XVII Белорусский энергетический экологический форум Минск, 10 октября 2012 г. АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА БУДУЩЕЕ Академик А.А. Михалевич Заместитель академика-секретаря Отделения физико- технических наук Национальной академии наук Беларуси
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ бесперебойное и надежное снабжение развивающейся экономики топливно- энергетическими ресурсами в необходимом объеме и по приемлемым ценам в нормальный период; недопущение крупномасштабных аварий в энергетике; гарантированное энергоснабжение для преодоления стихийных бедствий и техногенных катастроф, не связанных с энергетикой.
Основные факторы, ослабляющие энергетическую безопасность республики Низкая обеспеченность собственными ТЭР; Высокая энергоемкость экономики; Высокая доля природного газа в топливно- энергетическом балансе страны; Высокая степень износа основных производственных фондов в топливно- энергетическом комплексе; Импорт ТЭР преимущественно из одной страны (России); Большие затраты на импортируемые энергоресурсы.
В Беларуси впервые в мировой практике на высшем уровне, указом Президента Республики Беларусь были утверждены: –Концепция энергетической безопасности и повышения энергетической независимости Республики Беларусь и механизм ее реализации –Государственная комплексная программа модернизации основных производственных фондов белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов в годах.
Госпрограммы Стратегия развития энергетического потенциала Республики Беларусь (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь 9 августа 2010 г. 1180); Государственная программа развития Белорусской энергосистемы на период до 2016 года (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь 29 февраля 2012 г. 194); Республиканская программа энергосбережения на 2011 – 2015 годы (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2010 г. 1882); Комплексная программа по проектированию, строительству и реконструкции энергоэффективных жилых домов в Республике Беларусь на 2009–2010 годы и на перспективу до 2020 года (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 июня 2009 г. 706); Республиканская программа по преобразованию котельных в мини-ТЭЦ на 2007 – 2010 годы (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь 28 сентября 2007 г. 1225);
Госпрограммы Государственная программа по обеспечению производства дизельного биотоплива в Республике Беларусь на 2007 – 2010 годы (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 декабря 2007 г. 1760); Государственная программа «Торф» на 2008 – 2010 годы и на период до 2020 года (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь 23 января 2008 г. 94); Программа строительства энергоисточников, работающих на биогазе, на 2010 – 2012 годы (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 июня 2010 г. 885); Государственная программа строительства энергоисточников на местных видах топлива в 2010 – 2015 годах (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 июля 2010 г. 1076); Государственная программа развития лесного хозяйства Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 ноября 2010 г. 1626); Государственная программа строительства в 2011 – 2015 годах гидроэлектростанций в Республике Беларусь (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь 17 декабря 2010 г. 1838);
Госпрограммы Национальная программа развития местных, возобновляемых и нетрадиционных энергоисточников на 2011 – 2015 годы (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 мая 2011 г. 586); Государственная программа подготовки кадров для ядерной энергетики Республики Беларусь на 2008 – 2020 годы (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 сентября 2008 г. 1329); Государственная программа «Научное сопровождение развития атомной энергетики в Республике Беларусь на 2009 – 2010 годы и на период до 2020 года» (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 августа 2009 г. 1116); Стратегия развития транзитного потенциала Республики Беларусь на годы (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь 9 августа 2010 г. 1181).
Особенности новой редакции Концепции энергетической безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от г. 433 Введен новый раздел «ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ БАЛАНС». В этом разделе отражены мировые тенденции в топливно-энергетических балансах, представлены прогнозы на 2010, 2015 и 2020 годы для Республики Беларусь. Введен новый индикатор энергетической безопасности – энергоемкость ВВП, и задания по снижению величины этого показателя на 2010, 2015 и 2020 годы в 1,5; 2,0 и 2,5 раза соответственно по сравнению с 2005 годом. Определены мероприятия по диверсификации видов ТЭР за счет вовлечения в энергетический баланс страны к 2020 году : каменного угля для сжигания в теплоэлектростанциях (ТЭС), использования в промышленности строительных материалов на уровне 3 млн. т у.т; ядерного топлива на уровне 5 млн. т у.т; торфа, бурого угля, древесного топлива, нефтяного кокса и прочих видов местного топлива, включая лигнин, на уровне 6,7 млн. т у.т; мазута на уровне 3,4 млн. т у.т (80% от объема производства НПЗ); газа сжиженного и газа НПЗ на уровне 1,07 млн.т у.т; вторичных энергоресурсов, включая ветроэнергетику, гидроэнергетику и другие виды на уровне 1,9 млн. т у.т.
Методология оценки энергетической безопасности Для оценки уровня энергетической безопасности государства используется индикативный анализ, т.е. система оценок ситуации – индикаторов, количественно характеризующих состояние и степень угроз энергетической безопасности. Сущность индикативного анализа: сопоставление текущих и ожидаемых значений индикаторов с некоторыми заранее определенными пороговыми (предельно допустимыми) уровнями, периодически пересматриваемыми; определении качественного состояния энергетической безопасности, которые можно характеризовать как –нормальное (Н), –предкритическое (ПК), –критическое (К).
Основные направления укрепления энергетической безопасности 1 - Энергетическая независимость; 2 - Диверсификация поставок, как по видам энергоресурсов, так и по странам; 3 - Надежность энергоснабжения; 4 - Энергоэффективность.
Значения индикаторов энергетической безопасности Индикаторы Порого- вые уровни Значения индикаторов (характер ситуации) НК (факт) 2010 (прог- ноз) 1.Доля собственных энергоресурсов в балансе котельно-печного топлива государства, % ,820,622,5 ПК 2. Доля возможного собственного производства в общем объеме потребления электрической энергии, % ,2119,1138,2100 НННН 3. Доля потребления моторного топлива, обеспечиваемая за счет добычи нефти в стране, % ,927,818,819,5 ПК
Индикаторы Порого- вые уровни Значения индикаторов (характер ситуации) НК (факт) 2010 (прог- ноз) 4. Доля доминирующего энергоресурса (газа) в производстве тепловой и электрической энергии, % ,081,094, ПК КПК-Н 5. Доля доминирующего энергоресурса (газа) в потреблении КПТ, % ,081,087, ПК 6. Доля доминирующего поставщика энергоресурсов в потреблении валовых ТЭР, % ,083,075, КПК 7. Доля тепловых электростанций, способных работать на двух и более взаимозаменяемых видах топлива, % ,9 НННН
Индикаторы Пороговые уровни Значения индикаторов (характер ситуации) НК (факт) 2010 (прогноз) 8. Обеспеченность запасами КПТ (по газу и мазуту), суток ,858,467,5 ПК 9. Отношение суммарной установленной мощности электростанций к максимальной нагрузке в энергосистеме, % ,5143,1126,9 НННН 10. Отношение объема инвестиций в предприятия ТЭК к стоимости их ОПФ, % 6,04,02,04,86,04,9 КПКН 11.Энергоемкость ВВП, кг у.т./доллар США ВВП по ППС 0,350,50,750,560,320,39 ККПК 12. Износ ОПФ предприятий ТЭК, %457557,759,952,153,6 ПК
Энергетическая независимость В 2011 г. достигнуто плановое увеличение использования МВТ в объеме 23,2 % от КПТ. Вместе с тем по наращиванию использования этих видов энергоресурсов имеются проблемы: древесная топливная щепа, производимая в соответствии с заданием, устанавливаемым облисполкомами, в настоящее время не востребована в полном объеме; наличие ежемесячной просроченной задолженности у организаций жилищно-коммунального хозяйства перед топливоснабжающими организациями за реализованное лесхозами древесное топливо. Наращивание объемов добычи торфа сдерживается имеющейся ресурсной базой разрабатываемых в настоящее время месторождений. Дальнейшее увеличение добычи торфа возможно только за счет вовлечения в топливный баланс торфяных месторождений, находящихся в природоохранных зонах. Однако экологические последствия данного решения еще не оценены. Для увеличения доли МВТ в балансе КПТ необходимо ускоренное развитие возобновляемых источников энергии. С учетом того, что солнечные и геотермальные источники, ГЭС в настоящее время являются высокозатратными, наибольший потенциал прироста имеют ВЭУ. Однако следует отметить, что целевые показатели по строительству ветропарков, заложенные в Национальной программе развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ), не выполняются, что ставит под угрозу выполнение задания по увеличению доли МВТ в балансе КПТ.
Диверсификация Целевые значения на 2010 г. индикаторов, характеризующих диверсифицированность топливно- энергетического баланса (ТЭБ) по видам топлива и поставщикам не были достигнуты. Из успешно реализованных проектов можно отметить поставки нефти из Венесуэлы и Азербайджана, а также использование российского угля вместо природного газа на цементных заводах. Энергоэффективность В Концепции установлен целевой показатель снижения энергоемкости ВВП в 2010 г. на 31 процент по сравнению с 2005 г. Фактическое снижение энергоемкости составило 25,1 процента. Анализ ситуации за 8 месяцев 2012 г. показывает рост энергоемкости ВВП вместо запланированного снижения.
Предложения на будущее Долгосрочное прогнозирование на перспективу до 25 лет Разработка и утверждения новой редакции Концепции энергетической безопасности г. Формирование стратегии развития ТЭК на период до 10–15 лет Уточнение и утверждения новой редакции Стратегии развития энергетического потенциала г. Разработка в 2015 г. на период гг. Государственной программы развития Белорусской энергосистемы Республиканской программы энергосбережения Национальной программы развития местных, возобновляемых и нетрадиционных источников энергии
Автор выражает благодарность сотрудникам Института энергетики НАН Беларуси С.Н.Никитину и Д.В.Римко за помощь в подготовке доклада СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !