Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 7 Наука и культура. Традиционалистический и техногенный тип цивилизации. Ценность научной рациональности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Назначение ОО БЖД – формирование учащихся мировоззрения и культуры безопасности, адекватных современной эпохе цивилизации Задачи: 1.Ознакомление с особенностями.
Advertisements

Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 41 Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов (экологический, энергетический, демографический, угроза.
1 Человек современного физического типа тыс. лет назад. Часть природы, биологическое, телесно-чувственное существо (Л. Фейербах) Творец духовной.
Наука может быть рассмотрена как особый тип традиций, передаваемых в человеческой культуре.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Что такое деятельность ? Общество Развитие общества - результат деятельности людей. Основные понятия.
Человек, индивид, личность.. ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя Каков он человек?
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 21 Основания науки: нормы и идеалы науки, роль философских идей и принципов в обосновании научного знания (законы и.
Философия XIX и XX вв. 1.Классическая философия XIX в. 2.Неклассическая философия XIX в. 3.Особенности философии ХХ в.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 22 Понятие научной картины мира. Ее исторические формы. Функции научной картины мира (как онтология, форма систематизации.
4. Человек как духовное существоДуховность - это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, мотивом и смыслом жизни и деятельности которой.
Презентация на тему: «Человек как духовное существо» «Чем больше живёшь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот ». Л. Н. Толстой (
4. Человек как духовное существо. Духовность - это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, мотивом и смыслом жизни и деятельности которой.
Лекция 5. Тема: Основные потребности, интересы и ценности человека, его психофизические возможности и связь с социальной активностью. Преподаватель: Ильина.
Философия, ее предмет, методы и функции Доц. каф. философии ВГТУ, канд.филос.наук Пастушкова О.В.
Новое смысловое поле, позволяющее увидеть: КУЛЬТУРОЛОГИЮ как науку, изучающую культуру целостно, как специфическую функцию человеческого бытия ОБРАЗОВАНИЕ.
МЕСТО И РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ Методологические предпосылки здоровьетворящего образования Орехова Татьяна Федоровна,
1 Философские проблемы естественных, гуманитарных и технических наук доцент кафедры философии Макиенко Марина Алексеевна.
Многовариантность общественного развития 1. Понятие и виды общественного развития Общественное изменение – переход общества и его подсистем из одного состояния.
Презентация урока для интерактивной доски по обществознанию (10 класс) по теме: Презентация по теме "Культура и духовная жизнь общества"
Транксрипт:

Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 7 Наука и культура. Традиционалистический и техногенный тип цивилизации. Ценность научной рациональности.

Кафедра философии ЛГТУ 2011 Общий механизм взаимодействия науки и культуры таков: наука, выявляя законы изменения природных и социальных процессов, становится необходимым условием их управления, воздействует на потребности общества, помогает человечеству в выборе жизненных стратегий, поиске путей культурного развития. Осуществление этой функции наукой становится возможным чаще всего потому, что наука как наиболее продвинутая часть культуры имеет дело с объектами, явлениями, которые еще не стали достоянием массовых форм их освоения.

Кафедра философии ЛГТУ 2011 Западная (техногенная) цивилизация берет начало в античности и окончательно складывается в XVII - XVIII вв. в Европе, позднее перекидывается на Северную Америку, Австралию, Японию. Стремление к овладению силами и богатствами природы Акцент на дискурсивном Логико-математический подход в познании явлений.

Кафедра философии ЛГТУ 2011 Этика "достижения". Четкое различие. "Я" и не - Я". Акцент на индивидуальности, уникальности и неповторимости личности.. Человек при этом рассматривается как биосоциальное существо, проделавшее на основе эконо­ мического и технического прогресса поступательное движение от животного до сегодняшнего постиндустриального состояния.

Кафедра философии ЛГТУ 2011 История становления и развития западной культуры пред­ ставляет собой динамическую, смену следующих типов общественного созна­ния: магическогоэтническогополисного религиозного научного зреющего постнаучного

Кафедра философии ЛГТУ 2011 Несмотря на осознание сложности и трагичности нависших над человечеством глобальных проблем (в случае их нерешения), будущее в техно­ генной культуре и науке связывается с ростом научно-технических новаций, раз­витием гуманистического типа мышления.

Кафедра философии ЛГТУ 2011 История становления восточной культуры Возникновение и суще­ ствование индо-буддийского (VII - VI вв. до н.э.), арабо- исламского (VII в. н.э.), китайско-конфуцианского (VI в. до н.э.) мировоззрений.

Кафедра философии ЛГТУ 2011 Древневосточные представления о мире Понимание природы как целостного, живого, взаимосвязанного, самодостаточного организма, в который естественно включен человек В преобразовании природы нет необходимости, ее надо сохранить такую, какова она есть Идеал понимания человеческой деятельности, ее активности.

Кафедра философии ЛГТУ 2011 Восточное мышление Приоритет традициям и установившимся образцам Новое знание не имеет большой ценности Восточная наука не стремится абстрагироватьс я от единичного Существует равновесие между единичным и общим Нет противопоставл ения субъекта и объекта познания

Кафедра философии ЛГТУ 2011 Диалог культур Важное качество восточного мышления- нелинейность, выражающуюся в конста­тации необходимости, противоречий как показателя совершенства, диалогичности, являющихся предпосылкой появления поля творческого хаоса, из ко­торого возникает новое. К идее нелинейности как важнейшем качестве мно­гих процессов природного и социального мира пришла и современная наука на неклассическом и постнеклассическом этапе своего развития. Диалог культур Востока и Запада, отыскание в них общего и особенного позволяют каждому человеку ощутить духовное богатство на­копленное человечеством на протяжении тысячелетий. Это помогает чело­веку понять свою силу, обрести смысл жизни, а также успешно решать про­блемы вхождения и Востока, и Запада в мировую цивилизацию. Поэтому Диалог культур конструктивен и не должен иметь конца - это постоянный процесс, который позволит человечеству избежать «самоубийства», решить ряд глобальных проблем, стоящих ныне перед человечеством.