Самоанализ современного урока истории и обществознания.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1.Дидактическая задача этапа Подготовить студентов к работе на занятии, определить цели и задачи занятия. 2.Содержание этапа Взаимные приветствия преподавателя.
Advertisements

Требования к современному уроку. Урок (по А.А. Вагину) Урок - форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного.
Урок - клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется.
Преподавание - двусторонний процесс. Обратная связь достаточно активная, и иногда существенно влияет на результативность урока как в одну, так.
Анализ современного урока. Современный урок Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель.
Анализ современного урока. Современный урок "Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель.
Критерии оценки эффективности и качества урока. усвоение учащимися определенных знаний; развитие общеучебных умений и навыков; включенность учащихся в.
Подготовила преподаватель химии ААТК Плиева Э. П г.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
ТИПЫ И ЭТАПЫ УРОКА. ЭТАПЫ УРОКА 2. проверки 3. всесторонней 4. подготовки учащихся к.
Выполнила учитель немецкого языка МАОУ СОШ 25 Резник Т.И.
Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей.
ГОУ НПО ПУ 68 с. Ташла Эффективность урока - стимул к успеху преподавателя и учащихся «Обучение должно приносить радость познания, радость общения. Любой.
Алгоритм методического анализа проведенного урока Н.Н.Харитонова, заместитель директора МОУ ДПОС «Учебно-методический центр»
Информа ционный анализ учебно- тренировочного процесса в спортивной школе. Информационный анализ тренировочного процесса в спортивных школах.
Подготовила Павлова С.В.- методист. Учебное занятие состоит из следующих этапов: организационного; проверочного: подготовительного; основного; контрольного;
Татаринова Л. П. СХЕМА МОДЕЛИРОВАНИЯ И САМОАНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ Методические рекомендации заместителя директора по НМР Татариновой Л. П.
Этапы урока Дидактические задачи Дидактические методы и приемы Достигаемый результат I. Организационно е начало урока Подготовка обучающихся к работе на.
Консультация для участников конкурса «Педагог года – 2012»
Критерии анализа урока при личностно ориентированном обучении.
Транксрипт:

Самоанализ современного урока истории и обществознания

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Памятка учителю к самоанализу урока 1. Какова целевая установка урока (цели, задачи)? 2. Как данный урок связан с другими уроками темы ? 3. Были ли отклонения от замысла и, если были, чем они вызваны? 4. Достигнуты ли цели урока ? По каким признакам судит об этом учитель? 5. Что наиболее удалось на уроке ? 6. В чем учитель видит недостатки урока? 7. Какие выводы на будущее делает для себя ?

1) Какое место урок занимает в изучении темы? Какому этапу тематического блока он соответствует? В связи с этим, насколько обоснован выбор данного типа и вида урока? 2) Каковы цели учебного занятия? Чем они обусловлены? Как в них отражаются современные подходы к целям и содержанию школьного исторического образования? 3) В какой степени учебный материал урока соответствует Стандарту образования образовательной области Обществознание (История)? 4) Как в содержании занятия отражены новые данные исторической науки, современные подходы к анализу и оценкам прошлого, неоднозначные версии и суждения по поводу изучаемых фактов? 5) Кто (или что) был для учащихся основным источником информации по новой теме? Как он был представлен: как единственный и безапелляционный, как один из надежных и достоверных, как один из возможных и оригинальных и т.п.? Обучались ли школьники приемам критического анализа исторических источников? МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Самоанализ урока истории и обществознания

6) В чем заключалась учебная работа школьников? На каком уровне познавательной деятельности она была организована? Какими приемами и средствами преподавания учитель стимулировал именно такой характер учебной работы? Насколько он соответствовал целевой установке занятия, возрастным и индивидуальным возможностям учеников этого класса? 7) Какими приемами и средствами актуализировались знания учащихся, концентрировалось их внимание, поддерживался интерес к новой теме, активизировалось их участие в работе на уроке, учитывались и поощрялись познавательные особенности детей? 8) Насколько взаимосвязанными и преемственными были этапы урока? Насколько целостным и внутренне логичным получилось все занятие? 9) Как этот урок связывает собой предыдущие и последующие занятия? 10) В чем выражаются результаты урока? Каковы критерии его результативности? МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Самоанализ урока истории и обществознания

1. Соответствие педагогического замысла целям и задачам. 2. Соответствие типа урока средствам и методам. 3. Научность исторических знаний. 4. Достоверность исторических фактов. 5. Мотивация и дифференцированность обучения. 6. Воспитание интереса к предмету. 7. Единство деятельности учителя и учащихся. 8. Познавательная активность учащихся. 9. Отбор главного, осознанного материала. 10. Полноценность содержания урока. Требования к уроку истории и обществознания

Полноценность содержания урока определяется: - умелым отбором материала -образным, конкретным, эмоциональным освещением события - умением дифференцированно оценивать содержание: различать опорные знания, объекты прочного усвоения и материал, являющийся средством достижения цели - целесообразным сочетанием содержания речи учителя, учебника и внеурочных знаний учащихся - созданием системы исторических и обществвоведческих знаний. Требования к уроку истории и обществознания

Системный анализ урока. Оценка основных личностных качеств учителя. 1.Знание предмета и общая эрудиция учителя. Уровень педагогического и методического мастерства. 2.Культура речи, темп, дикция. Интенсивность. Образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность. 3.Степень тактичности и демократичности взаимоотношений с учениками. 4.Внешний вид, культура, мимика, жесты.

Оценка основных характеристик учащихся на занятии. 1.Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности. 2.Уровень развития общеучебных и специальных умений и навыков. 3.Наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы учащихся на уроке. 4.Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности в данном учебном предмете вообще и в уроке в частности. Системный анализ урока.

Оценка содержания деятельности преподавателя и учащихся. 1.Научность, доступность и посильность изучаемого материала. 2.Актуальность и связь с жизнью. 3.Степень новизны, проблемности и привлекательности учебной информации. 4.Оптимальность объема предложенного для усвоения нового материала. Системный анализ урока.

Оценка эффективности способов деятельности преподавателя и учащихся. 1.Рациональность и эффективность использования времени урока, оптимальность темпа, а также чередование и смены видов деятельности в ходе урока. 2.Степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО на уроке. 3.Степень рациональности и эффективности использования методов и организационных форм работы. 4.Уровень обратной связи со всеми учащимися в ходе урока. 5.Эффективность контроля за работой учащихся и уровень требований, на котором проводилась оценка их знаний, умений и навыков. 6.Степень эстетического воздействия урока на учащихся. 7.Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности преподавателем и учащимися в ходе урока. Системный анализ урока.

Оценка цели и результатов проведенного урока. 1.Степень конкретности, четкости и лаконичности формулировки цели урока. 2.Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно. 3.Степень обучающего воздействия проведенного урока на учащихся. 4.Степень воспитательного воздействия (что и в какой степени способствует воспитанию учащихся в ходе урока) 5.Степень воздействия урока на развитие учащихся (что и в какой степени способствовало их развитию). Системный анализ урока.

I этап: организационный. Задача этапа: подготовить учащихся к работе на уроке. Результаты: кратковременность оргмомента, полная готовность класса к работе. Быстрое включение учащихся в деловой ритм и организации внимания у всех учащихся. Рекомендации: систематичность оргмомента, последовательность проявления требований, собранность, сдержанность, требовательность самого учителя. СТРУКТУРНЫЙ САМОАНАЛИЗ УРОКА

II этап: проверка д/з. Задача: установить правильность и осознанность выполнения д/з всеми учащимися. Результаты: возможность учителя за 5-7 мин. установить уровень знаний у большинства учащихся. Возможность в ходе проверки д/з скорректировать опорные понятия и ликвидировать обнаруженные недостатки. Рекомендации: использование системы приемов которые позволяют опросить возможность выполнения д/з большинством учащихся, оперативность учителя. СТРУКТУРНЫЙ САМОАНАЛИЗ УРОКА

III этап: всесторонняя проверка знаний. Задачи: глубоко проверить знания отдельных учащихся. Стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладении рациональными приемами учения и самообразования. Результат: проверка учителем не только объема и правильности знаний, но и их глубины, осознанности. Умение использовать их на практике, рецензирование ответов учащихся, направленных на выявление положительных и отрицательных сторон в знаниях, умениях и навыках. Активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся. Рекомендации: использование самых различных методов проверки знаний(фронтальная беседа, тестовая проверка) постановка дополнительных вопросов, которые проверяли бы прочность знаний, создание при опросе нестандартных ситуаций (пусть звучит вопрос "Почему?" СТРУКТУРНЫЙ САМОАНАЛИЗ УРОКА

IV этап: подготовка учащихся к активному и сознательному усвоения нового материала. Задача: организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся. Результат: активная познавательная деятельность на следующем этапе. Рекомендации: оценка значимости для учащихся нового материала, умение показать чему учащихся должны научиться в ходе урока, умение четко однозначно определить образ. Цель урока, фиксацию этого в поурочном плане. СТРУКТУРНЫЙ САМОАНАЛИЗ УРОКА

Задачи: дать учащимся конкретное представление об изучаемом, основной идеи изучаемого вопроса добиться от них осознания. Первичного обобщения и систематизация новых знаний, усвоения учащихся способов, путей и средств, которые привели к данному обобщению. На основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки. Результат: при использовании метода эвристической беседы, самостоятельные работы учащихся в сочетании с беседой, использование компьютерной техники, показателем эффективности усвоения учащихся является правильность ответов, действий в процессе беседы, активное участие всего класса в подведении итогов работы, а также качество знаний учащихся на последних этапах обучения. Рекомендации: использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала, восприятие отличительных признаков; вычленение в изучаемом наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся, запись в тетрадях формулировок опорных пунктов плана, тезисов конспекта, использование приемов мышления, самостоятельная работа с книгой, использование наглядности, анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации; постановка перед учащихся учебной проблемы, создание проблемной ситуации; постановка эвристических вопросов, составление таблиц первичного обобщения материала, актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся, словарная работа. V этап: усвоение новых знаний. СТРУКТУРНЫЙ САМОАНАЛИЗ УРОКА

VI этап: проверка понимания учащимися нового материала. Задачи: установить усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, устранить обнаруженные пробелы. Результат: основной критерий результативности - уровень осознанности нового материала большинством средних и слабых учащихся. Рекомендации: постановки вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся, создание нестандартных ситуация, обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить, исправить, найти другое решение. Учет дополнительных вопросов со стороны учащихся для выяснения пробелов в знаниях СТРУКТУРНЫЙ САМОАНАЛИЗ УРОКА

VII этап: закрепление нового материала. Задача: закрепить те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. Результат: умение учащихся соотносить между собой факты, умение выделять существенные признаки, ведущих понятий, конкретизировать их, активность учащихся. Рекомендации: овладение рациональными методами и приемами контроля за знаниями, умениями, учащихся. СТРУКТУРНЫЙ САМОАНАЛИЗ УРОКА

VIII этап: информация о д/з, инструктаж по его выполнения. Задачи: сообщить о д/з, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока. Результат: правильное выполнение д/з всеми учащихся. Рекомендации: проводить этап в границах урока, включать в состав д/з познавательные задачи, вопросы; дифференцировать подход к отбору материала для д/з. СТРУКТУРНЫЙ САМОАНАЛИЗ УРОКА