных институтов и структур, в первую очередь, отношений социального неравенства. Социальная власть представляет собой: распределение позиций в социальной организации (статусы, должности, привилегии, льготы), распределение позиций в социальной организации (статусы, должности, привилегии, льготы), управление процессами социальной мобильности; управление процессами социальной мобильности; контроль над социальными ресурсами. контроль над социальными ресурсами. Границы социальной власти очерчиваются, в основном, частной сферой жизни общества.
(C)Скоробогацкий В.В., Политика и власть Духовная власть – воздействие, осуществляемое на индивидов и общественные группы посредством институтов и структур культуры, в первую очередь, отношений иерархии. Духовная власть основана на авторитете и представляет собой: влияние (изменение представлений, мнений, взглядов через механизмы подражания, заражения, диффузию культурных образцов либо целенаправленное воздействие, в том числе, манипуляцию); влияние (изменение представлений, мнений, взглядов через механизмы подражания, заражения, диффузию культурных образцов либо целенаправленное воздействие, в том числе, манипуляцию); распределение знаний и духовных ценностей; распределение знаний и духовных ценностей; контроль над культурными ресурсами, главным образом, информационными. контроль над культурными ресурсами, главным образом, информационными.
(C)Скоробогацкий В.В., Политика и власть Теневая (криминальная) власть – воздействие, оказываемое посредством институтов и структур, сложившихся в преступном мире, в первую очередь, отношений доминирования, основанных на силе. Теневая власть составляет параллельную легальной (публичной) власти и конкурирующую с ней форму власти и предполагает: неограниченное использование мер физического и психического насилия и принуждения; неограниченное использование мер физического и психического насилия и принуждения; право распоряжаться жизнью и смертью других; право распоряжаться жизнью и смертью других; нелегальный контроль над различными видами ресурсов и распоряжение ими помимо воли собственника, включая фактическое отчуждение; нелегальный контроль над различными видами ресурсов и распоряжение ими помимо воли собственника, включая фактическое отчуждение; создание центра принятия решений, включая политические решения и установление контроля над деятельностью органов публичной власти и должностных лиц. создание центра принятия решений, включая политические решения и установление контроля над деятельностью органов публичной власти и должностных лиц.
(C)Скоробогацкий В.В., Политика и власть Политическая власть в силу своего публичного характера является ведущей среди других форм власти – экономической, социальной, духовной, ограниченных, в основном, частной сферой. Решения, принятые в частной сфере, субъектами экономической, социальной или духовной власти, приобретают легитимный и легальный характер, если они опираются на авторитет политической власти. Политическая власть конституирует общество как целостную систему и является инструментом ее организации, управления и регулирования.