Общественное участие в управлении образованием в управлении образованием Автор проекта: Куприева Н.В. Автор проекта: Куприева Н.В. директор МОУ «РСОШ с углубленным директор МОУ «РСОШ с углубленным изучением отдельных предметов» изучением отдельных предметов» Соавторы: Дегтярева В.М., Кравцова Соавторы: Дегтярева В.М., Кравцова Н.И., Малькова Е.В., Переверзева Е.Н. Н.И., Малькова Е.В., Переверзева Е.Н. заместители директора заместители директора
МОУ «Ровеньская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов»
Общая цель проекта - содействие развитию управления на школьном уровне с привлечением профессионального педагогического сообщества, общественных групп родителей, попечителей, представителей общественных объединений и учащихся. Конкретная цель проекта: создание комплексной модели участия общественности в управлении образованием. Конкретная цель проекта: создание комплексной модели участия общественности в управлении образованием.
Задачи: Выявить: естественные тенденции, обеспечивающие развитие общественной составляющей в управлении общим образованием на современном этапе; факторы, влияющие на развитие гражданской активности в вопросах образования; Выявить: естественные тенденции, обеспечивающие развитие общественной составляющей в управлении общим образованием на современном этапе; факторы, влияющие на развитие гражданской активности в вопросах образования; создать общественные группы, имеющие интерес к развитию общественного управления образованием; формат организационно- правовых форм их участия в управлении образованием; создать общественные группы, имеющие интерес к развитию общественного управления образованием; формат организационно- правовых форм их участия в управлении образованием; создать условия для реализации комплексной модели участия общественности в управлении образованием; создать условия для реализации комплексной модели участия общественности в управлении образованием; определить содержание деятельности органов общественного управления с конкретными полномочиями. определить содержание деятельности органов общественного управления с конкретными полномочиями.
Для достижения указанных целей предполагается осуществить следующие виды деятельности: проведение семинаров с целью подготовки рекомендаций по развитию общественного управления образованием; проведение семинаров с целью подготовки рекомендаций по развитию общественного управления образованием; формирование набора механизмов, влияющих на активность общественности в управлении образованием; формирование набора механизмов, влияющих на активность общественности в управлении образованием; организация коллективов общественного управления и планирование их деятельности. организация коллективов общественного управления и планирование их деятельности.
Участники проекта: Управляющий совет Управляющий совет Педагогический совет Педагогический совет Межшкольный методический совет Межшкольный методический совет Родительский комитет Родительский комитет Совет старшеклассников Совет старшеклассников Общественные организации Общественные организации
Целевые группы проекта: Администрация и педагогический коллектив школы; Администрация и педагогический коллектив школы; Специалисты методико- информационного центра. Специалисты методико- информационного центра.
Этапы реализации программы Общая продолжительность проекта 2,5 года. Проект будет реализован в несколько этапов. Общая продолжительность проекта 2,5 года. Проект будет реализован в несколько этапов. Этап подготовки проекта (март 2008 г. -апрель 2008 г.) Этап подготовки проекта (март 2008 г. -апрель 2008 г.) При подготовке проекта изучался опыт общественного управления других областей. Установлены связи с Красноармейской СОШ Белокуракинского района Украины. При подготовке проекта изучался опыт общественного управления других областей. Установлены связи с Красноармейской СОШ Белокуракинского района Украины. 1 этап (май - декабрь 2008 г) 1 этап (май - декабрь 2008 г) В ходе реализации первого этапа были рассмотрены разнообразные формы гражданского участия в жизнедеятельности общества, управленческие проблемы развития общественных, негосударственных организаций рассматриваемые зарубежными и отечественными авторами В ходе реализации первого этапа были рассмотрены разнообразные формы гражданского участия в жизнедеятельности общества, управленческие проблемы развития общественных, негосударственных организаций рассматриваемые зарубежными и отечественными авторами
2 этап (январь 2009 г - апрель 2010 г) 2 этап (январь 2009 г - апрель 2010 г) Второй этап направлен на дальнейшее становление школьных команд, выстраивание их деятельности по развитию школы, командные разработки и реализация планов действия. 3 этап (май 2010 г - декабрь 2010 г) 3 этап (май 2010 г - декабрь 2010 г) Третий этап направлен на фиксацию полученных результатов, описание модели управления школой с участием управленческой команды и оформление документов по становлению и консультированию школьных команд.
В настоящее время одной из основных социальных проблем в сфере образования является отчуждение общества в лице общественных структур, родителей от образовательных учреждений. В современной централизованно-управляемой системе образования «заказчиком» на результат образования является государство, в условиях демократических отношений общество, родители и учащиеся получают возможность влиять на формирование и реализацию образовательной политики. Трудность заключается в том, что на данный момент отсутствуют механизмы влияния общественности на функционирование системы образования: не развита система получения школой или другим образовательным учреждением «заказа» на образование; практически не разработан принцип оценки родителями деятельности школы, что крайне важно в связи с образовательным учреждением; происходящими инновационными процессами, ведущими к разнообразию школ, образовательных услуг.
Ожидаемые результаты: Выполнение исследовательских работ, касающихся методологии создания единой модели общественного участия в управлении образованием. Выполнение исследовательских работ, касающихся методологии создания единой модели общественного участия в управлении образованием. Разработка примерной модели участия общественности в управлении образованием на школьном и муниципальном уровне. Разработка примерной модели участия общественности в управлении образованием на школьном и муниципальном уровне. Разработка рекомендаций по обеспечению и исполнению норм, заложенных в действующее законодательство. Разработка рекомендаций по обеспечению и исполнению норм, заложенных в действующее законодательство. Создание учебно - методических ресурсов, информационных материалов, необходимых для развития участия общества в вопросах управления школой. Создание учебно - методических ресурсов, информационных материалов, необходимых для развития участия общества в вопросах управления школой.