Зайцева М.К. МОУ Нехаевская СОШ А.С.Пушкин Поэтические картины зимы
Пейзаж – это изображение природы в искусстве И.И.Шишкин. В лесу. Б.Кустодиев. Зима В.Поленов. Первый снег
А.С.Пушкин в августе 1824 – сентябре 1826 находился в Михайловском. Пребывание поэта было вынужденным, а круг его общения крайне ограниченным. Здесь меня таинственным щитом Святое провиденье осенило, Поэзия, как ангел-утешитель, спасла меня И я воскрес душой! «…вечерами слушаю сказки моей няни,… она единственная моя подруга – и с ней мне не скучно.»
Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня. Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. Глядишь в забытые вороты На черный отдаленный путь: Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь. То чудится тебе... обращение лирического героя к няне забытый домик в глуши сосновых лесов лирический герой словно видит няню, угадывает её переживания душевное беспокойство няни о своём воспитаннике «Няне» 1826 г
Послание - стихотворный жанр, обращение к какому-либо лицу Лирический герой – личность, чьи мысли и чувства выражены в стихотворении Композиция – построение художественного произведения
Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. Наша ветхая лачужка И печальна и темна. Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна? Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжаньем Своего веретена? Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей. Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей. «Зимний вечер» 1825г
«Зимняя дорога» 1826г Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льёт печальный свет она. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое, То сердечная тоска… Ни огня, ни чёрной хаты… Глушь и снег…Навстречу мне Только вёрсты полосаты Попадаются одне. Скучно, грустно… Завтра, Нина, Завтра к милой возвратясь, Я забудусь у камина, Загляжусь не наглядясь. Звучно стрелка часовая Мерный круг свой совершит, И, докучных удаляя, Полночь нас не разлучит. Грустно, Нина: путь мой скучен, Дремля смолкнул мой ямщик, Колокольчик однозвучен, Отуманен лунный лик.
Рисуя природу, А.С.Пушкин изображает внутренний мир лирического героя. Природа соотносится с переживаниями человека.
Что особенно запомнилось на уроке? Чему научился? О чём мне хочется продолжить разговор?
Литература 1.Учебник-хрестоматия Литература 5 класс. Автор-составитель Т.Ф.Курдюмова/Москва Дрофа 2007г 2. О.Б.Беломестных, М.С.Корнеева, И.В.Золотарёва Поурочные разработки по литературе 5 класс / Москва «Вако» 2004г Ресурсы Интернет 1.www. bibliotekar.ru / den-za-dnem 2.www. Puskin.ellnk.ru/ museum 3.www. 1september.ru