Каким может быть современный урок Урок как целостная дидактическая система Глава 2 из книги С.С.Татарченковой Урок как педагогический феномен
Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него Урок должен быть пронизан творчеством и вместе с тем оставаться уроком С.И.Гессен
Принципы управления учебным процессом (5 функций Анри Файоля) Планирование Организация Реализация и контроль Коррекция Анализ
Проектирование урока как технологической цепочки Проектирование урока Целеполагание на уроке Отбор содержания учебного материала Методы и приемы обучения Формы организации деятельности учащихся Подготовка к домашней работе Оценка, самооценка деятельности Рефлексия
В практике работы применяются разные варианты поурочного планирования или конспектов уроков
Определяющая часть содержит: Тему урока Главную дидактическую цель урока Обучающие, развивающие и воспитательные задачи урока Оборудование урока
Содержательная часть может быть представлена в разных формах: ВремяЭтапы урока Содержан ие этапов урока Деятельно сть учащихся Этапы урока ВремяДействия учителя Действия ученика
Дидактич еская задача этапа Содержа ние учебного материал а Методы, приемы обучения Формы организа ции деятельн ости Анализ и оценка результат а
Целеполагание Проектирование Предъявление цели ученику Согласование с учениками Реализация
Тип урокаГлавная дидактическая цель урока Вводный урокДать общее представление о Урок изучения новых знаний Изучить… Урок закрепления знаний, формирования умений и навыков Закрепить- знания.. Сформировать…умения, навыки
Урок применения знаний Выработать умение применять знания в схожей ситуации, другой или самостоятельно Урок обобщения и систематизации знаний Обобщить единичные знания, привести их в систему Урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков (ЗУН) Определить уровень усвоения ЗУНов и их комплексного применения
Главная дидактическая цель Обучающая (Обеспечить уровень усвоения ЗУН, добиться, обобщить, систематизировать и т.д.) Развивающая (Убедить, создать интерес, пополнить и т.д.) Воспитательная (Создать условия, способствовать и т.д.)
Выбор методов и приемов обучения Метод- это способ достижения цели, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Прием- это элемент метода, разовое действие, шаг в реализации или модификации метода.
Цель определяет содержание и методы, методы и содержание обуславливают достижение цели И.Я.Лернер
Наиболее применяемые в школьной практике методы обучения: Словесный Наглядный Практический В чистом виде каждый из них почти не используется.
Вот некоторые из них: Рассказ Беседа Лекция Работа с книгой Демонстрация и иллюстрация чего-либо Лабораторный метод Упражнения Экскурсии Познавательные игры Обучающий контроль Самоконтроль
Современные методы Учебная дискуссия Диалог \ Полилог Видеометод Деловые и ролевые игры Открытые вопросы Проблемные задания Мозговой штурм и т.д.
Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроке Фронтальная работа Индивидуальная работа Коллективная деятельность Групповая работа
Оценочная деятельность на уроке Не путать оценку и отметку Оцениваем процесс (У тебя получилось, Ты это знаешь, Нормально, Хорошо, Так и надо делать, Умница, Молодец и т.д.) Отметки ставятся за реально выявленные знания
Рефлексивное осмысление результатов урока Тем, чем мы были и чем являемся, завтра уже не будем. Овидий
Рефлексия является универсальным психологическим механизмом изменения и развития личности. Обратная связь может быть эмоциональной, невербальной, основанной на наблюдениях учителя за внешними проявлениями деятельности учащихся на уроке.
Обратная связь может быть вербальной, получаемой постоянно в течение всего урока и, особенно, в конце его. 1. Устный ответ (одного или группы) 2. Письменный ответ 3. Самооценка ученика своей деятельности на уроке
Практикум по проектированию урока как целостной дидактической системы