ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ Макарова А.А.,Савельева Е.Н.
Обучаемость Обучаемость индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. Обучаемость есть совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых при наличии и относительном равенстве других исходных условий (исходного минимума знаний, положительного отношения к учению и т. д.) зависит продуктивность учебной деятельности
ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА К ОБУЧЕНИЮ ОБУЧАЕМОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ПАМЯТЬ ВНИМАНИЕ МЫШЛЕНИЕ РЕЧЬ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ МОТИВАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ОТНОШЕНИЕ УЧЕНИКА К УЧЕБНОМУ МАТЕРИАЛУ ОТНОШЕНИЕ К УЧЕБНОЙ ГРУППЕ, ПЕДАГОГУ
Свойства обучаемости 1) обобщенность мыслительной деятельности – ее направленность на обобщение существенного в учебном материале; 2) осознанность мышления определяемая умением применять знания на практике; 3) гибкость мышления; 4) устойчивость мыслительной деятельности (способность концентрировать внимание на решаемой задаче); 5) самостоятельность мышления, восприимчивость к помощи.
Обучаемость В целом обучаемость - это восприимчивость к усвоению знаний и способов учебной деятельности. Она является относительно устойчивым свойством личности.
Что такое «плохая обучаемость»? Это проблемы с освоением новых навыков и нарушение: - процессов чтения - процессов письма - восприятия информации на слух - произношения - рассуждения - навыков устного счета
Параметры исследования Теоретические и практические знания. Логическое мышление. Образно-конструктивные способности. Эффективность процессов памяти. Способность к сосредоточению, концентрации внимания. Работоспособность
Субтест учебный год учебный год 1 « Осведомленность » 9 9,4 2 « Скрытые фигуры » 8,8 9,3 3 « Пропущенные слова » 8,4 8,7 4 « Арифметические задачи » 8,9 9,5 5 « Понятливость » 9 9,3 6 « Исключение изображений » 9,5 9,9 7 « Аналогии » 9 9,3 8 « Числовые ряды » 9,7 9 « Умозаключения » 9,6 9,4 10 « Геометрическое сложение » 9,7 9,1 11 « Заучивание слов » 8 9,0
Сравнение типичных проблем, выявленных в результате диагностик 4 -е классы9-е классы ограниченный словарный запас; Слабая способность к оперированию вербальным материалом слабое умение улавливать смысл предложения, понимать его содержание; слабое понимание содержания текста низкая скорость восприятия текста; низкая способность к концентрации активного внимания; способность к сосредоточению; способность выдерживать длительные интеллектуальные нагрузки слабое развитие практического математического мышления; затруднения при выявлении существенных признаков предметов проблемы в применении полученных знаний на практике
Причины низкой обучаемости педагогические, логопедические психологические: несформированность навыка чтения несформированность навыка устного счёта наличие у ряда учащихся несформированности фонетико- фонематического восприятия и лексико- грамматического строя речи низкий уровень сформированности импрессивной речи низкий природный интеллектуальный потенциал.