МОУ Судиславская СОШ Я вас любил… (адресаты любовной лирики Пушкина) МОУ Судиславская СОШ Я вас любил… (адресаты любовной лирики Пушкина) Работу выполнила Горшкова Юлия 10а класс Учителя: Волкова Оксана Николаевна, Смирнова Светлана Александровна
Женщины, сыгравшие большую роль в жизни автора Мария Раевская «На холмах Грузии…». Южный период Елизавета Воронцова «Евгений Онегин». Южный период Анна Керн «Я помню чудное мгновенье…». Период после 1824г. Екатерина Ушакова «Когда бывало в старину…» Период после 1824г. Елизавета Ушакова «Вы избалованы природой…» Период после 1824г. Наталья Гончарова «Мадонна»
Мария Раевская «На холмах Грузии…» «На холмах Грузии…» На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой…Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит – оттого, Что не любить оно не может год) 1829 год)
Елизавета Воронцова Я к вам пишу – чего же боле? Что я могу еще сказать? Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать. Но вы, к моей несчастной доле Хоть каплю жалости храня, Вы не оставите меня. Сначала я молчать хотела; Поверьте: моего стыда Вы не узнали б никогда, Когда б надежду я имела Хоть редко, хоть в неделю раз, В деревне нашей видеть вас, Чтоб только слышать ваши речи, Вам слово молвить и потом Все думать, думать об одном И день, и ночь до новой встречи. Но, говорят, вы нелюдим; В глуши, в деревне все вам скучно, А мы…ничем мы не блестим, Хоть вам и рады простодушно. Зачем вы посетили нас? В глуши забытого селенья Я никогда не знала б вас, Не знала б горького мученья. Души неопытной волненья Смирив со временем (как знать?), По сердцу я нашла бы друга, Была бы верная супруга И добродетельная мать. (Письмо Татьяны из романа «Евгений Онегин»)
Анна Петровна Керн Я помню чудное мгновенье: Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной, В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты. Шли годы. Бурь порыв мятежный Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты. Твои небесные черты. В глуши, во мраке заточенья В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви. Без слез, без жизни, без любви. Душе настало пробужденье: Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. Как гений чистой красоты. И сердце бьется в упоенье, И для него воскресло вновь И для него воскресло вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. И жизнь, и слезы, и любовь. (1825 год) (1825 год)
Екатерина Ушакова Когда, бывало, в старину Когда, бывало, в старину Являлся дух иль привиденье, То прогоняло сатану То прогоняло сатану Простое это изреченье: «Аминь, аминь, рассыпься!». В наши дни «Аминь, аминь, рассыпься!». В наши дни Гораздо менее бесов и привидений (Бог ведает, куда девалися они!). (Бог ведает, куда девалися они!). Но ты, мой злой иль добрый гений, Когда я вижу пред собой Когда я вижу пред собой Твой профиль, и глаза, и кудри золотые, Когда я слышу голос твой Когда я слышу голос твой И речи резвые, живые, Я очарован, я горю Я очарован, я горю И содрогаюсь пред тобой И сердца пылкого мечтою И сердца пылкого мечтою «Аминь, аминь, рассыпься» говорю. (1827год) (1827год)
Елизавета Ушакова Вы избалованы природой; Вы избалованы природой; Она пристрастна к вам была, И наша вечная хвала И наша вечная хвала Вам кажется докучной одой. Вы сами знаете давно, Вы сами знаете давно, Что вас любить немудрено, Что нежным взором вы Армида, Что нежным взором вы Армида, Что легким станом вы Сильфида, Что ваши алые уста, Что ваши алые уста, Как гармоническая роза… И наши рифмы, наши проза И наши рифмы, наши проза Пред вами шум и суета. Но красоты воспоминанье Но красоты воспоминанье Нам сердце трогает тайком- И строк небрежных начертанье И строк небрежных начертанье Вношу смиренно в ваш альбом. Авось на память поневоле Авось на память поневоле Придет вам тот, кто вас певал В те дни, как Пресненское поле В те дни, как Пресненское поле Еще забор не заграждал. ( 1829год) ( 1829год)
Наталья Гончарова Мадонна Мадонна Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков. Внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моем, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный спаситель- Пречистая и наш божественный спаситель- Она с величием, он с разумом в очах- Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желанья. Творец Исполнились мои желанья. Творец Тебя меня ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец. Чистейшей прелести чистейший образец. (1830 год) (1830 год)
Я вас любил… Это стихотворение волновало и не перестает волновать людей потому, что в этой лирической миниатюре заключены общечеловеческие духовные ценности. Я вас любил выражение повторяется троекратно и, сохраняя общее значение, приобретает новые смысловые оттенки: Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. В этой части стихотворения подчеркиваются благородство, ненавязчивость лирического героя. Чувства его не остыли, но он не хочет тревожить и печалить объект своей любви. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим... Здесь автор указывает на силу любви, многогранность сопутствующих чувству переживаний: безнадежность, робость, ревность. Я вас любил так искренне, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим. Этими словами Пушкин утверждает, что настоящая любовь это пожелание быть счастливой и любимой даже другим.
Любовь одна веселье жизни Любовь одна мучение сердец: Она дарит один лишь миг отрадный. А горестям не виден и конец. Любовь одна веселье жизни Любовь одна мучение сердец: Она дарит один лишь миг отрадный. А горестям не виден и конец. Мы видим, что, несмотря на то, что отношение Пушкина к любви менялось на протяжении всей его жизни, одно оставалось неизменным - его способность любить и быть благодарным за любовь. Через всю жизнь Пушкин пронес поклонение красоте, воплощением которой была для поэта Женщина. Наверное, именно поэтому так многообразна в пушкинской лирике тема любви. Мы видим, что, несмотря на то, что отношение Пушкина к любви менялось на протяжении всей его жизни, одно оставалось неизменным - его способность любить и быть благодарным за любовь. Через всю жизнь Пушкин пронес поклонение красоте, воплощением которой была для поэта Женщина. Наверное, именно поэтому так многообразна в пушкинской лирике тема любви. В жизни поэта было немало увлечений: и мимолетных, и более глубоких, и таких, которые буквально переворачивали его жизнь. И каждое рождало в душе поэта стихи. В жизни поэта было немало увлечений: и мимолетных, и более глубоких, и таких, которые буквально переворачивали его жизнь. И каждое рождало в душе поэта стихи. Мария Раевская, Елизавета Воронцова, Анна Керн, Екатерина Ушакова, Наталия Гончарова... Благодаря им вспыхивало сердце поэта, благодаря им мы и сегодня можем с трепетом произносить стихи поэта. Его любовная лирика сохранила множество прекрасных женских портретов. В бессмертных стихах никогда не померкнут ангельские глаза Олениной, не отзвучит «голос девственный, невинный» Алины Осиповой и «речи резвые, живые» Е. Ушаковой, не сотрется белый силуэт на скале над волнами Марии Раевской и не растает «мимолетное виденье» А. Керн, не смолкнут «горестные песни» поэта, обращенные к Елизавете Воронцовой, не забудутся его «ревнивые мечты» об Амалии Ризнич и не перестанет сиять «во славе и в лучах» образ Мадонны- Гончаровой. Мария Раевская, Елизавета Воронцова, Анна Керн, Екатерина Ушакова, Наталия Гончарова... Благодаря им вспыхивало сердце поэта, благодаря им мы и сегодня можем с трепетом произносить стихи поэта. Его любовная лирика сохранила множество прекрасных женских портретов. В бессмертных стихах никогда не померкнут ангельские глаза Олениной, не отзвучит «голос девственный, невинный» Алины Осиповой и «речи резвые, живые» Е. Ушаковой, не сотрется белый силуэт на скале над волнами Марии Раевской и не растает «мимолетное виденье» А. Керн, не смолкнут «горестные песни» поэта, обращенные к Елизавете Воронцовой, не забудутся его «ревнивые мечты» об Амалии Ризнич и не перестанет сиять «во славе и в лучах» образ Мадонны- Гончаровой. Любовная лирика Пушкина это отражение его жизни. Любовная лирика Пушкина это отражение его жизни.
Список источников: 1. «Русская классическая литература. Разборы и анализы.» сост.Д. Устюжанин, М.: изд. «Просвещение», 1969 г., 406 стр. 1. «Русская классическая литература. Разборы и анализы.» сост.Д. Устюжанин, М.: изд. «Просвещение», 1969 г., 406 стр. 2. Скатов Н.Н. «Пушкин: Очерк жизни и творчества», Л.: Детская литература, 1991 г., 239 стр. 2. Скатов Н.Н. «Пушкин: Очерк жизни и творчества», Л.: Детская литература, 1991 г., 239 стр. 3. Учебное издание П.Ф. Оффенбах « Все о Пушкине», Санкт- Петербург: Издательский дом А.Громова, 1997 г., 317 стр. 3. Учебное издание П.Ф. Оффенбах « Все о Пушкине», Санкт- Петербург: Издательский дом А.Громова, 1997 г., 317 стр. 4. П.К. Губер «Дон-Жуанский список Пушкина». Главы из биографии», М.: «Политекст», репринтное воспроизведение издания 1923 г., 287 стр. 4. П.К. Губер «Дон-Жуанский список Пушкина». Главы из биографии», М.: «Политекст», репринтное воспроизведение издания 1923 г., 287 стр (фотографии) 5. (фотографии) (фотографии, любовная лирика) 6. (фотографии, любовная лирика) (анализ стихотворений) 7. (анализ стихотворений)