Урок русского языка в 5 классе по теме: Имена существительные одушевленные и неодушевленные
Цели урока: углубить знания учащихся о существительных одушевленных и неодушевленных; формировать умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные в тексте; составлять словосочетания и предложения; развивать орфографическую зоркость, речь учащихся; воспитание любви к Родине.
Устная синтаксическая пятиминутка Назовите грамматические основы предложений, составьте схему предложения. В синем небе мерцают звезды, а на белом инее дружно искрятся нежные пушинки. (Д.Зуев.) -Употребите любое существительное предложения в роли обращения.
Прочитайте текст и назовите одушевленные и неодушевленные существительные Родина постоянно начинается в человеке. Изо дня в день человек открывает заново для себя Родину. О том, что такое Родина для человека, прекрасно сказано в старинной мудрой русской пословице: «человек без Родины – соловей без песни…» И, как соловей – песней, лишь родиной силен, добр и красив человек. (По Ю.Нагибину.)
Одушевленные имена существительные Отвечают на вопрос кто? (кого? кому? кем? о ком?) Обозначают Людей животных птиц рыб насекомых
Неодушевленные имена существительные Отвечают на вопрос что? (чего? чему? чем? о чем?)
Запомните: В русском и татарском языках о людях мы спрашиваем Кто это? Человек (кеше). В русском языке о животных, птицах, зверях, рыбах мы спрашиваем Кто это? В татарском языке мы спрашиваем Бу н ә рс ә ? (что это?) и отвечаем Бу тавык (курица), б ө ркет, каракош (орел), сыерчык (скворец), ат.
В русском языке различаются грамматически У одушевленных существительных форма винительного падежа мн.числа совпадает с формой родительного падежа мн.числа В.п.= Р.п. Вижу (кого?) девочек, мальчиков (В.п.); Нет (кого?) девочек, мальчиков (Р.п.) У неодушевленных существительных винительный падеж мн.числа совпадает с именительным В.п. = И.п. Вижу (что?) книги, дома, села (В.п.); Книги (им.п.-подл.) лежат. Дома (им.п. – подл.)строятся. Села (им.п.- подл.) виднеются.
Спасибо за урок!