Известный русский философ П.А. Флоренский, арестованный в 1933 году органами НКВД сказал: Друг мой! Как упоительна мысль о ней. Здесь же она и вовсе обретает особую, гораздо большую ценность! Впрочем, нужно отметить, что сравнима она лишь с ценою самой жизни… Как долго мы грезили о ней. И не о такой жизни мечтали для своих детей. Иной раз представляю, как может все измениться вдруг, как все стороны нашего бытия обретут состояние гармонии и душевного спокойствия…Тогда мы будем пить ее, вожделенную, большими глотками и будем творить и ценить каждую мысль в новых условиях рожденную. Велико счастье тех, кто ею обладает.
Демократический режим - это способ функционирования политической системы общества, основанный на признании народа в качестве главного источника власти, на его праве участвовать в решении общественных и государственных дел и наделении широким кругом прав и свобод. Признаки демократического режима: Политическая власть принадлежит большинству. Источником власти является народ. Власть формируется путем свободных выборов. Уважение большинством права меньшинства на оппозицию. Принцип разделения властей. Наличие конкурентной партийной системы. Церковь отделен от государства. Гарантия гражданских, политических и социальных прав личности
Законодательная власть, служившая в 1990-е гг. - сегодня полностью подчинена президентской воле. Члены Совета Федерации не избираются, а назначаются. Из-за новой системы, когда все депутаты Думы избираются по партийным спискам, в сочетании с ужесточением закона о выборах с точки зрения формирования политических партий, шансы на формирование реальной оппозиции и новых независимых партий сократились. Большой бизнес, запуганный 'делом 'ЮКОСа'', опасается играть не то что оппозиционную, но и просто независимую роль. Что касается СМИ, то если некоторые печатные органы, одна радиостанция и Интернет сохраняют независимость, то наиболее важное средство массовой информации - общенациональное телевидение - сегодня во всем послушно президентской администрации. Региональные губернаторы, которых раньше выбирали, теперь назначаются президентом и утверждаются покорными законодательными собраниями субъектов федерации. В ответ на фактическую ликвидацию оппозиционных партий, независимых СМИ и дальнейшую централизацию исполнительной власти правозащитная организация 'Freedom House' в своем рейтинге на 2005 г. перевела Россию из категории 'частично свободных' стран в категорию 'несвободных'. При Путине политическое пространство в России резко сузилось, а демократия была урезана. Россия стала, по выражению моей российской коллеги Лилии Шевцовой, 'имитационной демократией' с декоративными демократическими институтами. Формально демократия существует, но ее суть - соревновательность и плюрализм - исчезли.
Что мешает демократии
Дмитрий Медведев о демократии в России на данный момент. «Мы в начале пути, но мы свободны», заявил он. У президента есть своё видение того, каким должно быть современное государство в XXI веке. Первое и главное граждане должны доверять демократии. Этого эффекта можно достичь, лишь обеспечивая их благосостояние. «Бедность одна из главных угроз демократии», убеждён Медведев. Второй аспект перемещение общественной дискуссии на виртуальные площадки. «Впереди нас ждёт не представительная, а прямая демократия», заявил президент. Ещё одно обязательное условие убеждённость граждан в том, что они живут в демократическом государстве. По словам Медведева, власть сколько угодно может говорить о принципах свободы, однако, если человек не будет чувствовать себя свободным, толку от этого не будет никакого.
Как достичь общего видения демократии учениками и учителями Для ученика: -сотрудничество учителя и ученика во внеурочное время -свобода выбора (выбор профиля, формы, нагрузки, предметов) -право на ошибку -объективная оценка знаний, равные требования ко всем, учитель должен смотреть на ученика, как на личность, помогать ему -равенство прав (учитель должен ко мнению учеников, голосование при принятии решений) -роль лидера не должна быть постоянной, ребята тоже могут быть организаторами -гибкость в плане принятия новых идей, создания полей Для учителя: -сотрудничество с коллективом -право выбора -право на ошибку -возможность проявления инициативы -наличие собственного мнения -наличие договорных отношений -индивидуальный подход к каждому ученику
Президент России предсказывает прямую демократию Дмитрий Медведев на встрече с зарубежными политологами в рамках политического форума "Современное государство: стандарты демократии и критерии эффективности" // Reuters