Урок 1. Переводы чисел в позиционных системах счисления.
Цели урока: Развитие логического мышления, формирование информационной культуры; Развитие навыков и умений перевода чисел из различных систем счисления; Воспитание самостоятельности при решении задач; Развитие навыков самоконтроля; Развитие интерес к предмету;
Методические приемы: Фронтальная работа учителя с классом Самостоятельная работа учащихся Использование элементов ролевого подхода при обсуждении материала урока
Устный опрос: а). Дать определение позиционной системы счисления. б). Базис, алфавит, основание системы счисления. в). Представление чисел в N-ичных системах счисления.
Алгоритмы перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную (любую позиционную систему счисления).
Перевод чисел из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы может осуществляться разными способами. Рассмотрим один из алгоритмов перевода - правило деления уголком. При этом необходимо учитывать, что алгоритм перевода целых чисел и правильных дробей будут отличаться.
Правило деления уголком: 1.Выполняем деление исходного целого десятичного числа на основание системы, в которую переводим (2,8,16 и т.п.),по всем частным до конца. 2.Запись нового числа начинаем с последнего частного по всем остаткам. Пример: N(10) N(2)
N(10) N(8) Десятичное число/ целое частное Делитель(осно вание системы) остаток Результат25
N(10) N(16) Десятичное число/ целое частное Делитель(осн ование системы) остаток Результат15
Задание 2.13 Перевести целые десятичные числа 9(10),17(10) и 243(10) в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
Алгоритм перевода дробных чисел Перевести десятичную дробь N 10 =0,625 в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы. N(10) N(2) N 2 =0,010101
Десятичная дробь дробь/дробная часть произведения Множитель (основание системы) Целая часть произвед ения 0, ,2582 0,008 N(10) N(8) В результате получаем восьмеричную дробь: N 8 =0,25
N(10) N(16) Десятичная дробь/дробная часть произведения Множитель (основание системы) Целая часть произвед ения 0, (A) 0,5168 0,0016 В результате получаем шестнадцатиричную дробь: N 16 =0,A8
Перевод чисел, содержащих целую и дробную части, производится в два этапа. Отдельно переводится по алгоритму целая и отдельно – дробная. И итоговой записи полученного числа целая часть от дробной отделяется запятой. N(10) N(2) 21, = , = , =10101, = , =0,
домашнее задание: зад стр.97 по учебнику Н. Угринович Информатика и информационные технологии 10-11