Побуждающий от проблемной ситуации диалог Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приёмом
Побуждающий от проблемной ситуации диалог 1)Создание проблемной ситуации ( с удивлением или затруднением). 2)Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации. (Отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречия). 3)Побуждение к формулированию учебной проблемы. (Какова будет тема урока?) 4)Принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Подводящий к теме диалог система (логическая цепочка) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. Репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу). Мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение).
Сообщение темы с мотивирующим приёмом «Яркое пятно». ( сказки легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки, культуры и повседневной жизни, эксперимент и наглядность ). «Актуальность». ( Значимость предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого).
Побуждающий к гипотезам диалог Побуждение к выдвижению гипотез Принятие выдвигаемых учениками гипотез Побуждение к проверке гипотез Принятие предлагаемых учениками проверок Подводящий к знанию диалог. (Цепочка вопросов, последовательно подводящих к правильному ответу, запланированному учителем )
Зачем знания нужно ВОСПРОИЗВОДИТЬ? (проговаривать, повторять) С одной стороны:С другой стороны Развивается речь, формируется умение передать мысль своими словами Через проговаривание углубляется понимание знания
ЧТО? Всё. Но отметка – за решение конкретной задачи КТО? Ученик + учитель в диалоге.
Технология проблемного диалога обеспечивает высокое качество усвоение знаний развивает интеллект способствует развитию творческих умений воспитывает активную личность Является здоровьесберегающей (низкий риск стресса)
Суть состоит в том, что эта технология представляет собой «…трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения текста (до чтения, в процессе чтения, после чтения)».
Три этапа технологии: 1.Работа с текстом до чтения ( предположения, лексическая работа в тетрадях на п\о и др.) 2. Работа с текстом во время чтения (диалог с автором, комментированное чтение и др.) 3.Работа с текстом после чтения (формулирование основного смыслового вопроса, работа с заглавием, иллюстрацией, беседа об авторе, выполнение творческих заданий и др.)
Литературное чтение предполагает: 1)опору на литературоведение 2)ведение литературного произведения в литературно-исторический контекст 3) установление связей с жизненным опытом ребёнка 4)анализ литературного произведения
Анализ текста: Цель: читательское освоение литературного произведения. Основная задача учителя: увидеть в тексте автора, то есть : «вычитать» его отношение к героям, к ситуации. Эта задача реализуется в ходе «медленного» ( вдумчивого, изучающего, аналитического) чтения.
Приёмы работы над текстом: Выделение ключевых слов Беседа Составление плана Построение структурной модели текста Наблюдение над системой образов (3-4 кл) Комментированное чтение Диалог с автором через текст
Комментированное чтение читают дети, комментирует учитель интересные высказывания детей не должны оставаться без внимания! Даже если расходятся с мнением учителя комментарий должен быть кратким и динамичным ( НЕ развёрнутые ответы, НЕ беседа) прерывание текста там, где это необходимо, а не там, где закончилась часть, абзац
Способы прерывания текста: Рефрен( повтор за ребёнком) Использование воображения ( представьте..) Вопрос, как в беседе ( Догадались, почему? Как же это?) Чувство меры ( не каждый текст требует подробного комментированного)
Последовательность действий: 1. Научить видеть в тексте вопросы прямые и скрытые Скрытый:…мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке…( а что там может быть?) Прямой:…я нашёл орех…Как же он туда попал? 2. Включать творческое воображение учащихся (прогнозировать что случится дальше, чем всё кончится) 3. Помочь учащимся самостоятельно вести разговор с автором с помощью «сигнальных маячков» ( В- задай вопрос, О – ответь на этот вопрос, П – проверь правильность ответа именно в этом месте текста, З – включи воображение, загляни в волшебное зеркало)
Творческое задание обязательно предполагает самостоятельность выполнения. В читательскую деятельность ребёнка включены четыре сферы. Можно условно разделить творческие задания, опираясь на эти четыре сферы читательской деятельности.
Осмысление содержания- самая развитая сфера ребёнка Реакция на художествен ную форму - как правило у детей отсутствует Эмоциональ ная сфера – хорошо развита Сфера воображения – чрезвычайно развита и важна рассказ о герое, событии, выборочный и краткий пересказ, составление плана -др. -подробный пересказ, наблюдение над языком, художествен- ными особенностя- ми текста Выразительн ое чтение, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом -др. Составление диафильма, сценария, творческий пересказ, иллюстриро- вание, чтение по ролям, инсценирова- ние и др.