Роль Казахстана в обеспечении глобальной стабильности в условиях усиления экологических рисков О.Сабден – директор Института экономики КН МОН РК, д.э.н., профессор, академик НИА РК, Лауреат Госпремии РК
Таблица – Ресурсы речной воды Казахстана Источник: Национальный отчет о человеческом развитии «Изменение климата и его влияние на развитие Казахстана с точки зрения человеческого развития», ПРООН в Казахстане, – 144 с. Водохозяйственный бассейн Речной сток, поступающий из сопредельных государств формирующийся в пределах республики суммарные ресурсы Средний за много лет, км 3 /год (%) Средний за последние 10 лет, км 3 /год (%) км 3 /год Арало-Сырдарьинский22,6 (86,6)14,9 (81,0)3,526,1/18,4 Балхаш-Алакольский12,2 (42,7)8,5 (34,1)16,428,6/24,9 Иртышский9,5 (26,7)8,0 (23,5)26,135,6/34,1 Ишимский002,6 Нура-Сарысуский001,3 Тобол-Тургайский0,8 (34,8)0,6 (28,6)1,52,3/2,1 Шу-Таласский3,3 (76,7)3,1 (75,6)1,04,3/4,1 Урало-Каспийский10,4 (69,8)8,6 (65,6)4,514,9/13,1 Всего по Казахстану58,8 (50,83)43,7 (43,4)57,0115,8/100,7
Рисунок - Изменение площади оледенения Заилийского Алатау 1 – площадь ледника Туйыксу (Fl т, км 2 ); 2 – площадь оледенения Заилийского Алатау (Fl ЗА, км 2 ).
Составлено по The Little Green Data Book – U.S.A.: The World Bank, – 234 p.
В результате развития международной торговли и усиления экологического законодательства в индустриально развитых странах, начиная с 70-х годов прошлого столетия, наиболее энергоёмкие и грязные производства были перемещены в развивающиеся страны и страны СНГ, богатые энергоресурсами (Азиатско-тихоокеанский регион) Источник рисунка: На карте представлены нетто-потоки выбросов СО 2 ( в млн. тонн) овеществлённых в товаре, которые имеют место между странами, являющимися крупнейшими мировыми экспортёрами и импортёрами углеродоёмкой продукции.
В настоящее время в результате сложившегося международного разделения труда и развития международной торговли взаимный оборот «виртуального СО 2 », воплощённого в товаре, по шести нижеприведенным экономикам за год составляет не менее 1,6 млрд.тонн. Основными мировыми экспортёрами углеродоёмкой продукции являются: Китай (893 млн.тонн СО 2 ) США (213 млн.тонн СО 2 ) Россия (203 млн.тонн СО 2 ) Индия (171 млн.тонн СО 2 ). Общий экспорт, которых составляет 91,1% из 1,6 млрд.т СО 2 Основными мировыми импортёрами углеродоёмкой продукции являются: США (637 млн.тонн СО 2 ) Евросоюз (615 млн.тонн СО 2 ) Япония (292 млн.тонн СО 2 ). Общий импорт, которых составляет 95,0% из 1,6 млрд.т СО 2 Экспорт СО 2, млн.т Импорт СО 2, млн.т Чистый экспорт (+), экспорт (-) СО 2, млн.т Китай Россия Индия США ЕС Япония итого1625
Рекомендации для включения в итоговый документ III Экономического форума В условиях нарастания проблем водообеспечения в Центрально-Азиатском регионе из-за глобального потепления Шанхайской организации сотрудничества адресовать предложение о необходимости выработки согласованных в рамках ШОС решений по проблемам совместного использования трансграничных речных стоков. В условиях учащения стихийных бедствий в прибрежных и многоводных регионах планеты, роль сельхозугодий Казахстана в обеспечении глобальной продовольственной безопасности может только возрастать при условии технологической поддержки со стороны развитых стран и заинтересованности потенциальных инвесторов. На уровне ФАО* следует более пристально рассмотреть эту возможность. * ФАО Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН
Рекомендации для включения в итоговый документ III Экономического форума Для достижения «климатической справедливости» в рамках переговорных процессов по пост-Киото следует предложить 1.индустриально развивающимся странам, в частности Азиатско-Тихоокеанского региона, позволить принять количественные обязательства в виде снижения углеродоёмкости ВВП на определённый процент относительно базового года. Снижение углеродоёмкости ВВП развивающихся стран должно быть, таким же существенным как и количественные обязательства развитых стран в абсолютном выражении (90-95% к 2050 г.). 2.обсудить предложенный нами подход по введению налога на СО 2 при заключении товарных сделок на международных рынках. Суммы налога на СО 2 должны отчисляться в Национальный фонд низкоуглеродного развития, той страны на территории которого будет производиться товар. Если Конференция сторон РКИК ООН считает, что страна не может обеспечить прозрачность трансфертов и эффективность использование накопленных сумм, то средства должны поступать на страновой счёт в Глобальном фонде низкоуглеродного развития. Этот международный фонд может быть создан на базе Глобального экологического фонда или при Секретариате РКИК ООН. Средства на счетах должны накапливаться в той валюте, в какой заключается договор поставки товара. При поступлении налоговых средств на страновой счёт в международный фонд финансирование проектов снижения выбросов парниковых газов должно осуществляться по одобрению проектов Национальным уполномоченным органом.
Рекомендации для включения в итоговый документ III Экономического форума В условиях быстрого изменения климата, недостатка в развивающихся и переходных странах ресурсов, знаний и технологий необходимо при штабе ООН создать Экспертный совет по науке и передаче новых технологий в целях ускорения перехода мировой экономики к низкоуглеродному развитию. Экспертный совет может выполнять функцию Консультативного совета при Глобальном низкоуглеродном и Адаптационном фондах. При рассмотрении заявок на финансирование проектов по снижению выбросов ПГ и адаптации к последствиям изменения климата, поступивших в Фонды, Экспертный совет может настоятельно рекомендовать наилучшие доступные технологии.