Новые экономические механизмы в системе образования: проблематика и проблемы, эффекты и эффективность Экспертно-аналитический семинар, 3 ноября 2009 г., г. Липецк Р.В. Селюков, ИПОП «Эврика»
Новые экономические механизмы в системе образования Нормативно-подушевое финансирование Новая система оплаты труда Базовые характеристики механизмов: повышение финансово-хозяйственной самостоятельности и ответственности ОУ; инициация процессов саморегулирования; передача общественным советам опосредованных полномочий в сфере экономики образования
Проблематика НПФ и НСОТ Выведение неэффективных расходов из состава норматива (прочий персонал ОУ, непосредственно не связанный с образовательным процессом, должен быть выведен в аутсорсинг за счет средств муниципалитетов)
Автоматический рост норматива Привязка величины норматива к объективным показателям экономики региона (эффективно работающий учитель – средний класс, стабильный рост норматива)
Внутренние ресурсы высвобождаются и работают в системе образования Обеспечение действия механизмов реинвестирования высвобождающихся средств на образование в систему образование (в условиях демографического спада, в условиях оптимизации сети ОУ, в условиях оптимизации штатных расписаний ДИРЕКТОРАМ ШКОЛ НУЖНЫ ГАРАНТИИ СТАБИЛЬНОСТИ)
Смена идеологии субсидирования Реализация принципа «Деньги в обмен на эффективность» (региональный, муниципальный и школьный уровень, рейтингование на основе показателей, позиционирующих приоритеты государственной и региональной политики в образовании)
Что такое «Учебные расходы для школы сегодня ??? Величина и структура учебных расходов (формирование доли учебных расходов на уровне ОУ или на региональном уровне? Какими должны быть современные направления учебных расходов?)
Фиксируем факт или стремимся к новым эффектам?? Единый норматив или дифференциация нормативов? (основания дифференциации не должны снижать эффективность расходования средств в системе образования)
… я сам обманываться рад… Описание подходов к нормативному закреплению доведения средств по нормативу до уровня ОУ (недоведение средств по нормативу до ОУ блокирует НСОТ и саморегулируемые процессы)
Сетью можно ловить рыбу эффективнее… Формирование норматива финансирования образовательной программы учащегося в сети Интернет (разработка финансово-экономических, логистических схем, педагогических и информационных технологий)
… деньги в обмен на эффективность… Влияние квалификации учителя на размер его заработной платы 1 уровень 2 уровень 3 уровень … 1 годЗП-1ЗП-2ЗП-3… 2 годаЗП-4ЗП-5ЗП-6… ……………
Как обустроить новый канал финансирования??? Разработка механизмов оплаты всех видов деятельности педагогических работников из базовой части ФОТ Структура базовой части, утвержденная нормативно
1 к 12 – 1 к 15 Регулирование соотношения педагогических и иных работников ОУ через внедрение новых экономических механизмов Оптимизация штатов, отказ от типовых штатов, регулирование учебной нагрузки учащихся
Заказ «дорогой», а не «дешевой» услуги… Содержательность деятельности управляющих советов Расширение полномочий управляющих советов на региональном и муниципальном уровне
«Ученико-час» обеспечивает здоровье… Введение ученико-часа как регулятора… Развитие сети, оптимизация штатов, рост зарплаты, снижение нагрузки учащихся
Стимул должен быть адекватным… Объем стимулирующей части должен обеспечить дифференциацию в оплате труда педагогов и руководителей Руководитель ответственен за уровень благосостояния педагогического работника. Качество работы учителя связано с уровнем зарплаты.
… пространство - единое Введение НСОТ в ДОУ и УДО Разворачивание новых экономических механизмов на всем региональном образовательном поле
Проблемы НПФ и НСОТ Недоведение средств по нормативу до уровня ОУ срывает регулирование сети и введение НСОТ Не введение НСОТ делает невозможным эффективное повышение оплаты труда педагогических работников Нормативно-подушевое финансирование отличается от норматива для расчета объема субвенций региона муниципальным образованиям Штатно-окладная система в НСОТ неминуемо ведет к закреплению на региональном уровне типовых штатных расписаний
Эффекты НПФ и НСОТ Обеспечен рост зарплаты учителей, который позволяет изменить социальный статус учителя и его мотивацию в результате внедрения современных принципов оплаты труда педагогов – оплата за качество (payment for quality) и за результат (performance a pay) Превращение школы и педагогического сообщества в открытую систему, готовую к внешней оценке своей деятельности, к участию общественности в оценке труда педагога и качества образования Дифференциация оплаты труда педагогов в зависимости от качества их труда
Эффекты НПФ и НСОТ Бюджеты на годы. большинства регионов, внедряющих КПМО, в части финансирования образования, определены на основе утвержденных нормативов финансирования Обеспечение финансово-экономической самостоятельности общеобразовательных учреждений привело к возможности увеличения заработных плат педагогических
Эффективность НПФ и НСОТ Модели НПФ: Калининградская область и др., Новосибирская область и др. (НПФ не только для школ), Республика Саха (Якутия) (учет плотности населени) Маскировщики неперехода Модели НСОТ: Калининградская область (ученико-час) Новосибирская область (образовательный час) Республика Чувашия (окладная) Перепевщики ЕТС + МОНИТОРИНГ
Проекты «Эврики» КОЭРСО Качественная оценка эффективности развития системы образования Кадровая модернизация Выращивание проектной культуры педагогических руководящих работников, формирование профессиональных сообществ Рейтингование муниципалитетов и рейтингование школ Оценка эффективности муниципальных систем образования и эффективности реализации региональной образовательной политики Паспортизация школ Включение школ в мониторинг деятельности СО, самомониторинг школ, автоматизация формальных процедур тел./факс: (495)
Программа продолжения внедрения эффективных механизмов и моделей КПМО Формулировка Эффекта Модернизации Региональной Системы образования Индикато ры Перечень мероприятий, обеспечивающих достижение эффекта РезультатыПримерны Объем Инвестици На Реализаци мероприятий (тыс. руб) Расчет, обоснование