(1831г-1895г)
Родился 14 декабря 1831 года в башкирской деревне Туксанбаево Белебеевского уезда (в настоящее время Миякинского района Республики Башкортостан).Отец Камалетдин Искужин (1805 г.р.), указной имам, мать Бибиуммугульсум Салимьянова (1809 г.р.), оба башкиры.Начальное образование будущий поэт получил в родной деревне, учился в медресе соседних деревень Менеузтамак и Анясово, был шакирдом медресе в деревне Стерлибашево, где получал уроки у знаменитого поэта-суфия Шамсетдина Заки. Впоследствии Акмулла жил и работал в разных местах: учил детей, занимался различными ремеслами (плотничал), прославился как талантливый поэт-импровизатор. Как всякое уважающее себя духовное лицо, Камалетдин надеялся, что его сын пойдет по его стопам, станет уважаемым, как и сам он, указным муллой. Тем более, что Мифтахетдин с раннего возраста отличался недюжинными способностями в изучении арабского языка (а затем и фарси, тюрки), легко запоминал суры Корана.Так он вынимал из кармана свернутую в рулончик тетрадь и огрызок карандаша и что-то начинал писать мелкой арабской вязью, не обращая ни на кого внимания. В том, что записывал какие-то свои потаенные мысли, можно было догадаться хотя бы по тому, что первоначально он нашептывал нечто про себя и лишь после этого наносил карандашом в тетрадь вызревшее в голове. Уже в ту пору Акмулла чрезвычайно строго и ответственно относился к тому, что выводил его неизменный карандаш. Вскоре все узнали, что Мифтахетдин сочиняет стихи. Подросток никому не читал написанное, храня глубоко в своей памяти. Тот, кто видел это священнодействие, мог подумать, что он чутко прислушивается ко всему, что его окружает: звон ручья, пение птиц, крики петухов, утренняя гамму просыпающегося аула, и прежде чем нанести все это на бумагу, пропускал сквозь свое сердце и душу.
Камалетдин отдает строптивого сына еще в одно, более передовое медресе. Но прежде он решил побеседовать с ним по душам, и сделать это не в будничной обстановке, а в тот момент, когда Мифтахетдин занимался своим обычным делом, сидя на заветном пригорке. Он незаметно подошел к сыну сзади и негромко позвал его. Мифтахетдин вздрогнул, быстро спрятал тетрадку, карандаш и вскочил. Увидев отца, он слегка растерялся, но тут же настроил себя на серьезный лад. Он чувствовал, что такой разговор рано или поздно должен был произойти. Так оно и случилось: Камалетдин-мулла стал упрекать сына, что он покинул медресе и вел себя там неподобающим образом. Я думал, что ты пойдешь по моим следам, сдерживая себя, стал выговаривать мулла, стараясь на этот раз говорить спокойно и разобраться в отношениях, которые у него сложились со своим будущим наследником. Я знаю, что ты каждый день сочиняешь здесь стишки. Чем они тебя так привлекают? Даже больше Корана. Я считаю, что стихи это те же строки Kорана. Но только это понимают лишь здравомыслящие люди, ответил Мифтахетдин. У тебя на все готов ответ. Ну-ка, коли так, прочитай мне что-нибудь из своих стишков. Ну, давай, давай, не тушуйся! А я и не тушуюсь. Ну, тогда послушай вот это: Не шарахайтесь прочь от ученых людей, В них потребность великая ваша. Воздавайте им должное! Только злодей Да глупец им на двери укажет. Муллы! Палки отбросьте свои и хлысты, Будьте с детской душой осторожны. От серьезных наук не бегите в кусты, Все другое и пусто, и ложно. Ничего нет грустнее невежественных мулл, Пустозвонов под тогой ученых. Будьте бдительны, дабы никто не задул.Детский разум, мечтой увлеченный! На кого же ты намекаешь? На всех мулл, получается?-сказал Камалетдин. Я же тут говорю о невежественных муллах.-ответил ему сын. А меня ты к каким относишь? Ну вот что: завтра с утра я увезу тебя не куда-нибудь, а в Стерлибашевское медресе. Такими словами отец Акмуллы закончил фразу. И Акмулле пришлось собираться в поездку.
Стерлибашевском медресе хозяином являлся великий человек Зайнулла Расулев который был слеп на оба глаза.Но глядя на него никто не мог сказать что он слеп на оба глаза.Причем он всегда был одет в шикарный костюм.. Когда он шел по коридору, высоко подняв вверх свою голову, все встречные отшатывались в сторону. При первой же встрече с Мифтахетдином он спросил:«Говорят, ты сочиняешь стихи? Посмотрим, что ты в них проповедуешь?», на что Мифтахетдин ответил: «Я проповедую желание учиться, стремление учиться». «А на Коран ты при этом ссылаешься?» не уставал спрашивать Шамси Заки и этим вопросом на несколько секунд поставил Мифтахетдина в тупик. Наконец, опомнившись, тот промолвил: «Когда это требуется, опираюсь». Ответ туксанбаевского подростка не слишком-то понравился знаменитому хальфе-поэту. Он нахмурился и произнес внушительным голосом: «Алла и его великие заповеди должны стоять в поэтических произведениях на первом месте». Подумав, он добавил: «Знай, Он создал этот мир в первую очередь для того, чтобы испытать человека, а потом уже решать, куда его поместить на том свете в ад или рай».После Акмулла прочитал свое стихотворение и внимательно осмотрел сидящих в классе и увидел вокруг себя то испуганные, то восхищенные взгляды шакирдов, и лишь лицо Учителя потемнело от растерянности и злости. И в этот момент в голове юноши мелькнула страшная мысль: сейчас он схватит что-нибудь тяжелое и ударит его по непокорной голове. А в том, что прочитанная им стих сегодня же дойдет до отца Камалетдина, и его с позором изгонят из этого знаменитого медресе, не было никакого сомнения. И он тогда наскоро, пока Шамси Заки не пришел в себя, схватил свои вещи и выскочил из класса, как описанный им в своем стихотворении аргамак, а оказавшись на улице, побежал к дому. Камалетдин-мулла лишь удивился его появлению. Он выпросил у него лошадь с телегой сказав что : хочет съездить в лес за дровами, и отец, несколько удивленный, согласился. В сумерках он появился дома, действительно с дровами, а после того, как сложил их в сарае, незаметно для глаз остальных наполнил телегу другим «товаром» книгами, топором, рубанком, стамеской, кое-какой снедью и с заднего двора покинул родимый кров. Теперь уже надолго.
Для Акмуллы началась полная трудностей и испытаний бродячая жизнь по юго- восточным районам Башкортостана и казахским степям. Но перед этим он посетил Оренбург, который в ту пору являлся мусульманским городом, и отправил отцу большое письмо в стихах, в котором описал причины своего столь поспешного отъезда из Туксанбаева и ухода из Стерлибашевского медресе. Весной и летом, переезжая из аула в аул,, на сабантуях он состязался с известными сэсэнами в искусстве поэтической импровизации, читал свои стихи перед народом.Скитаясь среди башкир и казахов, учил детей, занимался различными ремеслами. Приближался возраст, когда его должны были привлечь к воинской службе, которая могла продлиться много лет. Служить же Мифтахетдин категорически не хотел, понимая, что у него совершенно иное призвание. Именно это обстоятельство, в первую очередь, заставляло его уйти в казахские степи, ибо казахи, в отличие от башкир, были освобождены от этой «напасти». Именно тогда пошло бытовать мнение, что он по национальности казах, ибо, на всякий случай, Мифтахетдин изменил свою фамилию на Мухамедьярова, а покойная мать его Бибиуммугульсум, как по мановению волшебной палочки, превратилась в «татарку». То есть Акмулла стал сыном казаха и татарки.
У Акмуллы была жена ее звали Сагира которая жила в соседней деревни Сулейманово и, неугомонный скиталец, возил ее с собой. Сагира устала от дорог, и когда однажды судьба снова привела ее в родную деревню, она сказала Мифтахетдину: прости, мол, дорогой, но я остаюсь дома. Акмула ее понял и простил. При мулле он трижды промолвил "талак", что означает "отрекаюсь, отпускаю", и так они развелись. Мифтахетдин Акмулла как никто другой понимал душу бедняка, его нужды и чаяния, его потребность в участии и сочувствии со стороны других.Его душа была исполнена болью и страданиями простых людей, и столь же жгучей ненавистью к миру богатеев с которыми ему тоже приходилось постоянно сталкиваться.Один из них казахский бай Батуч Исянгильдин оклеветал его самым безжалостным образом и на четыре долгих года засадил в Троицкую тюрьму.Но и в застенках столь известного своими жестокостями заведения Акмулла сохранил крепость духа и создал множество широко известных произведений.
Он около лет жил в стороне от отцовского дома. Затем вернулся в родную деревню образованным человеком по сравнению с другими односельчанами.Он приехал домой чтоб извиниться перед отцом.На что отец не прощает его. На это он опять уходит из дома. Дошедшее до нас творческое наследие Мифтахетдина Акмуллы не очень велико по объему. В 1981 году в связи с юбилеем поэта Башкирским книжным издательством выпущен на башкирском языке однотомник произведений.В эту книгу, которая является наиболее полным по сравнению с предыдущими сборниками Акмуллы, вошло более трех тысяч строк.Однако, многие произведения поэта (сэсэна) или еще не найдены, или, возможно, к сожалению, совсем утрачены. Этому есть свои объективные причины. Акмулла большинство своих произведений хранил в памяти, ибо он, как правило, создавал их, прежде всего, для устного исполнения.
Акмулла защищал свой бедный народ.Не зря его назвали Акмуллой.Он был подвижным озорным мальчиком, всегда не боясь, говорил то, что думает.В своем стихотворении «Назидания» Акмулла буквально по пальцам перечисляет качества, которыми должен обладать истинный воспитанный человек. Он не называет самые броские, общепринятые определения, по которым судили храбрость и силу батыра, отвагу воина, красоту девушки и т.д. Он обращался к качествам глубоко этического порядка, которым может и должен обладать каждый человек, независимо от своего физического совершенства и общественного ранга. На первое место Акмулла ставит совестливость: на второе добропорядочность, честь; на третье разум; на четвертое благодарность, то есть умение быть благодарным всему и всем за добро, внимание, чуткость, в том числе, и самой природе, породившей тебя. На пятом месте у Акмуллы терпение, ибо терпеливый человек может достичь поставленной цели. М. Акмулла был прекрасным плотником и портным. В музее есть подставка под книги сделанная его руками. В своих стихах он высмеивает баев, мулл и защищает обездоленных, сирот, бедняков, несправедливо обиженных. Он учит детей грамоте. За справедливость, за чистую душу, казахи его называют Акмулла. Слово, сказанное за большое уважение к нему- Акмулла, стало его вторым вечным именем.
В 1895 году 8 октября он погибает от рук наемных убийц. Этих убийц нанимает казахский старшина Исангилде и башкирский старшина Бурангул. Потому что Акмулла все время критиковал их за несправедливость в отношении к простому народу. Его похоронили на мусульманском кладбище около города Миасс. Имя и творчество М. Акмуллы живет в памяти народа, наряду с именами известных героев и поэтов
8 октября 2008 года в Уфе состоялось официальное открытие памятника Мифтахетдину Акмулле, который много лет своей жизни отдал образованию и в своих стихах обращался к народу с призывом учиться. Скульптурную композицию из бронзы установили на площади перед Башкирским государственным педагогическим университетом, который носит имя знаменитого просветителя.
* Баш ҡ орттарым, у ҡ ыу к ә р ә к, у ҡ ыу к ә р ә к! * Арабы ҙҙ а на ҙ андар к ү п, у ҡ ыу һ ир ә к. * А ңғ ыра айыу ҙ ан Уралда ғ ы ҡ ур ҡҡ андай, * Эй, ту ғ андар, на ҙ анлы ҡ тан ҡ ур ҡ ыу к ә р ә к! * Илтифат ит: у ҡ ыу ҙ алыр ш ә раф ә тт ә р, * Я һ иллект ә н кил ә ятыр ҙ ур аф ә тт ә р. * У ҡ ы ғ андар к ү кт ә осор, һ ыу ҙ а й ө ҙ ө р, * Ю ҡ тыр унда әү ли ә лек, к ә рам ә тт ә р. * У ҡ ы ғ ан ғ а был донъяла ж ә л ә л булыр, * Харам тиг ә н к ү п ш ә й ҙ ә р х ә л ә л булыр. * Ыры ҫ, д әү л ә т шишм әһ ен асам ти һәң, * Ғ илем- һө н ә р бер ҙ ә н-бер ә м ә л булыр. * Алты ғ а бер ҙ е ҡ ушып, һ ан ун булмай, * С әғә тте ал ғ а бороп, т ө н к ө н булмай. * Белемлелек ары ҫ ландан к ө сл ө батыр, * Шу ғ а атланмай, һ ине ң т ө ш өң һ ис ө н булмай. Баш ҡ орттарым, у ҡ ыу к ә р ә к!
* По моему мнению Акмулла выражает нам то что все люди должны быть образованными.Если ты будишь учиться тебе и уваженьепоявиться.Для тебя никакой преграды будит.кто учен тому источник мудрости доступен, а неуч с униженьем неразлучен.Т.е он объясняет нам что без труда ты человеком образованным не сможешь стать.
* И так Акмулла донёс до нас что не важен человек богатый или бедный у них одни.Что хоть как ты не пытайся сместить стрелки -времени не ускорить. А без помощи науки мечтам не сбыться.