Вопросы Врачебного сообщества 1.Почему происходит и чем опасно ухудшение состояния и динамики здоровья населения России? 2. Что происходит в системе здравоохранения и в чем суть и цели провозглашенных «реформ»? 3. Почему никто не хочет слышать мнение врачей, лишенных возможности оказать необходимую помощь пациентам и оказавшихся заложниками и «виновниками»ситуации? 4. Как можно выправить положение в здравоохранении?
1.ДЕПОПУЛЯЦИЯ 2. РОСТ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 3.СНИЖЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4.ДЛИТЕЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС 5.НЕРАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ 6.ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7.РАЗОЧАРОВАНИЕ В НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ, УТРАТА СОЦИАЛЬНЫХ ИДЕАЛОВ СИСТЕМНЫЙ КРИЗИС ЗДОРОВЬЯ НАРОДА
1.Ухудшение доступности и качества медико- санитарной помощи 2. Ослабление профилактики, рост заболеваемости и смертности, экологические бедствия 3. Сужение фронта и снижение уровня научных исследований, их ресурсного обеспечения и координации 4. Упадок мед-фарм. промышленности, дефицит своих и дороговизна импортных лекарств, техники и оснащения. 5. Разочарование ученых, врачей и др. работников здравоохранения … « Утечка мозгов» СИСТЕМНЫЙ КРИЗИС ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
УСЛОВИЯ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 1. Осознание угрозы гибели или деградации нации 2. Общенациональная «воля» к преодолению кризиса. Изменение отношения общества к здоровью 3. Адекватные средства, ресурсы и силы 4. Системная концепция и стратегия здравоохранения (СОЗН и СВЗ) 5. Огромная работа по реализации концепции 6. Информация и мониторинг здоровья и реформ
СДВИГИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ Инициативы Президента РФ в связи демографической и здравоохранной угрозой 2. Национальные приоритетные проекты 3. Дополнительные средства на здравоохранение 4. Голос Пироговских съездов уже не одинок Вместе с тем, по-прежнему: 5. Отсутствие долгосрочной Системной концепции и стратегии здравоохранения (СОЗН и СВЗ) 6. Недостаток информации и мониторинга общественного здоровья и реформ
Национальные приоритетные проекты Здоровье Образование Доступное Жилье Агро-промышленный комплекс Газификация Это не конечная самоцель, а начало системной модернизации социальной сферы и «сбережения народа России»
Изменения медицины в ХХ веке 1.Переход от медицины (наука и искусство врачевания болезней) к здравоохранению (социальная система). 2.Интернационализация медицины. Выявление международных и глобальных проблем. 3.Распространение НТР на биологию и медицину. Революция в информатике и телекоммуникациях.
Проблемы медицины и здравоохранения в ХХI веке 1. Здоровье для всех в ХХI веке. Новая хартия здравоохранения. Цели на рубеже тысячелетий (Millenniums Goals) 2.Интернационализация медицины и формирование глобальной системы охраны здоровья народов мира 3. Новые рубежи и горизонты науки. 4. Проблемы этики и биоэтики. Новая парадигма развития человечества.
ПРОБЛЕМЫ ЗДРАВООХРАННОЙ ЭТИКИ В XXI ВЕКЕ В МЕДИЦИНСКОЙ НАУКЕ Что нужно и что нельзя изучать? (Геном, клонирование?) Обязательные этические критерии в научных исследованиях? (Поиск и разработка новых лекарств? Пересадка органов и тканей?) Возможные социальные, военно-политические, общебиологические (гео-био- ценотические) угрозы науки? В МЕДИЦИНСКОЙ ПРАКТИКЕ Право на здоровье - теория, декларации и реальность его для всех? Взаимные права и обязанности врача, гражданина (пациента) и общества? Новые лекарства и технологии (доступность, эффективность и опасности)? Информационные технологии и телемедицина? В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Финансирование - Сколько нужно? Где взять? Как использовать? Формы оплаты врачебного труда - Уровень? Формы оплаты? (Деньги между врачом и пациентом – разложение этических основ?) Роль врачей в системе здравоохранения? (Самоуправление и контроль?)
РЫЧАГИ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ НАУКОЙ: 1.Целеполагание 2.Кадры – подготовка, расстановка, обеспечение 3.Финансирование и ресурсы 4.Информационное обеспечение 5. Методологическое обеспечение 6. Желание и умение скоординировать усилия ученых 7. Экспертная и практическая оценка результатов
Анализ биологических Функций Выявление патологич. синдромов Диагностика Лечение Мониторинг Оценка результатов лечения Оценка эффективности Методов лечения Оценка орг-методич. и экономической эффективности Оценка деятельности Отделений и всего ЛПУ Оценка эффективности Служб и Систем здравоохранения Анализ био-физиологических целостных и функциональных систем Анализ и оценка технических, организационных и социальных систем ЕДИНСТВО МЕДИЦИНСКОЙ НАУЧНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ВСЯ ИНФОРМАЦИЯ СОБИРАЕТСЯ ОДНОКРАТНО И КОМПЬЮТЕРИЗИРУЕТСЯ, ИСПОЛЬЗУЕТСЯ МНОГОКРАТНО В ЛЮБЫХ РЕЖИМАХ И ОТЧЕТАХ, ТЕЛЕДОСТУПНА, ХРАНИТСЯ ВЕЧНО И АНАЛИЗИРУЕТСЯ ПОВТОРНО
Суть (основные черты и этапы) общей системной теории здравоохранения – вторая половина ХХ в. 1.Переориентация врачебной деятельности с «болезни» на «здоровье» 2.Признание «Здоровья» правом человека и народа (1918 – 1948) 3.Триады функций здравоохранения: специфические (Наука, Профилактика, Лечение) и общесоциальные (Кадры, Ресурсы, Управление) 4.Два уровня системы – СОЗН и СВЗ 5.Международное признание функциональной системности здравоохранения (1957 – 2000) 6.Признание и рекомендация наиболее эффективных принципов построения систем здравоохранения (ВАЗ. 1970) 7.Цель «Здоровье для всех» и концепция ПМСП как зоны первого контакта между человеком (населением) и эшелонированной системой здравоохранения 8.Алма-Атинская конференция и Декларация о ПМСП (1978) 9.Генассамблея ООН о здоровье как цели и факторе развития (1979) 10.Осознание международных и глобальных проблем здравоохранения, начало формирования глобальной системы 11.Использование системного анализа, ИКТехнологий для анализа и прогнозирования здоровья и управления здравоохранением. 12.Уроки постсоветских реформ в разных странах: здравоохранение – не рынок
Что делать? (Рекомендации Пироговского Съезда и других форумов) 1. Реализовать проект « Здоровье » - шире информировать специалистов и население о ходе выполнения, о динамике здоровья россиян и здравоохранения, о планах на второй этап Национального проекта ( гг.) 2. Начать обсуждение, какую систему здравоохранения мы хотим ? 3. Разработать системную доктрину, концепцию и стратегию здравоохранения на 10-летний период (2010 – 2020 гг.), создав для этого комплексную научно-общественную комиссию 4. Информировать медицинское сообщество и население о планах МЗСР и Правительства по реальному реформированию здравоохранения 5. Готовить новые кадры с учетом потребностей и перспектив развития здравоохранения. 6. Обеспечить опережающее развитие медицинской науки и техническое и информационное перевооружение здравоохранения. 7. Обеспечить необходимый рост финансирования здравоохранения с учетом отечественного и международного опыта. 8. Беречь доверие между населением и врачами в интересах их сотрудничества для охраны и улучшения индивидуального и общественного здоровья на основе «общественного договора» 9. Развивать международное сотрудничество, использовать мировой опыт
ОБЩЕСТВО ( ПРАВИТЕЛЬСТВО) Обеспечивает ресурсы для СОЗН и СВЗ -Принимает врачебные рекомендации -Защищает статус врача - Справедливо оплачивает труд врача -Уважает врачебное самоуправление « ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР» В ЗДРАВООХРАНЕНИИ ( Медико-социальная хартия ) ВРАЧИ (ПРОФЕССИЯ, СВЗ ) - Клянутся изучать здоровье и болезни - Предупреждать и лечить болезни - Не торговать услугами, а служить человеку - Помогать коллегам знаниями и опытом - Развивать СВЗ и СОЗН ПАЦИЕНТЫ ( НАСЕЛЕНИЕ) - Будут беречь здоровье свое и других -Выполнять рекомендации врачей -Следить за выполнением обязательств общества
Этапы, направления, формы информатизации ФМУ 1. Отдельные компьютеры 2. Создание локальных сетей 3. Подключение к Интернет и Создание WEB-страниц и Интернет-порталов 5. Электронизация медицинской, социальной, организационной, финансовой и др. информации 6. Комплексная информатизация учреждений 7. Включение в корпоративную сеть телемедицины 8. Формирование электронной истории болезни, паспорта здоровья 9. Единое мединформ. пространство РАМН, Москвы, России, международное.
КМИУ МосТелемедСеть Регионы РФ ГЛОБАЛЬНОЕ ЗДРАВИНФОРМ ПРОСТРАНСТВО РАМН МИАЦ