Определение уровня квалификации педагогических работников для установления соответствия требованиям, предъявляемым к первой и высшей квалификационным категориям Порядок аттестации 1.Предварительный этап 2. Проведение экспертной оценки (самооценки) педагогической деятельности 3. Принятие решения о соответствии требованиям первой (высшей) квалификационной категории
подача заявления педагогическим работником, в котором должно быть обоснование решения об аттестации на соответствующую квалификационную категорию (первую или высшую) 1. Предварительный этап
2. Проведение экспертной оценки (самооценки) педагогической деятельности Экспертная оценка профессиональной деятельности педагога позволяет определить уровень квалификации педагога на основе анализа ключевых педагогических компетенций. При проведении оценки профессиональной деятельности эксперты учитывают также результаты самооценки аттестующегося педагога. Проведение самооценки профессиональной деятельности по тем же показателям, по которым проводится экспертная оценка, позволяет педагогу обоснованно выбрать ориентиры собственного профессионального развития.
3. Принятие решения о соответствии требованиям первой (высшей) квалификационных категорий Принятое решение о соответствии имеющегося уровня квалификации требованиям первой или высшей квалификационных категорий оформляется протоколом и заносится в аттестационный лист педагогического работника. По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений: а) уровень квалификации педагога соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории; б) уровень квалификации педагога не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории.
Аттестационная комиссия в случае необходимости заносит в аттестационный лист рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности педагогического работника, о необходимости повышения его квалификации с указанием специализации и другие рекомендации. Орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере образования, утверждает решение аттестационной комиссии своим распорядительным актом.
Проведение экспертной оценки и самооценки профессиональной деятельности учителя Основными способами оценки уровня квалификации педагогических работников при установлении соответствия требованиям первой и высшей квалификационных категорий являются методы оценки и самооценки профессиональной деятельности педагога. Рассмотрим, как они реализуются при аттестации учителя. Экспертная оценка и самооценка профессиональной деятельности учителя проводится по одинаковым показателям, отражающим способность успешно решать основные функциональные задачи педагогической деятельности.
Экспертная оценка профессиональной деятельности учителя для установления соответствия требованиям, предъявляемым к первой и высшей квалификационным категориям Для удобства проведения экспертной оценки в процессе аттестации в предлагаемом экспертном листе параметры структурированы по показателям, характеризующим каждую из педагогических компетенций (см. экспертный лист).
Экспертный лист оценки уровня квалификации учителя _____________________________________________(ФИО аттестуемого учителя) ___________________________________________________________________(преподаваемый предмет) ______________________________(имеющаяся квалификационная категория аттестуемого учителя) ______________________________________(категория, на которую претендует аттестуемый учитель) ___________________________________________________________(ФИО эксперта и его должность) ____________________________________________________________(ФИО эксперта и его должность) Уважаемый эксперт! В процессе экспертизы Вам предстоит оценить компетентность учителя в решении профессиональных задач. Для этого необходимо проанализировать, что и как делает учитель, каких результатов он достигает. Информационными источниками могут служить: анализ урока, собеседование с аттестуемым учителем, результаты педагогической деятельности, собеседование с руководителем (заместителем руководителя) образовательного учреждения и другие источники. Вам предлагается оценить ряд утверждений, которые отражают отдельные действия и качества, необходимые для профессиональной деятельности учителя, используя 5-ти балльную шкалу. 5 – очень высокая степень выраженности указанной в утверждении характеристики. Она проявляется в подавляющем большинстве ситуаций, является устойчивой, полностью соответствует типичным качествам и поведению учителя. Ответ экспертов – «да». 4 - высокая степень выраженности характеристики. Она часто проявляется в педагогических ситуациях. Иногда возникают случаи, когда качества или поведение учителя не соответствуют утверждению. Ответ экспертов – «скорее да, чем нет». 3 – средняя степень выраженности характеристики. В некоторых ситуациях качества и поведение педагога соответствуют утверждению, в некоторых – не соответствуют. Ответ экспертов – «среднее значение». 2 – слабая степень выраженности характеристики. Она редко проявляется в педагогических ситуациях. Поведение и качества педагога лишь иногда соответствуют утверждению. Ответ экспертов – «скорее нет, чем да». 1 - характеристика не представлена в деятельности педагога. Качества и поведение учителя не соответствуют содержанию утверждения. Ответ экспертов – «нет». Отмечайте Ваш ответ знаком «+» в соответствующей колонке.
Экспертная оценка проводится на основе анализа 1-2 уроков (или других мероприятий, проводимых педагогом); изучения представленных материалов: рабочие программы по предмету, классный журнал, результаты внутришкольного контроля (или других форм контроля) уровня учебных достижений обучающихся, методические и дидактические материалы, используемые и самостоятельно подготовленные педагогом, дневники и тетради обучающихся, материалы родительских собраний и др., беседы с руководителем (заместителем) образовательного учреждения и аттестующимся педагогом.
Возможные источники информации для проведения экспертной оценки профессиональной деятельности учителя Данная форма экспертной деятельности позволяет оценить многие из педагогических компетентностей: постановка целей и задач; мотивирование учеников на осуществление педагогической деятельности; принятие педагогических решений; обеспечение информационной основы деятельности; организация педагогической деятельности и др. Данный показатель может позволить повысить объективность оценивания соответствующих компетенций (в зависимости от содержания благодарностей и замечаний). Это дополнительный независимый источник оценки И т д Анализ урока Анализ имеющихся поощрений и наказаний: благодарност ей, отзывов, наград, замечаний и др.
При проведении собеседования с педагогом выявляются способы осуществления педагогической деятельности (скрытые моменты педагогической компетентности). Здесь могут быть заданы следующие вопросы: Какую цель урока Вы ставили? Как данная цель соотносится с целями и задачами изучаемого предмета в целом? Удалось ли Вам достичь запланированных результатов? Как Вы это можете обосновать? На каких подходах построена Ваша рабочая программа? Вносите ли Вы в нее изменения, какие именно, что является основанием для внесения изменений? Какие методические и дидактические материалы Вы используете для подготовки к урокам? Чей опыт используете? Включает ли Ваша рабочая программа решение воспитательных задач, в чем это выражается? Занимаетесь ли обобщением собственного педагогического опыта, кому представляете его?
Важной для экспертов является беседа с руководителем (представителями администрации образовательного учреждения) для корректировки оценочных суждений о тех аспектах деятельности педагога, которые носят ситуативный характер и могут не проявиться во время аттестации. Это относится к оценке компетентности в области личностных качеств, работы с родителями, участия в разработке общешкольных программ и проектов, взаимодействия с коллегами и др.
Обработка результатов экспертной оценки педагогической деятельности, подготовка экспертного заключения Для определения уровня квалификации аттестуемого педагога необходимо подсчитать среднее значение по каждому показателю и компетентности в целом. Среднее значение показателя определяется методом деления суммы баллов по параметрам, относящимся к соответствующему показателю на 5 (по числу параметров). Например, для оценки уровня сформированности показателя «Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся» (п.2.1.) необходимо сложить ответы экспертов по следующим параметрам (номера пунктов в экспертном листе): 16, 17, 18, 19, 20 и полученную сумму разделить на 5. В случае, если какая-то строка оказалась не заполненной, эксперты должны вернуться к ней и обязательно заполнить, иначе оценка может оказаться искаженной.
Аналогичным образом определяется значение показателя по каждой из компетенций. Например, для определения уровня выраженности «Компетентности в области постановки целей и задач педагогической деятельности» необходимо полученное среднее значение по показателям (2.1, 2.2 и 2.3) разделить на 3 (по числу показателей). Таким образом, на основе обработки результатов определяется степень выраженности каждой из компетентностей и ее показателей по пятибалльной шкале.
Допускается несколько способов представления результатов экспертной оценки. 1. Табличный вариант представления результатов предполагает сведение оценок по показателям и компетенциям в отдельную таблицу.
Наименование показателяЭкспертная оценка 1Компетентность в области личностных качеств3,50 1.1Эмпатийность и социорефлексия3,50 1.2Самоорганизованность3,80 1.3Общая культура3,20 2Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности 3,27 2.1Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся 3,50 2.2Умение перевести тему урока в педагогическую задачу3,63 2.3Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач2,67 3Компетентность в области мотивации учебной деятельности2,62 3.1Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности3,20 3.2Умение создавать условия, обеспечения позитивной мотивации обучающихся 2,90 3.3Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся1,75 Пример таблицы итоговых баллов аттестуемого педагога
Наименование показателяЭкспертная оценка 4Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности 3,63 4.1Компетентность в методах преподавания3,80 4.2Компетентность в предмете преподавания3,20 4.3Компетентность в субъективных условиях деятельности3,90 5Компетентность в области разработки программы деятельности и принятии педагогических решений 4,13 5.1Умение выбрать и реализовать типовые образовательные программы4,30 5.2Умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы 3,40 5.3Умение принимать решения в педагогических ситуациях4,70 6.Компетентность в области организации учебной деятельности3,37 6.1Умение устанавливать субъект-субъектные отношения3,80 6.2Умение организовать учебную деятельность обучающихся2,60 6.3Умение реализовать педагогическое оценивание3,70 Значение показателя уровня квалификации (ПК)3.42
Подготовка экспертного заключения Подготовка экспертного заключения предполагает проведение качественного и количественного анализа результатов экспертной оценки и самооценки педагогической компетентности. Показатель уровня профессиональной квалификации учителя определяется как среднеарифметическое значение по шести базовым компетенциям: ПК =Σ (Xi ЛК (э) + Xi ПЦ (э)+ Xi МД (э)+ Xi ИОД (э) + Xi ПД (э) +Xi ОУД (э)) / 6
Где: ПК – показатель уровня квалификации Хi – среднее значение по каждой из шести компетенций ЛК (э) - Экспертная оценка компетентности в области личностных качеств. ПЦ (э) - Экспертная оценка компетентности в области постановки целей и задач педагогической деятельности. МД (э) - Экспертная оценка компетентности в области мотивации учебной деятельности. ИОД (э) - Экспертная оценка компетентности в области обеспечения информационной основы деятельности. ПД (э) - Экспертная оценка компетентности в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений. ОУД (э) - Экспертная оценка компетентности в области организации учебной деятельности. ПК =Σ (Xi ЛК (э) + Xi ПЦ (э)+ Xi МД (э)+ Xi ИОД (э) + Xi ПД (э) +Xi ОУД (э)) / 6
Нормативная таблица для определения соответствия требованиям первой или высшей квалификационным категориям Уровень квалификацииЗначение показателя уровня квалификации Первая квалификационная категорияот 3,3 до 4,29 Высшая квалификационная категорияот 4,3-х баллов и выше
На основе проведенного анализа составляется экспертное заключение, которое представляется в аттестационную комиссию для принятия решения о присвоении искомой категории.
По итогам проведенной работы проводится заключительное собеседование с аттестуемым педагогом. В случае, если заключение содержит мнение о несоответствии занимаемой должности, важно указать, что необходимо предпринять педагогу для того, чтобы повысить уровень квалификации. В начале итоговой беседы эксперты разъясняют педагогу, какие компетенции, обеспечивающие успех педагогической деятельности, наиболее сформированы у педагога, т.е. выступают базой, ресурсом для дальнейшего профессионального развития, а затем переходят к компетенциям с более низким уровнем развития. Совместно вырабатываются решения о механизмах совершенствования данных компетенций.
Пример представления результатов оценки уровня квалификации учителя Экспертное заключение готовится на основе обобщения результатов экспертной оценки и самооценки уровня квалификации. Для удобства анализа результаты экспертной оценки и самооценки представлены в форме сводной таблицы Результаты экспертной оценки и самооценки педагогической компетентности (таблица)
С 57 табл Наименование показателяСамо оценкаЭкспертная оценка 1Компетентность в области личностных качеств3,774,60 1.1Эмпатийность и социорефлексия3,834,60 1.2Самоорганизованность3,674,20 1.3Общая культура Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности 4,244,40 2.1Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся 4,004,60 2.2Умение перевести тему урока в педагогическую задачу4,264,40 2.3Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач 4,574,20 3Компетентность в области мотивации учебной деятельности4,30 3.1Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности 4,604,20 3.2Умение создавать условия, обеспечения позитивной мотивации обучающихся 4,004,20 3.3Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся 4,604,50
4Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности 4,134,17 4.1Компетентность в методах преподавания4,504,27 4.2Компетентность в предмете преподавания3,704,44 4.3Компетентность в субъективных условиях деятельности4,203,80 5Компетентность в области разработки программы деятельности и принятии педагогических решений 3,274,10 5.1Умение выбрать и реализовать типовые образовательные программы 2,604,40 5.2Умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы 3,903,70 5.3Умение принимать решения в педагогических ситуациях3,304,20 6.Компетентность в области организации учебной деятельности 3,224,30 6.1Умение устанавливать субъект-субъектные отношения3,404,60 6.2Умение организовать учебную деятельность обучающихся 2,904,20 6.3Умение реализовать педагогическое оценивание3,434,10 Итоговое значение3,824,31
Экспертное заключение по итогам оценки уровня квалификации учителя химии средней общеобразовательной школы (образец) Экспертная группа в составе: А.Л.И. - специалист ЦО и ККО, К.А.Е. – учитель химии высшей квалификационной категории, осуществила экспертизу профессиональной деятельности А- вой Е.В. учителя химии средней общеобразовательной школы. А-ва Е.В. имеет высшее образование, закончила пед. университет в 1993 г., квалификация по диплому - учитель химии и биологии. Стаж работы 15 лет, в данной школе - 5 лет, квалификационная категория - первая, В межаттестационный период проходила курсы повышения квалификации 2005 г. КПК ИРО «Курсы повышения квалификации учителей химии и биологии» (144 часа) г. ГЦРО г. «Организация и проведение тестового контроля». За свою работу А-ва Е.В. награждена Грамотой Управления образования, 2005 г.; Почетной грамотой школы 12, 2006 г. Принимала участие в районном этапе конкурса «Учитель года». В учебном году приняла участие в областном этапе конкурса «Учитель года». Необходимые для успешной реализации педагогической деятельности личностные качества педагога, такие как общая культура, отношение к людям, высоко развиты. Педагог занимает гуманистическую позицию по отношению к обучающимся, проявляет внимание к личности ученика, является для окружающих образцом этики и общей культуры. Дополнительно проведенное исследование школьного психолога показало, что на уроках химии низкий уровень тревожности учеников и стабильная психологическая обстановка. Однако, педагог не всегда проявляет стрессоустойчивость в сложных педагогических ситуациях. Данный факт свидетельствует о необходимости психологической поддержки и формировании навыков саморегуляции эмоций. Результаты анализа деятельности педагога позволяют оценить и т.д.
На основании изложенного, экспертная группа считает, что уровень квалификации А-вой Е.В. - учителя химии СОШ - соответствует требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории (значение показателя уровня квалификации 4.31). Для дальнейшего совершенствования деятельности и реализации имеющегося у педагога профессионального потенциала рекомендуем: - участие в проектных семинарах, направленных на освоение процедур разработки дидактических, методических материалов и программ (управление проектами); - повышение квалификации в области психолого-педагогических аспектов деятельности (социальная психология малых групп, мотивация учебной деятельности, саморегуляция эмоциональных состояний). - провести обсуждение результатов экспертной оценки и самооценки с целью повышения уровня самооценки по компетентности в области личностных качеств, организации педагогической деятельности, разработки программы деятельности и принятия педагогических решений. Члены экспертной группы: Эксперт 1 Ф.И.О. Эксперт 2 Ф.И.О.
Самооценка профессиональной деятельности учителя Самооценка профессиональной деятельности в процессе аттестации проводится с целью установления собственной готовности педагога к решению функциональных задач соответствующей квалификационной категории. Перед началом процедуры необходимо провести разъяснительную беседу с аттестуемым педагогом, которая позволит снять напряжение по поводу предстоящего испытания.
Для проведения самооценки используется лист самооценки. По выбору может быть предложен один из вариантов листа самооценки – с непрерывной шкалой и с дискретной шкалой. Лист самооценки педагог заполняет самостоятельно. При этом он имеет право на необходимое консультативное сопровождение.
Лист самооценки профессиональной деятельности учителя (Первый вариант - использование непрерывной шкалы) (ФИО), образовательное учреждение, преподаваемый предмет) (имеющаяся квалификационная категория) (категория, на которую Вы претендуете)
Обработка результатов самооценки После заполнения листа самооценки рассчитываются средние значения для каждого показателя и итоговый балл, отражающий представления педагога об уровне его квалификации. В случае использования листа самооценки с непрерывной шкалой осуществляется перевод сделанных на отрезке отметок в пятибалльную шкалу. Для удобства преобразования можно использовать специальную линейку (с делениями 1, 2, 3, 4, 5), которая будет накладываться на шкалу самооценки.
Используются сводная таблица показателей и параметров самооценки и ключ для перевода ответов педагога в баллы и подсчета количественных показателей по отдельным компетенциям. Сводная таблица показателей и параметров для самооценки учителя 1. Компетентность в области личностных качеств 1.1. Эмпатийность и социорефлексия Я чутко отношусь к критике в свой адрес 1Я безразличен(-на) к критике в свой адрес Я не обращаю внимание на плохое настроение своих коллег 26Я обращаю внимание на плохое настроение своих коллег Я достаточно легко управляю ходом беседы или переговоров 42Мне очень трудно управлять ходом беседы или переговоров Мне совсем неинтересно, какие чувства вызывают у других людей мои слова и поступки 58Мне всегда интересно, какие чувства вызывают у других людей мои слова и поступки
1.2. Самоорганизованность Как правило, окружающие прислушиваются к моим предложениям 5Окружающие не прислушиваются к моим предложениям Мне очень трудно «держать себя в руках» 19Для меня характерно «держать себя в руках» Мне трудно решать несколько задач одновременно 30У меня легко получается решать несколько задач одновременно На моем рабочем месте всегда творческий беспорядок 48На моем рабочем месте всегда порядок
В следующей таблице представлены ключи, содержащие соотнесение порядковых номеров параметров оценки с базовыми педагогическими компетенциями. При обработке данных самооценки следует учитывать, что в методике использованы как прямые, так и обратные шкалы. Ключ для подсчета результатов самооценки
Компетенции и их показателиПрямые параметры Обратные параметры 1. Компетентность в области личностных качеств 1.1. Эмпатийность и социорефлексия26, 581, Самоорганизованность19, 30, Общая культура5311, 36, Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности 2.1. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся 43, 5914, Умение перевести тему урока в педагогическую 6, 6331, 49
Подсчет результатов самооценки проводится пошагово: 1) Для подсчета результатов самооценки выставленные оценки необходимо перевести в баллы. Для прямых параметров оценки – оценка соответствует количеству набранных баллов. Обратные параметры предполагают перевод оценок в баллы согласно следующей шкале: Оценке 1 – присваивается 5 баллов Оценке 2 – присваивается 4 балла Оценке 3 – присваивается 3 балла Оценке 4 – присваивается 2 балла Оценке 5 – присваивается 1 балл 2) Баллы суммируются и высчитывается среднее арифметическое значение по каждому показателю (всего 18 показателей). 3) Подсчитывается среднее арифметическое по каждой компетенции (всего 6 компетенций). 4)Подсчитывается среднее арифметическое по всей методике. Используется та же формула, что и при определении уровня профессиональной квалификации учителя по результатам экспертной педагогом.
Приложение 8 Лист самооценки педагогической деятельности учителя (Второй вариант - использование дискретной шкалы) (ФИО), образовательное учреждение, преподаваемый предмет) (имеющаяся квалификационная категория) (категория, на которую Вы претендуете) Уважаемый учитель! Утверждения12345 Я безразличен(-на) к критике в свой адрес Я поощряю даже самые маленькие успехи обучающихся
Аналогично представлениям результатов экспертного оценивания результаты самооценки могут быть представлены в форме таблицы, столбчатой и лепестковой диаграмм.
Приложение 3 Описание профессиональных компетенций педагогической деятельности Основное назначение предлагаемой методики - определение уровня квалификации педагогов общеобразовательных школ на основе шести компетенций, выделенных в процессе анализа педагогической деятельности и представленных в «Профессиональном стандарте педагогической деятельности» (см. рис 3.1) Реализация компетентностного подхода к анализу педагогической деятельности в процессе аттестации требует хорошего понимания сущности каждой из компетенций, знания показателей и параметров, через которые они проявляются. Рассмотрим содержание педагогической компетентности и ее показателей более подробно. 1. Компетентность в области личностных качеств Компетентность в области личностных качеств отражает выраженность у педагога определенных характеристик, описывающих его как специалиста, способного эффективно справляться с педагогической деятельностью. Чаще всего сами педагоги и студенты педагогических вузов среди таких качеств указывают любовь к детям, общую культуру, способность организовать свою работу, направленность на педагогическую деятельность. Результаты опросов участников образовательного процесса позволили определить общий смысл, конкретное содержание указанных качеств и раскрыть компетентность в области личностных качеств через три ключевых показателя: эмпатийность и социорефлексия, самоорганизованность, общая культура Эмпатийность и социорефлексия – прежде всего, этот параметр и т. д.
Приложение 4 Схема конспекта урока Аттестуемый педагог (ФИО) Предмет Кл асс Тема урока Приложение 5 Банк заданий для проведения письменных квалификационных испытаний в форме решения педагогических ситуаций
Приложение 6 Возможные источники информации для заполнения экспертного листа Компетентность в области личностных качеств Источники информации для выработки экспертного суждения Эмпатийность и социорефлексия Все обучающиеся безбоязненно обращаются к учителю за помощью, столкнувшись с трудностями в решении того или иного вопроса Наблюдение за поведением обучающихся на уроке и на перемене. Учащиеся легко идут на контакт с учителем, преобладает дружеский тон общения; вопросы на уроке задаются по мере возникновения; ученики во время урока, соблюдая дисциплину, открыто признаются, что что-то не поняли и просят объяснить; спрашивают совета, интересуются мнением учителя о своем ответе. Собеседование с руководителем (заместителем) образовательного учреждения, данные самооценки учителя. Выяснить, какой стиль педагогического общения свойственен учителю, как можно охарактеризовать общение педагога с обучающимися.
Приложение 7 Типовые характеристики педагога, соответствующего требованиям первой и высшей квалификационных категорий