Тема: Динамика, типология, функции культуры. 1. Источники и механизмы культурной динамики. 2. Типология культуры. 3. Функции культуры.
Понятие «культурная динамика» означает изменения, которые происходят в культуре и человеке под воздействием различных факторов. Выделяют внешние и внутренние факторы культурной динамики: антропологические; демографические; социальные; экономические; аксиологические (ценностные)
Исторические этапы развития культуры человечества: 1 этап – Архаическая культура («прометеевская эпоха»). 2 этап – культура Древних локальных цивилизаций. 3 этап – культура Востока и Запада в «осевое время» (8-2 вв. до н.э.). 4 этап - культура Востока и Запада в 1-2 тыс. н.э.
Центром истории человечества является «осевое время» (термин впервые введен К. Ясперсом) – 8-2 вв. до н.э. 1. Осевое время – время духовного основоположения человечества, когда были заложены основы мировых религий (буддизм и христианство), созданы крупнейшие философские учения (Будда, Конфуций, Лао-Цзы, Заратустра, Сократ, Платон, Аристотель). 2. Осевое время – период формирования двух основных стратегий развития культуры человечества – Восток–Запад.
Один из видов культурной динамики – культурогенез (т.е. порождение новых форм культуры, их последующее формирование в систему культуры). Концепции возникновения культуры: -Религиозная (Н. Бердяев, А. Мень); -Познавательная (Э. Тайлор); -Орудийно-трудовая (Ф. Энгельс); - Психоаналитическая (З. Фрейд).
В зависимости от временной протяженности все социокультурные изменения (процессы) можно разделить на три группы: Макромасштабные процессы (данные процессы характеризуют зарождение, расцвет и упадок отдельных культур, а также касаются изменения культурной традиции, смены общественных формаций) Среднемасштабные процессы (касаются таких важных факторов социокультурной динамики, как экономические подъемы и спады, процесс смены поколений) Микромасштабные процессы (происходят в жизнедеятельности социальных групп и отдельных индивидов)
Типология культуры: Типологизация культур предполагает их распределение, классификацию по каким-либо основаниям, общим признакам. Типология культур по их отношению к традиции: Согласно данной типологии выделяют традиционные культуры и современные (инновационные).
Традиционные культуры. Для культур данного типа характерна ориентация на воспроизводство веками сложившегося образа жизни, ценностей, стереотипов поведения. В традиционных культурах господствуют мифологические, религиозные представления человека о мире. Для традиционных культур характерно достаточно медленные темпы изменений во всех сферах общественной жизни, коллективизм
Современные культуры. Для культур данного типа характерны динамизм, прогрессивность развития, ориентация на новое, научная картина мира и ориентация на достижения науки и техники. В культурах современного типа преобладают тенденции демократизма и гуманизма, происходит выделение индивида из коллектива. Данный тип культуры начинает складываться в европейской культуре эпохи Нового времени (начиная с 17 века).
Социальная типология культур. Согласно данной типологии в жизни общества выделяются доминирующая культура, субкультуры и контркультура. Доминирующая культура – совокупность мировоззренческих установок, ценностей, идеалов, убеждений, которые принимаются большинством общества.
Субкультура – автономное и целостное образование внутри господствующей культуры. Субкультура это локальная культура, культура малых групп. Субкультура отличается от доминирующей культуры по следующим признакам: обычаи, нормы и стиль поведения, ценностные ориентации. Субкультуры формируются под влиянием таких факторов как социальный класс, этническое происхождение, религия, место жительства.
Социальной базой субкультур являются возрастные группы, социальные слои, крупные неформальные объединения. Различают субкультуры, возникающие как позитивная реакция на потребности общества (профессиональные субкультуры) и субкультуры, являющиеся негативной реакцией на существующую социальную структуру (например, некоторые молодежные субкультуры).
Контркультура – совокупность мировоззренческих программ, поведенческих установок, противостоящих официальному миропониманию и доминирующей культуре. Термин контркультура впервые был употреблен в 1960 году и отражал либеральную оценку движения ранних хиппи и битников (термин введен социологом Т. Роззаком). Данный термин отождествлялся с молодежной субкультурой 60-х гг., отражающей критическое отношение к современной культуре и отрицание ее как «культуры отцов».
Основные функции культуры: Трансляционная – способствует накоплению и передаче социального опыта от одного поколения людей к другому. Коммуникативная – способствует передаче значимой информации от одной социальной группы к другой, от культуры к культуре. Аксиологическая – отвечает за производство новых материальных и духовных ценностей и идеалов. Адаптационная – способствует приспособлению, адаптации человека к нормам и ценностям того общества, в котором ему приходится жить.
Релаксационная – позволяет человеку абстрагироваться от повседневной жизни, создать альтернативный, по отношению к реальной действительности, мир (эту функцию культура выполняет при помощи средств искусства, религии). Также выделяют и такие функции культуры как воспитательная, социализирующая, нормативная, познавательная и т. д.
Вопрос 4. Культура и цивилизация. Цивилизация (в перев. с латин. – государственный, гражданский). Данный термин использовали философы эпохи Просвещения (18 век, Гольбах, Гельвеций) для обозначения гражданского общества, в котором господствует справедливость, свобода, правовой строй. Впервые противопоставил понятия «культура» и «цивилизация» И. Кант, а также такие культурологи как Н. Бердяев и О. Шпенглер.
Подходы к пониманию термина цивилизация: 1. Цивилизация – это ступень развития общества, где взаимоотношения между различными сторонами жизни регулируются при помощи выработанных норм, установок, законов. 2. Цивилизация – социальное образование, имеющее общий временной и пространственный ареал. 3. Цивилизация – совокупность материальных и духовных достижений общества в процессе его исторического развития.
Локально-исторические концепции цивилизации. Концепция Н.Я. Данилевского. Основной труд: «Россия и Европа» (1870). Основные идеи: 1.Единой для всего человечества непрерывной мировой истории не существует, а существуют уникальные культуры с неповторимым содержанием. 2. Центральным понятием концепции Данилевского является понятие «культурно-исторический тип». 3. Культурно-исторический тип – это самобытная цивилизация, создавшая неповторимую культуру. Всего Данилевский насчитывал 10 таких культурно- исторических типов.
4. В развитии каждого культурно-исторического типа выделяется 3 этапа: этнографический, политический, цивилизация. 5. Цивилизация – это этап расцвета культуры, на котором она проявляет себя в основных 4-х творческих сферах: религиозной, государственной (политической), сфере искусств и технической сфере.
Концепция О. Шпенглера. Основной труд – «Закат Европы» (1918). Основные идеи: 1.Шпенглер отрицает духовное единство человечества. Он как и Данилевский полагает, что всемирную историю составляет история неповторимых культур, со своей логикой развития и символикой (всего Шпенглер насчитывал 8 таких культур) 2. Отрицание возможности продуктивного диалога между разными культурами. 3. В основе любой культуры лежит прасимвол, который и является источником ее своеобразия, создавая то, что называется «душа культуры».
4. Идея о соотношении понятий «культура» и «жизнь». Культура, как и любой живой организм, проходит в своем развитии через ряд жизненных циклов: -Фаза детства (мифологический этап); -Фаза зрелости (метафизико-религиозный этап); -Фаза старости (этап, называемый цивилизацией). Цивилизация – это заключительный этап в развитии культуры, на котором она деградирует и погибает. Для цивилизации характерен кризис духовной культуры (мораль, искусство, литература) и развитие технической составляющей культуры (техника, индустрия). В результате культура как «душа народа» погибает. 5. Идея о неизбежной гибели культур.