1 Методические указания по формированию ООП ФГОС ВПО РАЗРАБОТКА ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ СТАНДАРТАМ (проекты решений УМС МАИ) СЕМИНАР 7 Москва, МАИ, 18 января 2011
22 Дисциплины по выбору студентов При разработке учебных планов профильных бакалавров, магистров и специалистов в соответствии с ФГОС ВПО каждая дисциплина, отнесенная к дисциплинам по выбору студентов, должна иметь как минимум альтернативу, с отличающимся названием, но реализующую одни и те же результаты обучения и компетенции в рамках одного и того же объема и вида отчетности; При разработке учебных планов бакалавров без профиля выпускающие кафедры должны в качестве дисциплин по выбору студентов в циклах МЕН и ПД предоставить пакет дисциплин одинакового объема, определяющий специализацию выпускников по выпускающей кафедре. При этом в каждый пакет может входить разное число дисциплин, реализующих различные дополнительные, по отношению к ФГОС ВПО, результаты обучения и компетенции и имеющих различный объем и виды отчетности. По всем дисциплинам по выбору студентов должны быть в полном объеме подготовлены рабочие программы дисциплин и модулей; Заведующие выпускающими кафедрами должны предоставить возможность студентам, обучающихся на этих кафедрах, выбрать индивидуальные траектории обучения посредством их распределения в подгруппы по изучению выбранных ими дисциплин; Заведующие обеспечивающих кафедр должны обеспечить проведение занятий по всем альтернативам ДВС в соответствии с учебными планами
33 Военная подготовка в МАИ Дисциплина «Военная подготовка» не входит в ООП бакалавра, магистра и специалиста. Для студентов, обучающихся по направлениям бакалавриата и специальностям специалитета и заключивших договор о военной подготовке, учебные занятия по военной подготовке проводятся методом «военного дня», экзамены и зачеты принимаются вне экзаменационной сессии по учебным планам, учебные сборы по военной подготовке проводятся в течение 4 недель в летние каникулы на 4-м курсе. Трудоемкость дисциплины «Военная подготовка» не учитывается при расчете недельной общей и аудиторной нагрузки. Занятия по дисциплине «Военная подготовка» учитываются при составлении расписания занятий в соответствующих семестрах ; Для специальностей, во ФГОС ВПО которых предусмотрен цикл «Военная или специальная подготовка», в структуре ООП использовать обозначение «Специальная подготовка» и размещать в нем УИРС объемом 8 з.е. и специальную дисциплину «Эксплуатация авиационной и ракетно- космической техники» объемом 5 з.е. С Cпециальная подготовка Учебно-исследовательская работа Эксплуатация авиационной и ракетно- космической техники
44 Учебные графики бакалавриата, магистратуры и специалитета В дополнение к приказу 386 установить следующие положения формирования учебных графиков ООП бакалавриата, магистратуры и специалитета: Последние семестры бакалавриата, магистратуры и специалитета (со сроком обучения 5 лет) в целях соблюдения отпусков преподавателей должны содержать 7 недель летних каникул. Последний семестр магистратуры должен содержать только итоговую гос. аттестацию и научно-исследовательскую работу.
55 Сроки обучения по второму высшему образованию Установить срок обучения по ООП бакалавриата в очно-заочной сокращенной форме обучения 3 года
66 Рекомендации по циклу МЕН для бакалавриата ДисциплинаСеместр 1Семестр 2 ЛА и АГ3 Мат. анализ44 Дисциплина Семестр АЗКРСРСИтог аттест. ЛА и АГ Э Мат. анализ Э Мат. анализ Э
77 Проект приказа о представлении планов 1.Выпускающим кафедрам института в срок до представить в начальнику отдела ООПиИОТ К.И. Сыпало список дополнительных компетенций, оформленных в виде компетентностной модели выпускника, и учебные планы по ООП в соответствии с перечнем профилей/программ/специализаций, а также перечень вступительных испытаний по направлениям/специальностям подготовки; 2.Ответственному секретарю приемной комиссии А.Г. Гетманову и зам. проректора по учебной работе А.Ю. Сидорову в срок до 31 января разместить на сайте МАИ перечень ООП и учебные планы по ООП, по которым будет осуществляться прием в МАИ в 2011 г. 3.В соответствии с «Порядком приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования», утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 октября 2009 г. N 442, прием в МАИ по ООП, по которым учебные планы не будут размещены на сайте МАИ до 1 февраля 2011, осуществляться в 2011 году не будет.
88 Перечень дисциплин и модулей при реализации ООП специалистов НИУ МАИ (цикл ГСЭ) Группы специальностей подготовки специалистов Группа 1:160100, , , , Группа 2: , , , Название дисциплиныОбъемОбеспечивающие кафедры Семестр(ы) преподавания для группы 1 Семестр(ы) преподавания для группы 2 Итоговая аттестация Дисциплины базовой части, обеспечиваемые на уровне университета История400212Э Философия40013,4 Э Экономика3Кафедру ИНЖЭКИНа о разработчик ООП 66Э Иностранный язык8Кафедру ИнЯза определяет разработчик ООП 1,2,3,4 З Дисциплины для включения в вариативную часть цикла ГСЭ, обеспечиваемые на уровне университета или факультета Культурология{2,3}00421З, ЗО Политология300378Э Профессиональный иностранный язык 4Кафедру ИнЯза определяет разработчик ООП 5,6 З, Э Правоведение200177З Социология{2,3}00934Э Основы менеджмента{3,4}Кафедру определяет разработчик ООП 99Э Психология и педагогика{3,4}00943Э Русский язык2Кафедра русского языка21З
99 Перечень дисциплин и модулей при реализации ООП специалистов НИУ МАИ (цикл ПД) *Только для модуля «Начертательная геометрия» Название дисциплиныОбъемОбеспечивающие кафедры Семестр(ы) преподавания для группы 1 Семестр(ы) преподавания для группы 2 Итоговая аттестация Дисциплины базовой части, обеспечиваемые на уровне университета или факультета Прикладная геометрия: - начертельная геометрия; - инж. и компьютер. графика; - компьютерный дизайн, и т.п. {4,5,7,10}904+выпускающиекафедр ы 1*2*ЗО Механика - сопротивление материалов - ТММ - ДМ - прикладная механика Возможный объем: {0, 2,4,6,8,10,14} Метрология, стандартизация {2,4}Кафедру определяет разработчик ООП Определяет разработчик ООП Безопасность жизнедеятельности 487Э Экономика отрасли{2,3,4}Кафедру ИНЖЭКИНа определяет факультет 88Э Введение в специальность2Кафедру определяет разработчик ООП 1(2) З УИРС8Выпускающая кафедра3-10 БРС
10 Перечень дисциплин и модулей при реализации ООП магистров НИУ МАИ (общенаучный цикл) Название дисциплиныОбъемОбеспечивающие кафедры Семестр(ы) преподавания для группы 1 Семестр(ы) преподавания для группы 2 Итоговая аттестация Дисциплины, обеспечиваемые на уровне университета или факультета История и методология науки и техники (по направлениям) 4Определяет разработчик ООП 12З Профессиональный иностранный язык 4Кафедру ИнЯза определяет разработчик ООП 2,3 Э
11 Рабочие программы дисциплин: иерархия Рабочая программа дисциплины Справочник промежуточной аттестации Учебно-методическое, материально-техн., информационное обеспечение Аннотация Место дисциплины Справочник модулей Справочник курсовых работ и проектов Справочник рубежного контроля Справочник разделов Содержание Матрица соответствия Фонд оценочных средств
Заполняется автоматически ИАСУ на основании уч.плана 12 Рабочие программы дисциплин: шаблон Направление подготовки Квалификация (степень) выпускника (бакалавр) Профиль подготовки бакалавра Форма обучения (очная, очно-заочная и др.) Выпускающая кафедра Кафедра-разработчик рабочей программы (название) Семестр Трудоем- кость час. Лекций, час. Практич. занятий, час. Лаборат. работ, час. СРС, час. Форма промежуточного контроля (экз./зачет) Итого РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (указывается шифр и наименование дисциплины по учебному плану)
Заполняется выпускающей кафедрой в составе аннотации 13 Рабочие программы дисциплин: цели освоения 1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов образования (РО): знания: на уровне представлений: … (перечислить) на уровне воспроизведения: … (перечислить) на уровне понимания: … (перечислить) умения: теоретические… (перечислить) практические … (перечислить) навыки: … (перечислить) Перечисленные РО являются основой для формирования следующих компетенций: (в соответствии с ФГОС ВПО и требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (ООП)) общекультурных ОК-… (наименование) профессиональных ПК-… (наименование) Примечание: в данном разделе указываются, как правило, не более 2-3 общекультурных и профессиональных компетенций, на формирование которых нацелена данная дисциплина.
Заполняется выпускающей кафедрой в составе аннотации 14 Рабочие программы дисциплин: место в структуре ООП 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО Дисциплина ____ относится к циклу ____ дисциплин. Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются: знание ____ (перечислить основные), умения ____ (перечислить основные), владение ____ (перечислить основные). Содержание дисциплины является логическим продолжением содержания дисциплин ____ (перечислить) и служит основой для освоения дисциплин _____ (перечислить или охарактеризовать группу дисциплин). В таблице приведены предшествующие и последующие дисциплины, направленные на формирование компетенций, заявленных в разделе «Цели освоения дисциплины»: п/п Наименование компетенции Предшествующие дисциплины Последующие дисциплины (группы дисциплин) Общекультурные компетенции Профессиональные компетенции
15 Рабочие программы дисциплин: аннотация Учебный план ФГОС ВПО ООП профиля/программы/специализации Аннотация дисциплины Компетенции, ЗУВ Доп. компетенции, ЗУВ З.Е., Лк, ПЗ, ЛР, КП/КР, РГР. СРС Объем 3000 зн. Номер направления, название профиля/программы/специализации; Обеспечивающий факультет, кафедра Список общекультурных, профессиональных, специальных компетенций; Список ЗУВ; Формы организации учебного процесса; Трудоемкость; Текущий, рубежный, промежуточный контроль; Содержание дисциплины (характеристика предметной области) Обеспечивающая кафедра
Заполняется обеспечивающей кафедрой (справочник содержания дисциплины) 16 Рабочие программы дисциплин: содержание дисциплины Справочник модулей Справочник разделов Справочник дидактических единиц Справочник лекций Справочник ПЗ Справочник ЛР Модуля (Название) Раздела (Название): Дидактическая единица (название) иерархия, краткое содержание Лекции (тема лекции), объем (часы): Содержание перечень ссылок на дидактические единицы; тип лекции, используемые образовательные технологии; СРС (объем часов), форма организации … ПЗ (тема ПЗ), объем (часы): Содержание перечень ссылок на дидактические единицы; используемые образовательные технологии; СРС (объем часов), форма организации … ЛР (наименование ЛР), объем (часы): Содержание перечень ссылок на дидактические единицы; используемые образовательные технологии; СРС (объем часов), форма организации …
Заполняется обеспечивающей кафедрой (справочник фондов оценочных средств) 17 Рабочие программы дисциплин: фонды оценочных средств Справочник модулей Справочник разделов Справочник тестов Справочник типовых заданий Справочник курсовых работ и проектов Справочник рубежного контроля Справочник промежуточной аттестации Модуля (Название) Раздела (Название): Тестовые вопросы по разделу (список, варианты ответов) Домашние задания, типовые расчетные работы, рефераты (список, тематика, трудоемкость); Курсовые работы и проекты (тематики, названия, типовые варианты, трудоемкость); Рубежный контроль: контрольные работы, коллоквиумы, тестирование тематика, трудоемкость, перечень вопросов и задач; Промежуточный контроль: вопросы на экзамен и/или зачет, вопросы для тестирования