1.ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ 1.Словарный диктант с грамматическим заданием. Запишите существительные в три колонки, распределяя их по родам. Адрес, письмо, учитель, работа, фамилия, страна, рожь, товарищ, календарь, библиотека, путешествие, дочь. Как определить род имени существительного? 2.Выборочная проверка выполнения упражнения 203 (с. 96 учебника) 2. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Постановка учебной задачи. рекиочкимолоко озерасанкитворог морябрюкисахар океанысуткизолото -Определите число имен существительных первого столбика. -Измените слова так, чтобы они обозначали один предмет. -Определите число имен существительных второго столбика. -Поставьте эти существительные в форму единственного числа. -Можно ли выполнить это задание? -Какой вывод можно сделать?
Сегодня на уроке мы поговорим об изменении имен существительных по числам, будем учиться различать единственное и множественное число имен существительных, а также узнаем, почему некоторые имена существительные употребляются в форме только единственного числа или только множественного числа. 3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА 1. Ознакомление с правилами на с учебника. -Что изменяется в именах существительных при изменении по числам? -Как определить род имени существительного, если оно стоит в форме множественного числа? Определите род имен существительных.
Деревья, сапоги, ложка, мастера, игрушки. 2. Определение числа имени существительного. Выполнение упражнения 209 (с. 99 учебника). -Какие имена существительные употребляются только в форме единственного числа? -Какие существительные употребляются только в форме множественного числа? -Можно ли определить род имен существительных, которые употребляются только в форме множественного числа? (Нет, такие существительные не имеют рода.) 4. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ 1.Тренировка в определении чисел имен существительных. Распределительный диктант. Запишите имена существительные в два столбика: в первый те, которые употребляются только в форме единственного числа, во второй только множественного. Обои, сани, хлопок, щипцы, боязнь, погода, железо, грабли, джинсы, каникулы, темнота, сумерки, белизна, опилки, молодежь, кудри, сливки, дрова.
2. Игровое задание «Четвертое лишнее». В каждом ряду найдите лишнее слово. Ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки. Брюки, хлопоты, дверцы, вилы. Шахматы, игры, дебри, переговоры. 3.Отгадай загадку В этом доме столько комнат, Что никто их не упомнит. В каждой комнате жилец. Что за домик? (Огурец) -Объясните значение слова огурец. (1.Стелющееся огородное растение с продолговатыми зелеными плодами. 2.Плод этого растения. ) - О ком говорят, что он свеж как огурчик? (О жизнерадостном, бодром, здоровом человеке.) -Составьте однокоренные слова Огурец, огурчик, огуречник, огуречный. - Какая замена происходит в корнях этих родственных слов?
Огурцы были привезены в Европу из Индии. Греки называли их агурос, а славяне- огур. От этого слова образовались украинское слово огірок и русские- огурец. В переводе данное слово означало неспелый, незрелый. Действительно, незрелые молоденькие огурчики намного вкуснее, чем созревшие и пожелтевшие.
5.ИТОГ УРОКА Беседа. -Как изменяются имена существительные? -В форме какого числа можно определить род имени существительного? -Чем отличаются имена существительные в форме единственного числа от имен существительных в форме множественного числа? -Приведите примеры имен существительных, которые употребляются только в форме единственного числа; только в форме множественного числа. 6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Упражнение 211 на с. 100 учебника; выучить правила на с. 98, 99 учебника.