Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого. Рассказ «Кавказский пленник». Проект-презентация урока литературы в 5 классе
Эпиграф к уроку. «Кавказский пленник» показал, какой содержательной может быть детская повесть… В ней есть приключения, но есть и большие чувства, оставляющие след на всю жизнь. С. Я. Маршак
Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910) Л. Н. Толстой – писатель изумительный. Его произведения волнуют читателей всего мира художественным совершенством, глубиной мысли, чистотой нравственного чувства. Его читают все: и дети, и взрослые.
«Ступени взросления вместе с Л. Н. Толстым». «Новая азбука» (загадки, пословицы, басни). «Русские книги для чтения». Рассказ «Кавказский пленник». «Севастопольские рассказы». Роман «Война и мир».
I ступень. «Новая азбука» (загадки, пословицы, басни). Первой и самой главной книгой стала «Новая азбука», в которой Толстой поместил свои произведения – басни, сказки, были, пословицы, загадки
Отгадаем загадки. Маленек, удаленек, сквозь землю прошел, красну шапочку нашел. Два конца, два кольца – в середине гвоздь. Кланяется, кланяется, придет домой – растянется. Семьдесят одежек, все без застежек. Летит – воет, сядет – землю роет.
Продолжи пословицу. Терпенье и труд… Слово не воробей… Нет друга, так ищи,… Все за одного,… Труд человека кормит,…
Басни Л. Н. Толстого Басня – эпическое произведение, основанное на иносказании (аллегории).Существенной особенностью басни является установка на поучение, которое часто выражается в «морали» - обобщении художественной идеи в виде нравоучения или афоризма.
ВЫВОДЫ I вариант. «Надо быть добрым и никому не делать зла» II вариант. «Надо жить в согласии» III вариант. «Творить добрые дела для других людей»
Басня «Два товарища». Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего он упал наземь и притворился мертвым. Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что, говорит, медведь тебе на ухо говорил?» «А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».
ВЫВОД Если каждый уже в детстве поймет простые вещи: что такое добро и что такое зло, что хорошо и что плохо, что красиво и что безобразно: если каждый человек уже в детстве поймет, что надо трудиться, что надо быть добрым ко всем людям, то, когда вырастет, наша общая жизнь станет радостнее, богаче, добрее, лучше.
Кавказ в жизни Л. Н. Толстого
II ступень. «Русские книги для чтения».
III ступень. Рассказ «Кавказский пленник». «Кавказский пленник». Быль. Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин».
В 1851 году Толстой уехал на Кавказ добровольцем.
Быль – жанр эпоса, в основу которого положены реальные события.
Проблема войны и мира – жгучая проблема сосуществования людей. В «Кавказском пленнике» и в других произведениях, названных нами, картинам войны и зла, неверию в человека, трусости и предательству противопоставлены мир и добро, искренняя любовь к простым людям, мужество и верность долгу.
Жилин и Костылин на Кавказе
Выводы по уроку «Вряд ли можно найти во всей мировой литературе более совершенный образец маленькой повести для детей. «Кавказский пленник» показал, какой содержательной может быть детская повесть… В ней есть приключения, столь привлекательные для юного читателя, но есть и большие чувства, оставляющие след на всю жизнь». С. Я. Маршак
Домашнее задание Прочитать рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»