О подходах формирования проекта перечня приоритетных бюджетных инвестиций Астана, 2012 год МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Процесс планирования бюджетных инвестиций Министерство экономического развития и торговли РК Министерство финансов РК Законом РК по разграничению компетенций уполномоченных органов по государственному и бюджетному планированию разграничены функции и полномочия между Министерством экономического развития и торговли РК и Министерством финансов РК в части планирования бюджетных инвестиций Формирование Перечня приоритетных республиканских бюджетных инвестиций 1 Включение расходов по бюджетным инвестициям на основании Перечня приоритетных республиканских бюджетных инвестиций
Этапы планирования бюджетных инвестиций I этап II этап 1.2 Формирование Перечня приоритетных республиканских бюджетных инвестиций в рамках Прогноза социально- экономического развития 2. Уточнение проекта Перечня приоритетных республиканских бюджетных инвестиций по итогам решения РБК Формирование основных приоритетов бюджетной инвестиционной политики для включения в Прогноз социально-экономического развития
І этап. Формирование основных приоритетов бюджетной инвестиционной политики АБП МЭРТ 3425 РБК МЭРТ АБП 2. АБП с учетом предложений МИО вносят в МЭРТ прогноз показателей развития отраслей и сфер экономики, предложения к разделам документа, предложения по новым инициативам расходов, в том числе по бюджетным инвестициям. 3. МЭРТ на основании предложений АБП формирует и вносит на рассмотрение РБК: (1)сценарный прогноз показателей социально-экономического развития на пятилетний период; (2) сценарный прогноз бюджетных параметров на трехлетний период; (3) приоритеты социально-экономической политики c учетом налогово-бюджетной и бюджетной инвестиционной политик. 3. МЭРТ на основании предложений АБП формирует и вносит на рассмотрение РБК: (1)сценарный прогноз показателей социально-экономического развития на пятилетний период; (2) сценарный прогноз бюджетных параметров на трехлетний период; (3) приоритеты социально-экономической политики c учетом налогово-бюджетной и бюджетной инвестиционной политик. до 1 марта до 15 марта – 25 марта МЭРТ в 2-хдневный срок после РБК направляет в АБП: - сценарный прогноз основных макроэкономических показателей, приоритеты социально- экономической политики с учетом налогово-бюджетной и бюджетной инвестиционной политик; - заключения по новым инициативам текущих расходов МЭРТ в 2-хдневный срок после РБК направляет в АБП: - сценарный прогноз основных макроэкономических показателей, приоритеты социально- экономической политики с учетом налогово-бюджетной и бюджетной инвестиционной политик; - заключения по новым инициативам текущих расходов. МИО 1 1. МИО вносят предложения по целевым трансфертам на развитие соответствующему отраслевому АБП для подготовки предложений в МЭРТ. 2-хдневный срок с РБК этап
І этап. Формирование Перечня приоритетных республиканских бюджетных инвестиций в составе Прогноза социально-экономического развития 1. АБП в срок до 1 апреля текущего финансового года представляют в МЭРТ проекты стратегических планов, предложения по приоритетным бюджетным инвестициям МЭРТ рассматривает на предмет их соответствия стратегическим и программным документам, одобренному сценарию прогноза показателей социально-экономического развития страны, приоритетам СЭР, бюджетному и иному законодательству РК. АБП МЭРТ до 1 апреля АБП 1 2 МЭРТ по результатам рассмотрения проектов стратегических планов государственных органов и предложений по приоритетным бюджетным инвестициям: 2. формирует заключения и направляет АБП (в течении месяца отрабатывается с АБП) формирует проект Перечня приоритетных республиканских бюджетных инвестиций и вносит МФ для рассмотрение РБК. до 1 мая МФ 2.1. до 15 мая этап РБК
ІI этап. Уточнение Перечня приоритетных республиканских бюджетных инвестиций в составе Прогноза социально-экономического развития Уточнение прогноза показателей, формирование разделов ПСЭР и проекта ПРБИ 1. АБП вносит в МФ бюджетные заявки и проекты стратегических планов или проекты изменений и дополнений в стратегические планы с учетом заключений МЭРТ. АБП МФ РБК 2. МФ по итогам рассмотрения бюджетных заявок АБП и с учетом заключения МЭРТ формирует заключения по расходам АБП и направляет на рассмотрение РБК. 3. МЭРТ уточняет Перечень приоритетных республиканских бюджетных инвестиций с учетом предложений РБК и вносит в Правительство РК. Правительство РК на одобрение 4. На основании решения РБК МФ и МЭРТ направляют в Правительство РК: МФ - проект Закона о республиканском бюджете на планируемый период; МЭРТ - проект Прогноза социально-экономического развития республики на пятилетний период, в том числе проект Перечня приоритетных республиканских бюджетных инвестиций. 4. На основании решения РБК МФ и МЭРТ направляют в Правительство РК: МФ - проект Закона о республиканском бюджете на планируемый период; МЭРТ - проект Прогноза социально-экономического развития республики на пятилетний период, в том числе проект Перечня приоритетных республиканских бюджетных инвестиций. до 15 мая с 1 июля по 1 августа не позднее 15 августа МЭРТ МФ
6 Информация о нормативных правовых актах, регламентирующих процесс планирования бюджетных инвестиций 1. Правила разработки Прогноза социально-экономического развития, утвержденных постановлением Правительства РК от 27 августа 2009 года 1251 (с учетом вносимых изменений в феврале 2012 года) 2. Правила рассмотрения, отбора, мониторинга и оценки реализации бюджетных инвестиционных проектов, утвержденных постановлением Правительства РК от 17 апреля 2009 года 545 (с учетом вносимых изменений в феврале 2012 года) 3. Правила выделения целевых трансфертов на развитие, утвержденных постановлением Правительства РК от 29 января 2011 года 40 (с учетом вносимых изменений в феврале 2012 года) 4. Правила разработки, рассмотрения и отбора бюджетных инвестиций, направленных на реализацию особо важных и требующих оперативной реализации задач, имеющих положительные предложения Республиканской бюджетной комиссии, утверждаемых постановлением Правительства РК в марте 2012 года 5. Правила проведения оценки реализации бюджетных инвестиций посредством участия государства в уставном капитале юридических лиц, утверждаемых постановлением Правительства РК в марте 2012 года 6.Требования к содержанию, порядку и срокам разработки финансово-экономического обоснования, а также порядку отбора бюджетных инвестиций, планируемых к реализации посредством участия государства в уставном капитале юридических лиц, утвержденные приказом Министра экономического развития и торговли РК от 22 июля 2010 года 126 (с учетом приказа от 1 февраля 2012 года 36)
7 Информация о нормативных правовых актах, регламентирующих процесс планирования бюджетных инвестиций 7. Требования к разработке или корректировке, а также проведению необходимых экспертиз технико-экономического обоснования концессионного проекта, инвестиционного проекта для предоставления государственных гарантий, утвержденных приказом Министра экономического развития и торговли РК от 6 августа 2010 года 136 (с учетом приказа от 1 февраля 2012 года 36) 8. Требования к разработке или корректировке, а также проведению необходимых экспертиз технико-экономического обоснования бюджетного инвестиционного проекта, утвержденных совместным приказом Министра экономического развития и торговли РК от 1 июля 2010 года 102 и Председателя Агентства РК по делам строительства и жилищно- коммунального хозяйства от 30 июня 2010 года 276 (с учетом совместного приказа МЭРТ РК от 1 февраля 2012 года 37 и АДСЖКХ от 31 января 2012 года 31) 9. Правила представления администраторами бюджетных программ предложений по новым инициативам, в том числе по бюджетным инвестициям, утвержденных приказом МЭРТ РК от 31 января 2012 года Форма заключения уполномоченного органа по государственному планированию по результатам рассмотрения проекта стратегического плана государственного органа или проекта изменений и дополнений в стратегический план, утвержденной приказом МЭРТ РК от 31 января 2012 года 35
8 Необходимые меры: Как показывает практика, АБП начинают подготовку по новым бюджетным инвестициям только при подготовке бюджетных заявок, что приводит к несвоевременному предоставлению соответствующей документации на рассмотрение бюджетной комиссии и срывает процесс формирования проекта республиканского бюджета. 1. Необходимо систематизировать процесс планирования бюджетных инвестиций в АБП, МИО (утверждение плана-графика). 2. Улучшить качество подготавливаемой документации (ТЭО и ФЭО) АБП. 3. Повысить квалификацию сотрудников в области бюджетных инвестиций и проектных организаций. 4. Повысить системность и качество в отраслевом определении потребности бюджетных инвестиций (масштабная мощность объектов) с фактической потребностью.
9 Необходимые меры: В связи с чем, просим АБП и МИО в целях своевременного планирования бюджетных инвестиций в рамках формирования проекта республиканского бюджета на годы: 1. Разработать и утвердить внутренний план-график подготовки перечня бюджетных инвестиций и необходимой документации (инвестиционное предложение, ТЭО, ФЭО) для внесения в Минэкономики в составе проектов Стратегических планов. АБП не разрабатывающие Стратегические планы внести к 1 апреля предложения по бюджетным инвестициям. 2. Обеспечить своевременное внесение в Минэкономики: до 1 марта – предложений по приоритетным направлениям бюджетной инвестиционной политики; до 1 апреля - проектов стратегических планов и предложений по приоритетным бюджетным инвестициям. 3. Обеспечить своевременное внесение в Минэкономики инвестиционных предложений, ТЭО и ФЭО по планируемым бюджетным инвестициям для своевременного проведения экономического заключения.
Спасибо за внимание!
Формирование Перечня приоритетных инвестиционных проектов (далее - Перечень) в составе Прогноза социально-экономического развития на местном уровне (ОБЛАСТЬ) I этап Разработка проекта ПСЭР области III этап Уточнение проекта ПСЭР области УЭБП УЭБП вместе с ИО области, г. республиканского значения, столицы на основе одобренного РБК проекта ПСЭР Республики разрабатывает ПСЭР области; 2. УЭБП вносит на ОБК/ГБК предложения по проекту ПСЭР области; 3. Бюджетная комиссия области, г. республиканского значения, столицы вырабатывает предложения ПСЭР области. 1. ИО в целях уточнения ПСЭР области вносит в УЭБП предложения к разделам Прогноза; 2.УЭБП рассматривает уточненные предложения и выносит на ОБК/ГБК уточненный проект Прогноза; УЭБП с учетом предложений ОБК/ГБК вносит проект Перечня в составе ПСЭР области на рассмотрение Акимата области, а также копию представляет в МЭРТ. ИО 2 Одобрение Акимата области до 1 октября УЭБП ОБК/ГБК до 25 сентября МЭРТ копия до 20 апреля II этап Рассмотрение Стратегического плана области и предложений по приоритетным бюджетным инвестициями внесение в УЭБП в составе БЗ ИОУЭБП 1. ИО области вносят бюджетные заявки, стратегический план области и предложений по приоритетным БИ в УЭБП; 2. УЭБП вносит на ОБК/ГБК предложения по БЗ и стратегическому плану, УЭБП формирует проект Перечня приоритетных бюджетных инвестиций не позднее 15 июня текущего финансового года; 3. ОБК/ГБК вырабатывает предложения по расходам АБП; 4. ИО с учетом бюджетной комиссии дорабатывают БЗ и проекты стратегических планов и вносят УЭБП. до 15 мая 1234 ИООБК/ГБК ИО 1 до 15 сентября Приложение 1 УЭБП
Формирование Перечня приоритетных инвестиционных проектов (далее - Перечень) в составе Прогноза социально-экономического развития на местном уровне (РАЙОН) I этап Разработка проекта ПСЭР района III этап Уточнение проекта ПСЭР района УЭБП до 25 апреля УЭБП УЭБП на основе одобренного ОБК/ГБК проекта ПСЭР области разрабатывает ПСЭР области и вносит на Районную БК предложения по ним; 2. Бюджетная комиссия района вырабатывает предложения ПСЭР района. 1.УЭБП рассматривает уточненные предложения и выносит на Районную БК уточненный проект Прогноза; 2.УЭБП с учетом предложений районной БК вносит проект Перечня в составе ПСЭР области на рассмотрение Акимата района(города областного значения). 1 Одобрение Акимата района (города областного значения) до 1 ноября УЭБП до 25 октября Районная БК Примечание: исполнительные органы, финансируемые из районного, города областного значения, стратегические планы не разрабатывают. II этап внесение в УЭБП в составе БЗ ИОУЭБП 1. ИО района вносят бюджетные заявки и предложения по приоритетным местным бюджетным инвестициям в УЭБП; 2. УОГП вносит на ОБК/ГБК предложения по БЗ и предложения по приоритетным бюджетным инвестициям, УЭБП формирует проект Перечня приоритетных бюджетных инвестиций не позднее 15 июля текущего финансового года. 3. ОБК/ГБК вырабатывает предложения по расходам ИО района; 4. ИО с учетом бюджетной комиссии дорабатывают БЗ и вносят в УЭБП. до 15 мая 123 УЭБП 4 ИО Районная БК Приложение 2
Есенова Арайлым Сериковна – начальник Управления бюджетных инвестиций, тел , Баяшева Анара Жумагуловна – главный эксперт Управления бюджетных инвестиций, тел , Большаков Виталий Владимирович - главный эксперт Управления развития государственно-частного партнерства и анализа проектов, тел , Контактные данные Департамент инвестиционной политики МЭРТ РК Утепова Сауле Саиновна - начальник Управления методологии развития бюджетных систем, тел , Департамент методологии государственного планирования МЭРТ РК