ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ В АРХИТЕКТУРЕ
ИЗ ТОЧКИ В ВОССТАВЛЯЕТСЯ ПЕРПЕНДИКУЛЯР, РАВНЫЙ ПОЛОВИНЕ АВ. ПОЛУЧЕННАЯ ТОЧКА С СОЕДИНЯЕТСЯ ЛИНИЕЙ С ТОЧКОЙ А. НА ПОЛУЧЕННОЙ ЛИНИИ ОТКЛАДЫВАЕТСЯ ОТРЕЗОК ВС, ЗАКАНЧИВАЮЩИЙСЯ ТОЧКОЙ D. ОТРЕЗОК AD ПЕРЕНОСИТСЯ НА ПРЯМУЮ АВ. ПОЛУЧЕННАЯ ПРИ ЭТОМ ТОЧКА Е ДЕЛИТ ОТРЕЗОК АВ В СООТНОШЕНИИ ЗОЛОТОЙ ПРОПОРЦИИ.ОТРЕЗКИ ЗОЛОТОЙ ПРОПОРЦИИ ВЫРАЖАЮТСЯ БЕСКОНЕЧНОЙ ИРРАЦИОНАЛЬНОЙ ДРОБЬЮ AE= 0,618..., ЕСЛИ АВ ПРИНЯТЬ ЗА ЕДИНИЦУ, ВЕ= 0, ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЮТ ПРИБЛИЖЕННЫЕ ЗНАЧЕНИЯ 0,62 И 0,38. ЕСЛИ ОТРЕЗОК АВ ПРИНЯТЬ ЗА 100 ЧАСТЕЙ, ТО БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ОТРЕЗКА РАВНА 62, А МЕНЬШАЯ – 38 ЧАСТЯМ. СВОЙСТВА ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ ОПИСЫВАЮТСЯ УРАВНЕНИЕМ: X2 – X – 1= 0 Золотое сечение – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему a : b = b : c или с : b = b : а. Практическое знакомство с золотым сечением начинают с деления отрезка прямой в золотой пропорции с помощью циркуля и линейки. Рис. 1. Геометрическое изображение золотой пропорции Рис. 2. Деление отрезка прямой по золотому сечению. BC = 1/2 AB; CD = BC
РЕШЕНИЕ ЭТОГО УРАВНЕНИЯ: История золотого сечения Принято считать, что понятие о золотом сечении ввел в научный обиход Пифагор, древнегреческий философ и математик (VI в. до н.э.). Есть предположение, что Пифагор свое знание золотого сечения позаимствовал у египтян и вавилонян. И действительно, пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого сечения при их создании. Рис. 3. Строение пирамиды Хеопса Рис. 4. Парфенон
ОДНИМ ИЗ КРАСИВЕЙШИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ ЯВЛЯЕТСЯ ПАРФЕНОН (V В. ДО Н. Э.).(РИС. 5.) В эпоху Возрождения усиливается интерес к золотому сечению среди ученых Рис. 5. Парфенон
Золотая пропорция применялась многими античными скульпторами. Известна золотая пропорция статуи Аполлона Бельведерского: рост изображенного человека делится пупочной линией в золотом сечении. На рисунках виден целый ряд закономерностей, связанных с золотым сечением. Пропорции здания можно выразить через различные степени числа Ф=0, На плане пола Парфенона также можно заметить "золотые прямоугольники":
Еще в эпоху Возрождения художники открыли, что любая картина имеет определенные точки, невольно приковывающие наше внимание, так называемые зрительные центры. При этом абсолютно неважно, какой формат имеет картина - горизонтальный или вертикальный. Таких точек всего четыре, они делят величину изображения по горизонтали и вертикали в золотом сечении, т.е. расположены они на расстоянии примерно 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости:
Шедеврами архитектуры являются многие русские храмы, которые строились на протяжении нескольких столетий. Трудно найти человека, который бы не знал и не видел собора Василия Блаженного на Красной площади. Храм этот особенный; он отличается удивительным разнообразием форм и деталей, красочных покрытий. Архитектурное убранство всего собора продиктовано определенной логикой и последовательностью развития форм. Исследуя его, пришли к выводу о преобладании в нем ряда золотого сечения. Рис. 6. Храм Василия Блаженного
Золотое сечение - представляется тем моментом истины, без выполнения которого не возможно, вообще, что-либо сущее. Что бы мы ни взяли элементом исследования, золотое сечение будет везде; если даже нет видимого его соблюдения, то оно обязательно имеет место на энергетическом, молекулярном или клеточном уровнях. Рис. 7. Дом Пашкова Рис. 8. Здание бывшего Сената в Москве
Презентацию делал ученик 10-Б класса Бровко Александр Вячеславович Сайты помощники: 1) 2) 3) 4)