Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 7 Наука и культура. Традиционалистический и техногенный тип цивилизации. Ценность научной рациональности.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 Общий механизм взаимодействия науки и культуры таков: наука, выявляя законы изменения природных и социальных процессов, становится необходимым условием их управления, воздействует на потребности общества, помогает человечеству в выборе жизненных стратегий, поиске путей культурного развития. Осуществление этой функции наукой становится возможным чаще всего потому, что наука как наиболее продвинутая часть культуры имеет дело с объектами, явлениями, которые еще не стали достоянием массовых форм их освоения.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 Западная (техногенная) цивилизация берет начало в античности и окончательно складывается в XVII - XVIII вв. в Европе, позднее перекидывается на Северную Америку, Австралию, Японию. Стремление к овладению силами и богатствами природы Акцент на дискурсивном Логико-математический подход в познании явлений.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 Этика "достижения". Четкое различие. "Я" и не - Я". Акцент на индивидуальности, уникальности и неповторимости личности.. Человек при этом рассматривается как биосоциальное существо, проделавшее на основе эконо мического и технического прогресса поступательное движение от животного до сегодняшнего постиндустриального состояния.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 История становления и развития западной культуры пред ставляет собой динамическую, смену следующих типов общественного сознания: магическогоэтническогополисного религиозного научного зреющего постнаучного
Кафедра философии ЛГТУ 2011 Несмотря на осознание сложности и трагичности нависших над человечеством глобальных проблем (в случае их нерешения), будущее в техно генной культуре и науке связывается с ростом научно-технических новаций, развитием гуманистического типа мышления.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 История становления восточной культуры Возникновение и суще ствование индо-буддийского (VII - VI вв. до н.э.), арабо- исламского (VII в. н.э.), китайско-конфуцианского (VI в. до н.э.) мировоззрений.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 Древневосточные представления о мире Понимание природы как целостного, живого, взаимосвязанного, самодостаточного организма, в который естественно включен человек В преобразовании природы нет необходимости, ее надо сохранить такую, какова она есть Идеал понимания человеческой деятельности, ее активности.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 Восточное мышление Приоритет традициям и установившимся образцам Новое знание не имеет большой ценности Восточная наука не стремится абстрагироватьс я от единичного Существует равновесие между единичным и общим Нет противопоставл ения субъекта и объекта познания
Кафедра философии ЛГТУ 2011 Диалог культур Важное качество восточного мышления- нелинейность, выражающуюся в констатации необходимости, противоречий как показателя совершенства, диалогичности, являющихся предпосылкой появления поля творческого хаоса, из которого возникает новое. К идее нелинейности как важнейшем качестве многих процессов природного и социального мира пришла и современная наука на неклассическом и постнеклассическом этапе своего развития. Диалог культур Востока и Запада, отыскание в них общего и особенного позволяют каждому человеку ощутить духовное богатство накопленное человечеством на протяжении тысячелетий. Это помогает человеку понять свою силу, обрести смысл жизни, а также успешно решать проблемы вхождения и Востока, и Запада в мировую цивилизацию. Поэтому Диалог культур конструктивен и не должен иметь конца - это постоянный процесс, который позволит человечеству избежать «самоубийства», решить ряд глобальных проблем, стоящих ныне перед человечеством.