1. Умножение двузначных чисел 2. Возведение Возведение в квадрат 3. Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на пять 4. Извлечение квадратного корня из полных квадратов 5. Нахождение приближенного значениязначения корня 6. Извлечение кубического корня
Пояснения: ab·cd = (10a + b)·(10c + d) = 100ac + 10bc + 10ad + bd = 100ac + 10(bc + ad) + bd = 1) 2·6 = 12; два пишем и один запоминаем; 2) 2·4 = 8; 3·6 = 18; =26; =27 (десятков); семь пишем и два запоминаем; 3) 3·4 = 12; = 14 (сотен); записываем
= ПРАВИЛО
Пояснения: 1) 3 2 =9; 2) (4. 3). 2=24, четыре пишем и два запоминаем; 3) 4. 4 = 16; = 18 ( ab ) 2 = (10a + b) 2 = 100a ab+ b 2 = 100a (2ba) + b = 1849
ПРАВИЛО
(10a + 5) 2 = = 100a a + 25 = = 100a(a + 1) a(a + 1) число сотен искомого квадрата; 25 две последние цифры. примеры 35 2 = 1225 (3. 4 = 12) 95 2 = 9025 (9. 10 = 90)
6 5 2 = ( 6. 7 = 42 ) ПРАВИЛО
Извлечение квадратного корня из полных квадратов 1 2 = 1; 9 2 = 81; 2 2 = 4; 8 2 = 64; 3 2 = 9; 7 2 = 49; 4 2 = 16; 6 2 = = 25. Итак, полный квадрат может оканчиваться только цифрами: 1; 4; 9; 6; 5 Пример. 1) 72 = , следовательно, из тройки и семерки на конце берем 3.
Нахождение приближенного значения корня
Извлечение кубического корня Значит, кубический корень из числа, на конце которого 1, 4, 5, 6, 9 имеет число единиц также 1, 4, 5, 6, 9. Значит, кубический корень из числа, на конце которого 8, 7, 3, 2, имеет число единиц, дополняющее эти цифры до 10, т. е. 2, 3, 7, =1 4 3 = = = = =1 4 3 = = = =729
примеры (27
С.А.Хорина школа 319 соцпедагог