Дейл Карнеги Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично.
Глава первая. Как развить смелость и уверенность в себе. И в наше время, и много лет назад, люди испытывали чувство страха и неуверенности, выступая перед аудиторией. Вот высказывание одного из слушателей ораторского искусства: Когда мне приходиться вставать и начинать говорить, то я чувствую себя таким скованным, так волнуюсь, что не в состоянии ясно мыслить, выступая перед аудиторией. Я хочу научить располагать свои мысли в логическом порядке, ясно и убедительно высказываться перед группой и перед аудиторией в деловой сфере или клубе".Когда мне приходиться вставать и начинать говорить, то я чувствую себя таким скованным, так волнуюсь, что не в состоянии ясно мыслить, выступая перед аудиторией. Я хочу научить располагать свои мысли в логическом порядке, ясно и убедительно высказываться перед группой и перед аудиторией в деловой сфере или клубе". Многим людям не чужды эти слова и они испытывают тоже самое.
Выработка уверенности в себе, смелости, способности говорить спокойно и ясно, выступая пред аудиторией, не представляет и десятой доли той трудности, которую воображает себе большинство людей. Это вовсе не талант, дарованный проведением лишь отдельным выдающимся личностям. Любой человек может раскрыть свои скрытые способности, если у него будет достаточно сильное желание. Выработка уверенности в себе, смелости, способности говорить спокойно и ясно, выступая пред аудиторией, не представляет и десятой доли той трудности, которую воображает себе большинство людей. Это вовсе не талант, дарованный проведением лишь отдельным выдающимся личностям. Любой человек может раскрыть свои скрытые способности, если у него будет достаточно сильное желание.
Для того, чтобы ваше стремление стать хорошим оратором быстро и успешно претворилось в жизнь, вам необходимо соблюсти четыре правила. Для того, чтобы ваше стремление стать хорошим оратором быстро и успешно претворилось в жизнь, вам необходимо соблюсти четыре правила. Первое: НАЧИНАЙТЕ РЕЧЬ С СИЛЬНЫМ И НАСТОЙЧИВЫМ СТЕМЛЕНИЕМ ДОСТИЧЬ СВОЕЙ ЦЕЛИ. Первое: НАЧИНАЙТЕ РЕЧЬ С СИЛЬНЫМ И НАСТОЙЧИВЫМ СТЕМЛЕНИЕМ ДОСТИЧЬ СВОЕЙ ЦЕЛИ. Это имеет гораздо большее значение, чем вы вероятно осознаете. Если ваши стремления вялы и слабы, ваши достижения примут такой же характер. Но если вы стремитесь к своей цели упорно, с энергией бульдога, преследующего кошку, то ничто в нашей галактике не сможет вас остановить. Это имеет гораздо большее значение, чем вы вероятно осознаете. Если ваши стремления вялы и слабы, ваши достижения примут такой же характер. Но если вы стремитесь к своей цели упорно, с энергией бульдога, преследующего кошку, то ничто в нашей галактике не сможет вас остановить. Поэтому надо с большим подъемом заниматься самообучением. Помните о его пользе. Думайте о том, какое значение для вас имеет выработка большей уверенности в себе и способности более убедительно говорить перед аудиторией. Поэтому надо с большим подъемом заниматься самообучением. Помните о его пользе. Думайте о том, какое значение для вас имеет выработка большей уверенности в себе и способности более убедительно говорить перед аудиторией.
Второе: НУЖНО ТВЕРДО ЗНАТЬ ТО, О ЧЕМ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ ГОВОРИТЬ. Второе: НУЖНО ТВЕРДО ЗНАТЬ ТО, О ЧЕМ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ ГОВОРИТЬ. Если человек не обдумал, заранее не спланировал свою речь и не знает, что он будет говорить, он не может чувствовать себя уверенно перед слушателями. Он будет напоминать слепого, ведущего другого слепого. В этом случае оратор неизбежно смущается, чувствует себя виноватым, стыдится своей небрежности. Если человек не обдумал, заранее не спланировал свою речь и не знает, что он будет говорить, он не может чувствовать себя уверенно перед слушателями. Он будет напоминать слепого, ведущего другого слепого. В этом случае оратор неизбежно смущается, чувствует себя виноватым, стыдится своей небрежности.
Третье: ПРОЯВЛЯЙТЕ УВЕРЕННОСТЬ. "Кажется, что действие следует за чувством, но на самом деле действие и чувство сочетаются: управляя действием, которое находится под более непосредственным контролем воли, мы можем косвенно управлять чувством, не находящимся под этим контролем" (Уильям Джеймс, американский психолог). Превосходный сознательный путь к обретению бодрости, если ваша подлинная бодрость утрачена, заключается в том, чтобы сидеть с бодрым видом, действовать и говорить так, словно вы уже проникнуты бодростью. Если такое поведение не побудит вас испытывать бодрость, то ничто иное в данном случае вам не поможет. Поэтому, чтобы чувствовать себя смелым, действуйте так, будто вы действительно смелы, напрягите для этой цели всю свою волю, и приступ страха, по всей вероятности, сменится приливом мужества.
Чтобы выработать в себе смелость перед лицом аудитории, ведите себе так, будто вы уже обладаете этой смелостью. Чтобы выработать в себе смелость перед лицом аудитории, ведите себе так, будто вы уже обладаете этой смелостью. Само собой разумеется, если вы не подготовлены, то никакие действия вам не помогут. Но если вы хорошо знаете, о чем вы собираетесь говорить, решительно встаньте и сделайте глубокий вдох. Дышите глубоко в течение тридцати секунд до того, как вы окажитесь перед аудиторией. Повышенный приток кислорода взбодрит вас и придаст вам смелости. Само собой разумеется, если вы не подготовлены, то никакие действия вам не помогут. Но если вы хорошо знаете, о чем вы собираетесь говорить, решительно встаньте и сделайте глубокий вдох. Дышите глубоко в течение тридцати секунд до того, как вы окажитесь перед аудиторией. Повышенный приток кислорода взбодрит вас и придаст вам смелости. Во все времена, во всех странах люди всегда восхищались мужеством, поэтому, как бы ни билось ваше сердце, смело выходите вперед, стойте спокойно и держите себя так, будто вам это приятно. Во все времена, во всех странах люди всегда восхищались мужеством, поэтому, как бы ни билось ваше сердце, смело выходите вперед, стойте спокойно и держите себя так, будто вам это приятно. Выпрямитесь во весь рост, смотрите прямо в глаза своим слушателям и начинайте говорить уверенно. Выпрямитесь во весь рост, смотрите прямо в глаза своим слушателям и начинайте говорить уверенно.
НЕ НАДО нервными движениями застегивать и расстегивать пуговицы на пиджаке, перебирать в руках бусы или делать суетливые движения руками. Если вы не можете воздержаться от нервных движений, держите руки за спиной и двигайте пальцами так, чтобы никто этого не видел, либо шевелите пальцами ног. НЕ НАДО нервными движениями застегивать и расстегивать пуговицы на пиджаке, перебирать в руках бусы или делать суетливые движения руками. Если вы не можете воздержаться от нервных движений, держите руки за спиной и двигайте пальцами так, чтобы никто этого не видел, либо шевелите пальцами ног. Как правило, оратору нехорошо прятаться за мебелью, но, если во время первых выступлений вы будете стоять за столом или за стулом и крепко держаться за них либо сжимать в руке монету, это может придать вам немного смелости. Как правило, оратору нехорошо прятаться за мебелью, но, если во время первых выступлений вы будете стоять за столом или за стулом и крепко держаться за них либо сжимать в руке монету, это может придать вам немного смелости.
Четвертое: ПРАКТИКУЙТЕСЬ! ПРАКТИКУЙТЕСЬ! ПРАКТИКУЙТЕСЬ! Даже если вы забудете все, что читали до сих пор, запомните следующие: первый (он же последний), безошибочный способ выработать уверенность в себе при выступлениях - это как можно больше говорить. В сущности все в конечном счете сводится к одному основному моменту – надо практиковаться, практиковаться и практиковаться. Это условие, без которого ничего не получится.
Глава вторая Уверенность в себе создается подготовкой. Если в голове и сердце оратора действительно есть идея, внутренняя потребность высказаться, он может быть почти полностью быть уверенным в успехе. Хорошо подготовленная речь - это на девять десятых произнесенная речь.
Что значит подготовиться к выступлению? Механически выписать на бумагу несколько фраз? Заучить эти фразы? Ничего подобного. Подлинная подготовка состоит в том, чтобы извлечь что-то из себя, подобрать и скомпоновать собственные мысли, выработать и оформить собственные убеждения. Не старайтесь сесть и приготовить речь за тридцать минут. Нельзя "испечь" речь по заказу, как пирог. Речь должна вызреть. Выберите тему в начале недели, обдумайте ее в свободное время, вынашивайте ее, не забывая о ней ни днем, ни ночью. обсуждайте ее с друзьями. делайте ее темой бесед. Задавайте самому себе всевозможные вопросы на данную тему. Записывайте на клочках бумаги все мысли и примеры, которые приходят вам в голову, и продолжайте искать.
После того, как вы обдумали вопрос самостоятельно, идите в библиотеку и прочтите литературу на эту тему, - если позволяет время. Расскажите библиотекарю, что вам нужно. Он может оказать вам большую помощь. Соберите значительно больше материала, чем вы намерены использовать. Подберите сто мыслей и отбросьте из них девяносто. Создайте резервные знания, получите наиболее полный объем информации.
Глава третья Как знаменитые ораторы готовились к выступлениям Наполеон говорил, что «Искусство войны - это наука, в которой не удается ничего, кроме того, что было рассчитано и продумано". Это относится к публичным выступлениям в не меньшей степени, чем к военным действиям. Наполеон говорил, что «Искусство войны - это наука, в которой не удается ничего, кроме того, что было рассчитано и продумано". Это относится к публичным выступлениям в не меньшей степени, чем к военным действиям. Выступление - это путешествие, маршрут которого должен быть нанесен на карту. Оратор, который не знает, куда он идет, обычно приходит неизвестно куда. Выступление - это путешествие, маршрут которого должен быть нанесен на карту. Оратор, который не знает, куда он идет, обычно приходит неизвестно куда. Не существует непогрешимых, железных правил организации мыслей и построения речей. Каждое выступление создает свои собственные, особые проблемы. Не существует непогрешимых, железных правил организации мыслей и построения речей. Каждое выступление создает свои собственные, особые проблемы.
Оратор должен обстоятельно осветить вопрос, которого он касается, и больше к нему не возвращаться. Не нужно перескакивать с одного вопроса на другой и возвращаться к нему снова - это бесцельное метание. Покойный доктор Конуэлл строил многие свои выступления по следующему плану: а) изложение фактов; б) высказывание соображений, вытекающих из них; в) призыв к действиям. Вариант плана выступления: а) продемонстрировать нечто плохое; б) показать, как исправить зло; в) просить о сотрудничестве. План речи: а) добиться интереса и внимания; б) завоевать доверие; в) изложить факты; г) привести мотивы, побуждающие людей действовать.
Все факты, освещающие вашу тему с обеих сторон должны быть собраны, систематизированы, изучены переварены. Все факты, освещающие вашу тему с обеих сторон должны быть собраны, систематизированы, изучены переварены. Проверьте их; убедитесь в том, что это действительно факты; затем обдумайте для себя, на какой вывод наталкивают эти факты. Проверьте их; убедитесь в том, что это действительно факты; затем обдумайте для себя, на какой вывод наталкивают эти факты. Прежде чем выступать, Линкольн с математической точностью обдумывал свои выводы. Когда ему было сорок лет и он был уже членом конгресса, он изучал Эвклида, чтобы иметь возможность выявлять софизмы и доказывать свои выводы. Прежде чем выступать, Линкольн с математической точностью обдумывал свои выводы. Когда ему было сорок лет и он был уже членом конгресса, он изучал Эвклида, чтобы иметь возможность выявлять софизмы и доказывать свои выводы. Когда Теодор Рузвельт готовился к выступлению, он подбирал все факты, оценивал их, затем очень быстро диктовал текст своей речи, выправлял машинописный текст и снова диктовал текст в окончательном виде. Когда Теодор Рузвельт готовился к выступлению, он подбирал все факты, оценивал их, затем очень быстро диктовал текст своей речи, выправлял машинописный текст и снова диктовал текст в окончательном виде.
Если можете, записывайте свое выступление на пленку и прослушайте ее. Если можете, записывайте свое выступление на пленку и прослушайте ее. Записи в руках оратора на пятьдесят процентов уничтожают интерес к выступлению. Избегайте этого. Главное - не читайте своих речей. Записи в руках оратора на пятьдесят процентов уничтожают интерес к выступлению. Избегайте этого. Главное - не читайте своих речей. Трудно заставить аудиторию вынести чтение по бумажке. Трудно заставить аудиторию вынести чтение по бумажке. После того, как вы обдумали и скомпоновали свою речь, репетируйте ее про себя, когда вы ходите по улице. Уединитесь где-нибудь и произнесите речь полностью с начала до конца, с жестами, дав себе волю. Представьте себе, что вы обращаетесь к настоящей аудитории. Чем чаще вы будете это делать, тем лучше вы будете чувствовать себя, когда настанет время вашего публичного выступления. После того, как вы обдумали и скомпоновали свою речь, репетируйте ее про себя, когда вы ходите по улице. Уединитесь где-нибудь и произнесите речь полностью с начала до конца, с жестами, дав себе волю. Представьте себе, что вы обращаетесь к настоящей аудитории. Чем чаще вы будете это делать, тем лучше вы будете чувствовать себя, когда настанет время вашего публичного выступления.
КАК УЛУЧШИТЬ ПАМЯТЬ Средний человек использует не больше десяти процентов врожденных возможностей своей памяти. остальные девяносто процентов пропадают, потому что он нарушает естественные законы запоминания. "Естественные законы запоминания": впечатление, повторение, ассоциация. Нужно получить глубокое, яркое впечатление о том, что вы хотите запомнить. Для этого вы должны: а) сосредоточиться. В этом секрет памяти Теодора Рузвельта; б) внимательно наблюдать. Получить правильное впечатление. Фотоаппарат не даст снимков при тумане; ваше сознание не сохранит туманных впечатлений; в) надо получить впечатления при помощи возможно большего числа органов чувств. Линкольн читал вслух то, что он хотел запомнить, чтобы восприятие было одновременно и зрительным и слуховым; г) прежде всего старайтесь получить зрительное впечатление. Оно прочнее. Нервы, ведущие от глаз к мозгу, в двадцать пять раз толще, чем толще, чем нервы, ведущее от уха к мозгу. Марк Твен не мог запомнить последовательности своего изложения, когда пользовался записями, но когда он бросил записи и для запоминания своих различных тем, стал пользоваться рисунками, всего его трудности исчезли.
Второй закон памяти - повторение. Тысячи студентов- мусульман знают наизусть Коран - книгу примерно такого же объема, как Новый завет, и они в значительной мере достигают этого путем повторения. Мы можем запомнить все что угодно в разумных пределах, если будем достаточно часто повторять это. Но при повторение имейте в виду следующее: а) не повторяйте текст снова и снова, пока он не закрепится в вашей памяти. прочтите текст один или два раза, потом бросьте и позднее снова и снова возвращайтесь к нему. Повторение таким способом, с интервалами, позволит вам запомнить текст, потребовав наполовину меньше времени, чем при запоминании в один приемам; б) запомнив что-либо, мы за первые восемь часов забываем столько же, сколько за последующие тридцать дней; поэтому просматривайте свои записи всего за несколько минут до выступления.
Третий закон памяти - ассоциация. Единственный способ запомнить факт - это ассоциировать его с каким-либо другим фактом. "Все, что возникает в сознании,- говорит профессор Джеймс,- должно быть внесено в него, а будучи внесенным, оно выступает во взаимосвязь с тем, что там уже было... Тот, кто больше обдумывает получаемые сведения и устанавливает между ними более тесные взаимосвязи, будет обладать лучшей памятью". Если вы хотите ассоциировать один факт с другими, уже известными вами, обдумайте новый факт со всех точек зрения. Поставьте себе такие вопросы: "Почему это так?", "Как получилось, что это так?", "Когда так бывает?", "Где так бывает?", "Кто сказал, что это так?" Чтобы запомнить даты, ассоциируйте их со знаменательными датами, которые вы знаете.
Чтобы запомнить последовательность пунктов своего выступления, расположите их так, чтобы одна тема логически вытекала из другой. Кроме того, вы можете придумать мнемоническую фразу, включающую основные моменты, например: "Корова курила сигару и лягнула Наполеона, а дом сгорел вместе с религиозными культами". Если несмотря на все меры предосторожности, вы внезапно забыли, что собирались сказать, вы можете избежать полного провала, используя последние слова последней фразы как первые слова новой фразы. Можно продолжать таким образом, пока вы не вспомните следующий пункт своей речи.
СЕКРЕТ ХОРОШЕГО ВЫСТУПЛЕНИЯ В речи имеется нечто, помимо слов, и это нечто имеет значение. Дело не столько в том, что вы говорите, сколько в том, КАК вы это говорите. В речи имеется нечто, помимо слов, и это нечто имеет значение. Дело не столько в том, что вы говорите, сколько в том, КАК вы это говорите. Многие ораторы игнорируют своих слушателей, смотря поверх их годов или на пол. Они как будто бы говорят сами с собой. Между аудиторией и оратором нет контакта. нет взаимосвязи. Такое поведение убивает беседу, оно так же убивает публичное выступление. Многие ораторы игнорируют своих слушателей, смотря поверх их годов или на пол. Они как будто бы говорят сами с собой. Между аудиторией и оратором нет контакта. нет взаимосвязи. Такое поведение убивает беседу, оно так же убивает публичное выступление. Хорошее выступление - это прежде всего разговорный тон и непосредственность, несколько акцентированные. Хорошее выступление - это прежде всего разговорный тон и непосредственность, несколько акцентированные. Говорите со слушателями так, как будто вы ожидаете, что они сейчас встанут и будут отвечать вам. Если бы они задавали вопросы, ваше выступление почти наверняка сразу же значительно улучшилось бы. Поэтому вообразите себе, что-то кто- то задал вам вопрос и что вы отвечаете на него. Скажите вслух: "Вы спросите, откуда я это знаю. Я вам скажу..." Такие вещи кажутся совершенно естественными; ваше фразеология не будет большей официальной, это согреет и очеловечит выступление. Говорите со слушателями так, как будто вы ожидаете, что они сейчас встанут и будут отвечать вам. Если бы они задавали вопросы, ваше выступление почти наверняка сразу же значительно улучшилось бы. Поэтому вообразите себе, что-то кто- то задал вам вопрос и что вы отвечаете на него. Скажите вслух: "Вы спросите, откуда я это знаю. Я вам скажу..." Такие вещи кажутся совершенно естественными; ваше фразеология не будет большей официальной, это согреет и очеловечит выступление.
Вкладывайте душу в свое выступление. Подлинная эмоциональная искренность поможет больше, чем все возможные правила на свете. Существует четыре приема, которые все мы бессознательно применяем в серьезном разговоре. Но применяете ли вы их, выступая публично? Большинство людей этого не делает. а) акцентируете ли вы важные слова во фразе и подчиняете ли вы им менее важные? Произносите ли вы все слова, включая предлоги и союзы, примерно одинаково или вы произносите фразу, делая на чем-то ударение. б) колеблется ли звук вашего голоса, попеременно повышаясь и понижаясь, подобно голосу маленького ребенка, когда он разговаривает. в) меняете ли вы темп вашей речи, быстро произнося слова, не имеющие большого значения, и затрагивая больше времени на те, которые хотите выделить. г) делаете ли вы паузы перед высказыванием важных для вас мыслей.