:36:52Лекция для слушателей АГЗ МЧС России "Планирование мероприятий ГО и РСЧС" 1 Слайд 1 Эмблема Академии МЧС России АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ МЧС РОССИИ КАФЕДРА ОРГАНИЗАЦИИ и УПРАВЛЕНИЯ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ РСЧС
:36:52Лекция для слушателей АГЗ МЧС России "Планирование мероприятий ГО и РСЧС" 2 Слайд 2 Учебные и воспитательные цели : Основная цель - ознакомить слушателей : с сущностью, принципами, задачами, видами и формами планирования с порядком работы в организациях по планированию мероприятий с общим порядком и особенностями планирования мероприятий в мирное и в условиях чрезвычайной ситуации со структурой планов
:36:52Лекция для слушателей АГЗ МЧС России "Планирование мероприятий ГО и РСЧС" 3 Слайд 3 Учебные вопросы : 1.Требования, предъявляемые к планированию. Основные виды и формы планирования 2.Структура и содержание основных планирующих документов 3.Организация планирования мероприятий
:36:52Лекция для слушателей АГЗ МЧС России "Планирование мероприятий ГО и РСЧС" 4 Слайд 4 1 учебный вопрос : Требования, предъявляемые к планированию Основные виды и формы планирования
:36:52Лекция для слушателей АГЗ МЧС России "Планирование мероприятий ГО и РСЧС" 5 Слайд 5 Управление – процесс руководства органами управления деятельностью, организаций, сил, группы или отдельных людей, направленный на достижение определенной, заранее поставленной цели, и заключающийся в планировании, организации, исполнении и контроле необх.мероприятий Система управления – совокупность системы органов управления, системы пунктов управления и системы технических средств, обеспечивающих управление Система управления – совокупность вышестоящих органов управления (субъектов управления), подчиненных им нижестоящих органов управления (объектов управления), а также взаимодействующих органов управления, действующих в определенной взаимосвязи
:36:52Лекция для слушателей АГЗ МЧС России "Планирование мероприятий ГО и РСЧС" 6 Слайд 6 субъект управления объект управления канал прямой связи канал обратной связи ЦИКЛ УПРАВЛЕНИЯ Цикл управления – замкнутая логическая последовательность управленческих решений, направленных на выполнение одной или совокупности взаимосвязанных задач, объединенных общей целью и замыслом
:36:52Лекция для слушателей АГЗ МЧС России "Планирование мероприятий ГО и РСЧС" 7 Слайд 7 Совокупность циклов управления ПД субъект управления объект управления 1-й цикл управления объединение соединение часть подразделение субъект управления объект управления 2-й цикл управления субъект управления объект управления 3-й цикл управления
:36:52Лекция для слушателей АГЗ МЧС России "Планирование мероприятий ГО и РСЧС" 8 Слайд 8 Управление при получении задачи Задача старшего нач-ка Оценка обстановки; Принятие решения; Постановка задач Доведение задач; Контроль Выполнение: приказов; распоряжений; поставленных задач. Сбор и доклад данных обстановки КОМАНДИР субъект упр-я ПОДЧИНЕННЫЙ объект упр-я ЦИКЛ УПРАВЛЕНИЯ канал обратной связи канал прямой связи
:36:52Лекция для слушателей АГЗ МЧС России "Планирование мероприятий ГО и РСЧС" 9 Слайд 9 Управление при возникновении ЧС Оценка обстановки; Принятие решения; Постановка задач Доведение задач; Контроль Получение сигнала о ЧС Сбор и доклад данных обстановки Возник- новение ЧС Выполнение: приказов; распоряжений; поставленных задач. Сбор и доклад данных обстановки КОМАНДИР субъект упр-я ПОДЧИНЕННЫЙ объект упр-я ЦИКЛ УПРАВЛЕНИЯ канал обратной связи канал прямой связи
:36:52Лекция для слушателей АГЗ МЧС России "Планирование мероприятий ГО и РСЧС" 10 Слайд 10 Основные принципы защиты населения и территорий от ЧС Принцип государственной приоритетности Вопросы защиты населения в ЧС имеют приоритет и являются важнейшей задачей государства и органов управления всех уровней Принцип права граждан на защиту Защите в ЧС подлежит все население РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся в зоне ЧС Принцип заблаговременности Мероприятия по предупреждению ЧС и максимально возможному снижению размеров ущерба от ЧС проводятся заблаговременно Принцип учета особенностей Планирование и осуществление мероприятий защиты от ЧС проводится с учетом экономических, природных и иных особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС Принцип необходимой достаточности Необходимая достаточность и максимально возможное использование имеющихся сил и средств, привлекаемых к ликвидации ЧС Принцип территориальности Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами органов управления той территории, на которой сложилась ЧС; при недостаточности имеющихся сил и средств привлекаются силы и средства вышестоящих органов управления
:36:52Лекция для слушателей АГЗ МЧС России "Планирование мероприятий ГО и РСЧС" 11 Слайд 11 Основные принципы управления Устойчивость Непрерывность Оперативность Гибкость Скрытность Плановость Заблаговременность Всесторонний учет обстановки Взаимодоговоренность сторон
:36:52Лекция для слушателей АГЗ МЧС России "Планирование мероприятий ГО и РСЧС" 12 Слайд 12 Основные принципы военного управления Принципы военного управления - это наиболее общие основополагающие правила, рекомендации, нормы поведения, которые должны учитываться и которыми должны руководствоваться начальники ( командиры ) в своей практической работе, особенно в военное время Централизация управления Единоначалие Персональная ответственность начальника Твердость и настойчивость Рациональность и плановость Оперативное и гибкое реагирование
:36:52Лекция для слушателей АГЗ МЧС России "Планирование мероприятий ГО и РСЧС" 13 Слайд 13 Основные задачи (этапы) управления Сбор и анализ информации (оценка обстановки) Выработка и приятие решения (в т.ч. перспективное или текущее планирование ) Постановка задач подчиненным Всестороннее обеспечение выполняемой задачи Контроль и оказание помощи подчиненным Подведение итогов и обобщение опыта Организация работы подчиненных
:36:52Лекция для слушателей АГЗ МЧС России "Планирование мероприятий ГО и РСЧС" 14 Слайд 14 Основные функции управления Планирование Организация Исполнение Контроль Планирование – это детальная разработка содержания и порядка выполнения органами управления, силами и средствами поставленных задач (мероприятий) по действиям при угрозе и возникновении ЧС, при организации и ведении ГО
:36:52Лекция для слушателей АГЗ МЧС России "Планирование мероприятий ГО и РСЧС" 15 Слайд 15 Требования к планированию Реальностьпланирования является одним из главных требований к планированию. Оно обеспечивается всесторонним и глубоким анализом РСЧС, гражданской обороны на соответствующем уровне,, которая может сложиться на той или иной территории, отрасли, организации является одним из главных требований к планированию. Оно обеспечивается всесторонним и глубоким анализом РСЧС, гражданской обороны на соответствующем уровне, реальной оценкой обстановки, которая может сложиться на той или иной территории, отрасли, организацииКонкретностьпланирования предполагает, что все планируемые мероприятия и действия должны иметь названия, объем, содержание и быть согласованы между собой по целям, месту, времени и составу сил, по способу их выполнения предполагает, что все планируемые мероприятия и действия должны иметь конкретные названия, объем, содержание и быть согласованы между собой по целям, месту, времени и составу сил, по способу их выполненияЦелеустремлённость (целенаправленность)планирования, определить особо важные мероприятия, на решении которых должны быть сосредоточены основные усилия органов управления (штаба ЧС) заключается в умении выделить главные задачи, определить особо важные мероприятия, на решении которых должны быть сосредоточены основные усилия органов управления (штаба ЧС)
:36:52Лекция для слушателей АГЗ МЧС России "Планирование мероприятий ГО и РСЧС" 16 Слайд 16 Реальность – обеспечивается всесторонним и глубоким анализом состояния системы управления на соответствующем уровне, реальной оценкой обстановки, которая может сложиться на той или иной территории, в отрасли, организации, а также тщательными расчетами и строгим учетом людских и материальных ресурсов, специфики местных условий, наличия времени, необходимого для решения поставленных задач
:36:52Лекция для слушателей АГЗ МЧС России "Планирование мероприятий ГО и РСЧС" 17 Слайд 17 Целеустремленность ( целенаправленность ) – предполагает умение выделить главные задачи, определить особо важные мероприятия, на решение которых должны быть сосредоточены основные усилия органов управления (штаба ЧС)
:36:52Лекция для слушателей АГЗ МЧС России "Планирование мероприятий ГО и РСЧС" 18 Слайд 18 Конкретность – предполагает точность и конкретность названия, объемов и содержания всех планируемых мероприятий и действий, их согласованность между собой по целям, месту, времени и составу сил, а также по способу выполнения
:36:52Лекция для слушателей АГЗ МЧС России "Планирование мероприятий ГО и РСЧС" 19 Слайд 19 Табличное (матричное) Линейно-графическое (ленточное) Сетевое (алгоритмическое) Методы планирования
:36:52Лекция для слушателей АГЗ МЧС России "Планирование мероприятий ГО и РСЧС" 20 Слайд 20 Табличное планирование п/п Содержание мероприятий Испол- нитель Дата начала Дата окончания Отметка о выполнении Линейно - графическое планирование п/п Содержание мероприятий Отметка о выполнении Месяцы, недели, дни, часы I IIIII Испол- нитель
:36:52Лекция для слушателей АГЗ МЧС России "Планирование мероприятий ГО и РСЧС" 21 Слайд 21 Вариантное планирование задача 1 вар. 2 вар. 3 вар. рез-т Сетевое планирование задачарез-т
:36:52Лекция для слушателей АГЗ МЧС России "Планирование мероприятий ГО и РСЧС" 22 Слайд 22 Планирование мероприятий - важный этап организационной деятельности по реализации политики организации в области защиты сотрудников и территорий от чрезвычайных ситуаций Перспективное(программно-целевое)планированиеОперативное(текущее)планирование
:36:52Лекция для слушателей АГЗ МЧС России "Планирование мероприятий ГО и РСЧС" 23 Слайд 23 Виды планирования по срочности Перспективное (10-15 лет) целевые программы, концепции развития, научно-технические программы и планы Оперативное (до 1-5 лет): долгосрочное - долгосрочное (до 5 лет) планы ГО, действий в ЧС, годовые планы среднесрочное - среднесрочное (до 1 года) календарные планы, планы осн.мероприятий краткосрочное - краткосрочное (текущее) постановления, приказы, распоряжения
:36:52Лекция для слушателей АГЗ МЧС России "Планирование мероприятий ГО и РСЧС" 24 Слайд 24 Виды планирования по срочности Стратегическое (10-15 лет) - целевые программы, концепции развития - научно-технические программы и планы Оперативное (до 1-5 лет): долгосрочное - долгосрочное (до 5 лет) планы ГО, планы действий в ЧС среднесрочное - среднесрочное (до 1 года) планы осн. мероприятий, календарные планы Тактическое (текущее) постановления, приказы, распоряжения
:36:52Лекция для слушателей АГЗ МЧС России "Планирование мероприятий ГО и РСЧС" 25 Слайд 25 Виды планирования по периодам На мирное время На переходный (угрожаемый) период На время чрезвычайной ситуации На восстановительный период
:36:52Лекция для слушателей АГЗ МЧС России "Планирование мероприятий ГО и РСЧС" 26 Слайд 26 Виды планирования по этапам Организация выполнения работ Выполнение работ Обеспечение выполнения работ Контроль выполнения работ
:36:52Лекция для слушателей АГЗ МЧС России "Планирование мероприятий ГО и РСЧС" 27 Слайд 27 Классификация, структура и содержание основных планирующих документов 2 учебный вопрос :
:36:52Лекция для слушателей АГЗ МЧС России "Планирование мероприятий ГО и РСЧС" 28 Слайд 28 Планирующие и иные документы Оперативные документы : управленческие документы - планы действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС; планы основных мероприятий и другие планы; решения, приказы и распоряжения; рабочие карты, схемы, планы городов и другие ; оперативно-информационные документы - донесения, сводки, информации, сообщения, отчеты, журналы действий сил РСЧС, отчетные карты и другие ; справочные документы - описания, схемы, инструкции и другие. Мобилизационные документы : касающиеся планирования и ведения мобилизационных мероприятий. Административно-организационные документы : касающиеся повседневной организационной, административной, учебной и хозяйственной деятельности органов управления и сил. Основными планирующими документами в организации являются: - План действий по предупреждению и ликвидации ЧС; - План гражданской обороны; -Текущие оперативно-управленческие документы – постановления, приказы, распоряжения и другие документы (уточняющие и корректирующие соответствующие разделы планов).
:36:52Лекция для слушателей АГЗ МЧС России "Планирование мероприятий ГО и РСЧС" 29 Слайд 29 Документы, разрабатываемые ОУ ГОЧС Административно- организационные ОперативныеМобилизационные Документы по созданию и повседневной деятельности органов управления Документы по действиям органов управления при угрозе и возникновении ЧС Документы по мобилизации и мобилизационной подготовке органов управления и сотрудников
:36:52Лекция для слушателей АГЗ МЧС России "Планирование мероприятий ГО и РСЧС" 30 Слайд 30 Административно-организационные документы Административно- организационные ОперативныеМобилизационные АДМИНИСТРАТИВНО- ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ Организационные Административные Справочные ПОЛОЖЕНИЯ - -о системе (подсистемах); - -об органах управления; - -о силах и средствах; - -о ресурсах и резервах; РУКОВОДСТВА, НАСТАВЛЕНИЯ - -о порядке их применения при ЧС и другие ПО ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - -административно-хозяйственные; - -учебно-методические и другие - -расчеты, описания, - -инструкции, схемы, - -справки, ведомости и другие
:36:52Лекция для слушателей АГЗ МЧС России "Планирование мероприятий ГО и РСЧС" 31 Слайд 31 Оперативные документы Административно- организационные ОперативныеМобилизационные ОПЕРАТИВНЫЕ Документы по управлению Оперативно- информационные Справочные ПЛАНИРУЮЩИЕ - -планы ГО; - -планы действия (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС; - -планы основных мероприятий и др.; ОПЕРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ - -решения, приказы, распоряжения; - -рабочие карты и другие - -донесения, сводки, информации; - -отчеты, анализы, сводки; - -отчетные и другие карты и другие - -расчеты, описания, - -инструкции, схемы, - -справки, ведомости и другие
:36:52Лекция для слушателей АГЗ МЧС России "Планирование мероприятий ГО и РСЧС" 32 Слайд 32 Мобилизационные документы, разрабатываемые ОУ ГОЧС Административно- организационные ОперативныеМобилизационныеМОБИЛИЗАЦИОННЫЕ Организационные Мобилизационные Справочные ПОЛОЖЕНИЯ о мобилизационной подготовке; - -о мобилизационных органах; - -о мобилизационных ресурсах и др.; РУКОВОДСТВА, НАСТАВЛЕНИЯ - -о порядке их применения и другие ПЛАНИРУЮЩИЕ - -планы мобилизации сотрудников; УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ - -решения, приказы, отчеты и другие - -расчеты, описания, - -инструкции, схемы, - -справки, ведомости и другие
:36:52Лекция для слушателей АГЗ МЧС России "Планирование мероприятий ГО и РСЧС" 33 Слайд 33 Информационные и иные документы Информация по важности: особо важная - существенно влияющая на процесс оценки обстановки, принятие решения на выполнение мероприятий или применение сил и средств - докладывается немедленно; важная - донесения, сводки, информации, сообщения, расчеты и другая информация, необходимая для принятия или корректировки решения - представляется в установленные сроки; обычной важности (остальная) - представляется в установленные сроки (согласно табелю срочных донесений) или по требованию. Информация по срочности: чрезвычайная - требующая незамедлительного принятия решения - доводится до соответствующих должностных лиц и органов управления немедленно; срочная - содержащая сведения, сроки и очередность которых заранее установлена табелем срочных донесений, или представляется по отдельным распоряжениям или по требованию; текущая - постоянно или периодически поступающие, запланированные к получению сведения - сроки их представления не устанавливаются, они докладываются по требованию или по мере накопления. Информация по тематике: данные об обстановке; данные о составе, состоянии и возможностях сил и средств; данные о ходе выполнения мероприятий.
:36:52Лекция для слушателей АГЗ МЧС России "Планирование мероприятий ГО и РСЧС" 34 Слайд 34 Оперативно-информационные документы Административно- организационные ОПЕРАТИВНЫЕ Мобилизационные Оперативно-информационные по важности по срочности по тематике ОСОБО ВАЖНЫЕ - -существенно влияющие на оценку обстановки и принятие решения ВАЖНЫЕ - -необходимые для оценки обстановки и принятия решения ОБЫЧНЫЕ - -остальные ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ - -немедленно СРОЧНЫЕ - -в уст. сроки или по требованию ТЕКУЩИЕ - -по треб-ю или по мере накопления -обстановке -об обстановке -состоянии ОУ и сил -о состоянии ОУ и сил -ходе и результатах -о ходе и результатах выполнения мероприятий
:36:52Лекция для слушателей АГЗ МЧС России "Планирование мероприятий ГО и РСЧС" 35 Слайд 35 Основное содержание Плана действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС: стороны взаимодействия; цели и задачи взаимодействия; краткая характеристика зоны ответственности (объекта); возможная обстановка в зоне ответственности при возникновении ЧС (отдельно по видам ЧС); состав сил и средств, выделяемых в группировку сил ликвидации ЧС (отдельно по видам ЧС); перечень основных мероприятий, выполняемых Сторонами при угрозе и возникновении ЧС (отдельно по видам ЧС); календарный план (план-график) выполнения работ (алгоритм действий и возможные варианты при изменении обстановки по каждому виду ЧС); порядок организации управления и координации усилий в зоне ЧС; порядок организации связи и взаимного оповещения.
:36:52Лекция для слушателей АГЗ МЧС России "Планирование мероприятий ГО и РСЧС" 36 Слайд 36 ПРИЛОЖЕНИЯ Возможная обстановка при возникновении ЧС Календарный план основных мероприятий при угрозе и возникновении ЧС Решение штаба на ликвидацию ЧС Расчет сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий при ликвидации ЧС Организация управления, оповещения и связи при угрозе и возникновении ЧС
:36:52Лекция для слушателей АГЗ МЧС России "Планирование мероприятий ГО и РСЧС" 37 Слайд 37 Организация планирования мероприятий 3 учебный вопрос :
:36:52Лекция для слушателей АГЗ МЧС России "Планирование мероприятий ГО и РСЧС" 38 Слайд 38 Методы работы органов управления Методы работы в ЧС зависят от : - сложившейся обстановки и условий; - времени на приведение штаба и сил в готовность к действиям; - уровня подготовленности Методы работы в ЧС зависят от : - сложившейся обстановки и условий; - времени на приведение штаба и сил в готовность к действиям; - уровня подготовленности мероприятия повседневной деятельности и повышенной готовности - -планирование мероприятий - -большой резерв времени - -слабая подготовка подчиненных Метод последовательной работы мероприятия режима ЧС - -экстренные мероприятия или наличие краткосрочного прогноза на ЧС - -отсутствие резерва времени - -хорошая подготовка подчиненных Метод параллельной работы мероприятия повышенной готовности и ЧС - -наличие долгосрочного прогноза на ЧС - -небольшой резерв времени - -недостаточная подготовка отдельных подчиненных Комбини- рованный метод "Ч" +t1t1 t2t2 t3t3 t 3 = max t 1 = min t 1 < t 2 < t 3
:36:52Лекция для слушателей АГЗ МЧС России "Планирование мероприятий ГО и РСЧС" 39 Слайд 39 Метод последовательной работы -соответствует условиям заблаговременной подготовки к действиям -принятие решения и планирование в нижестоящих инстанциях осуществляется после принятия решения вышестоящей инстанцией на основе отданных им письменных директив, распоряжений -обеспечивает наиболее полную и качественную подготовку действий -позволяет оказать реальную помощь подчиненным органам управления и силам в подготовке к решению стоящих перед ними задач
:36:52Лекция для слушателей АГЗ МЧС России "Планирование мероприятий ГО и РСЧС" 40 Слайд 40 Метод параллельной работы -является основным при возникновении ЧС -применяется при ограниченных сроках подготовки -основные работы по выработке решения, постановке задач силам и планированию осуществляются, как правило, одновременно во всех звеньях управления на основе отданных предварительных распоряжений -дает возможность резко сократить сроки подготовки, но требует более четкой организации работ на всех уровнях и слаженности работы всех органов управления
:36:52Лекция для слушателей АГЗ МЧС России "Планирование мероприятий ГО и РСЧС" 41 Слайд 41 Комбинированный метод работы -является основным при невозможности работать полностью параллельным методом -применяется при ограниченных сроках подготовки -основные работы по выработке решения, постановке задач силам и планированию осуществляются, как правило, одновременно во нескольких звеньях управления, в остальных звеньях ( более слабо подготовленных или по иным причинам ) работа ведется последовательно -дает возможность существенно сократить сроки подготовки, но требует четкой организации работ и постоянного контроля за работой критичных органов управления
:36:52Лекция для слушателей АГЗ МЧС России "Планирование мероприятий ГО и РСЧС" 42 Слайд 42 Основные этапы работы ОУ ГОЧС Сбор и анализ информации (оценка обстановки) Выработка и приятие решения, в т.ч. перспективное или текущее планирование Постановка задач подчиненным Всестороннее обеспечение выполняемой задачи Контроль и оказание помощи подчиненным Подведение итогов и обобщение опыта Организация работы подчиненных
:36:52Лекция для слушателей АГЗ МЧС России "Планирование мероприятий ГО и РСЧС" 43 Слайд 43 Планирование мероприятий Цели: -выполнение комплексной защиты сотрудников и материально-технических ресурсов при различных ЧС; -выделение необходимых сил и средств для проведения мероприятий, создание группировок сил, их рациональное использование и сохранение.
:36:52Лекция для слушателей АГЗ МЧС России "Планирование мероприятий ГО и РСЧС" 44 Слайд 44 Основные этапы планирования Оценка риска возникновения и развития ЧС Оценка риска возникновения и развития ЧС Оценка состояния безопасности сотрудниковОценка сотрудников Выявлениенаиболееопасных источников и факторов ЧС Выявлениенаиболееопасных источников и факторов ЧС Определение организаций, которые могут участвовать в планировании и выполнении работ Определение организаций, которые могут участвовать в планировании и выполнении работ Выбор и технико - экономическое обоснование организационных и инженерно- технических мероприятий по (снижению предотвращению (снижению риска) возникновения источников ЧС Выбор и технико - экономическое обоснование организационных и инженерно- технических мероприятий по (снижению предотвращению (снижению риска) возникновения источников ЧС Выбор и технико - экономическое обоснование мероприятий по мероприятий по смягчению поражающих воздействия поражающих факторов ЧС на население, объекты экономики и окру- жающую природную среду Выбор и технико - экономическое обоснование мероприятий по мероприятий по смягчению поражающих воздействия поражающих факторов ЧС на население, объекты экономики и окру- жающую природную среду Выбор и технико - экономическое обоснование мероприятий по мероприятий по ликвидации и последствий воздействия ЧС и последствий воздействия их на население, объекты экономики и окружающую природную среду Выбор и технико - экономическое обоснование мероприятий по мероприятий по ликвидации и последствий воздействия ЧС и последствий воздействия их на население, объекты экономики и окружающую природную среду
:36:52Лекция для слушателей АГЗ МЧС России "Планирование мероприятий ГО и РСЧС" 45 Слайд 45 Типовой порядок организации оценки вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций и возможного ущерба от них включает в себя: а)Выявление наиболее опасных источников чрезвычайных ситуаций; б)Оценка риска возникновения чрезвычайной ситуации; в)Оценка состояния безопасности населения и территорий.
:36:52Лекция для слушателей АГЗ МЧС России "Планирование мероприятий ГО и РСЧС" 46 Слайд 46 Типовой порядок организации планирования мероприятий по предупреждению (предотвращению) чрезвычайных ситуаций включает в себя: а)выявление учреждений, организаций, которые могут быть задействованы в планировании и организации работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций; б)разработку и технико-экономическое обоснование организационных и инженерно-технических мероприятий по предотвращению (снижению риска и интенсивности) возникновения источников чрезвычайных ситуаций и снижению тяжести их последствий; в)разработку и технико-экономическое обоснование мероприятий по снижению тяжести последствий воздействия источников чрезвычайных ситуаций на население, объекты, окружающую природную среду.
:36:52Лекция для слушателей АГЗ МЧС России "Планирование мероприятий ГО и РСЧС" 47 Слайд 47 Основные этапы планирования 1. Изучение и анализ законодательной и нормативной правовой базы по организации и осуществлению мероприятий в области предупреждения ЧС. Определение практических мер по реализации закона Российской Федерации О защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера. 2. Определение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, учреждений и организаций, которые могут быть задействованы в планировании и проведении мероприятий по предупреждению ЧС. 3. Выявление возможных источников ЧС природного, социального и техногенного характера. Формирование банка данных потенциально опасных объектов и территорий, кадастров (статистических данных) аварий, катастроф и стихийных бедствий.
:36:52Лекция для слушателей АГЗ МЧС России "Планирование мероприятий ГО и РСЧС" 48 Слайд Выявление объектов и территорий, представляющих существенную опасность для сотрудников организации. Составление перечня этих объектов и территорий. 5. Определение степени опасности выявленных объектов для сотрудников и территорий (размеров возможных зон ЧС, ущерба, потерь при авариях на каждом из этих объектов). 6. Оценка риска ЧС. Определение значения индивидуального и социального рисков. 7. Прогнозирование возможных последствий возникновения источников ЧС на территории субъекта Российской Федерации в планируемый период времени. 8. Выбор и обоснование рационального комплекса мероприятий по основным направлениям снижения риска ЧС.
:36:52Лекция для слушателей АГЗ МЧС России "Планирование мероприятий ГО и РСЧС" 49 Слайд Выбор и обоснование рационального комплекса мероприятий по основным направлениям смягчения последствий ЧС. 10. Разработка целевых программ субъектов Российской Федерации по предупреждению ЧС с включением в них наиболее важных мероприятий, требующих существенных затрат материальных и финансовых ресурсов и обеспечивающих достижение требуемого (заданного) уровня приемлемого риска ЧС. 11. Разработка перспективных и годовых планов предупреждения ЧС, с включением в них программных мероприятий планов предупреждения и ликвидации ЧС соответствующих подсистем и звеньев РСЧС, а также предложений в программу и планы социально-экономического развития организаций. 12. Организация работы по реализации программ, планов и мероприятий в области предупреждения ЧС.
:36:52Лекция для слушателей АГЗ МЧС России "Планирование мероприятий ГО и РСЧС" 50 Слайд 50 Исходные данные для планирования -возможная обстановка, которая может сложиться в различных чрезвычайных ситуациях; -наличие потенциально опасных объектов и количество сотрудников, находящихся вблизи них; -наличие и расположение защитных сооружений и помещений, которые можно использовать для укрытия сотрудников; -наличие средств индивидуальной защиты и медицинской профилактики; -наличие и характеристика автомобильных, железнодорожных и водных транспортных коммуникаций, наличие и состояние транспортных средств; -запасы продовольствия и наличие закрытых источников водоснабжения; -наличие и состояние систем и средств оповещения и связи; -состав сил и средств, которые могут быть привлечены для проведения мероприятий по защите населения; -первоочередные объекты проведения спасательных и других неотложных работ; -другие данные с учетом местных особенностей.
:36:52Лекция для слушателей АГЗ МЧС России "Планирование мероприятий ГО и РСЧС" 51 Слайд 51 Этапы разработки планирующих документов Организационно – подготовительный Основной ( практическая разработка и оформление документов ) Заключительный ( согласование и утверждение документов )
:36:52Лекция для слушателей АГЗ МЧС России "Планирование мероприятий ГО и РСЧС" 52 Слайд 52 - определяется состав исполнителей; - составляется календарный план работы органа управления по разработке планирующих документов; - изучаются руководящие документы, указания старших начальников, соответствующие положения уставов, руководств и наставлений и других пособий и материалов; - осуществляется сбор, обобщение, изучение и оценка исходных данных, необходимых для разработки документов - определяется общий объем работ по разработке планов, распределяются обязанности по отработке документов планов и назначаются ответственные исполнители с указанием документов. на первом этапе :
:36:52Лекция для слушателей АГЗ МЧС России "Планирование мероприятий ГО и РСЧС" 53 Слайд 53 - определяется содержание разделов плана; - осуществляется практическая разработка и оформление плана; - проводится необходимое предварительное согласование между структурными подразделениями органа управления по делам ГОЧС и службами ГО; - уточняются вопросы взаимодействия с органами управления, совместно с которыми планируется проведение мероприятий; - принимаются и доводятся до исполнителей дополнительные решения по отдельным вопросам. на втором этапе :
:36:52Лекция для слушателей АГЗ МЧС России "Планирование мероприятий ГО и РСЧС" 54 Слайд 54 - окончательно согласовывается содержание всех документов плана и порядок проведения запланированных мероприятий; - при необходимости дорабатываются отдельные вопросы; - план представляется на утверждение в установленном порядке. на третьем этапе :
:36:52Лекция для слушателей АГЗ МЧС России "Планирование мероприятий ГО и РСЧС" 55 Слайд 55 Конец лекции