Игра ведущий вид деятельности детей. В нём, как ни в каком другом виде деятельности развиваются высшие психические функции ребёнка – мышление, речь, память, воображение. Музыкальная игра занимает на музыкальном занятии место эмоциональной кульминации. В ней ребёнок активен, радостен, полностью поглощён происходящим. Он учится совместным с другими детьми действиям в музыке, учиться её слушать и слышать.
Эта игра очень активизирует и организует детей. На скамеечке «спит» мишка. Дети и музыкальный руководитель подходят к нему и поют: Мишка, мишка, что ты долго спишь? Мишка, мишка, что ты так храпишь? Мишка, мишка, мишенька вставай! Мишка, мишка, с нами поиграй! Воспитатель поднимает мишку, он «просыпается» и рычит. Дети с музыкальным руководителем убегают на другую скамеечку. Мишка ходит, ищет детей и приговаривает: Кто тут песни распевал? Мишке спать не давал? Когда мишка вновь засыпает музыкальный руководитель и дети повторяют песенку.
Дети садятся на стульчики, расставленные полукругом, воспитатель – в центре, на некотором расстоянии от них. Музыкальный руководитель показывает яркий прозрачный платочек (50х30см) и говорит: «Спрячу тётю Лену». И «прячет» воспитателя за платочек. «Ой, ой, где же тётя Лена? Надо её найти! Тётя Лена, где Вы?» Воспитатель выглядывает из-за платочка, улыбается: «Вот я!» Наступает момент, когда можно «спрятать» кого-нибудь из детей. Воспитатель подходит к малышу и предлагает пойти вместе с ней прятаться. Музыкальный руководитель поёт: Где же Вова? Нету Вовы! Где искать, куда пойти? Помогите мне, ребятки, Поскорей его найти. Музыкальный руководитель предлагает детям позвать Вову. Воспитатель зовёт: «Вова! Вова!» и отводит в сторону платочек. Вова убегает на свой стульчик. Можно «спрятать» одновременно двух детей. Тогда поют: Нету Тани, нет Серёжи, Где искать, куда пойти?»
Дети стоят в углу музыкального зала, воспитатель предлагает им поиграть, пойти за ним. Спрашивает, все ли умеют убегать, а то он их догонит. Идёт по музыкальному залу и поёт, дети идут за ним следом. Ой, что за народ За тётей Леной идёт? (повтор 2 раза) Воспитатель поворачивается лицом к малышам, хлопает в ладоши и продолжает петь: Быстро, быстро побежали, Только ножки замелькали! Воспитатель: «Ой, никого не поймала! Быстро ребятки убежали.» Можно использовать и другие варианты. «Ой, что за народ на носочках идёт?» «Ой, что за народ в барабанчики бьёт?»
Дети сидят на стульях, расставленных полукругом; у каждого – погремушка. Музыкальный руководитель сидит перед детьми. Музыкальный руководитель: «У всех погремушки! Поиграю с вами, посмотрю, какие вы ловкие! Положите погремушки на пол.» Дети кладут погремушки на пол перед собой. Музыкальный руководитель : «А я заберу!» Дети быстро поднимают погремушки. Музыкальный руководитель: «Ловкие у меня ребята, быстро подняли свои погремушки. А теперь положите погремушки и закройте глазки.» Музыкальный руководитель и дети подносят обе ладошки к глазам. Музыкальный руководитель: «Да, теперь никто не видит… - А я пойду и возьму погремушку!» Дети опять быстро поднимают погремушки. Музыкальный руководитель: «Ну, сейчас-то я очень постараюсь! Ваши ручки умеют плясать? Умеют! Положите погремушки!» Звучит русская народная плясовая. 1 часть. Музыкальный руководитель и дети хлопают в ладоши. 2 часть. Музыкальный руководитель и дети выполняют «фонарики». В конце музыкальный руководитель говорит: «А я возьму погремушку.» Но ей не удаётся поднять погремушки раньше детей. Музыкальный руководитель хвалит своих детей, находит свою погремушку и все вместе пляшут.
Дети сидят на стульях. Музыкальный руководитель предлагает Танечке поплясать, берёт её за руку, идёт с ней по кругу и поёт. 1.Наша Танечка в саду, Словно яблочко в меду, Наша Танечка, наша Танечка 2.Ты нам Таня попляши, Свои ножки покажи 3.Вы ребятки, все вставайте, Нашу Таню догоняйте. Дети подбегают к педагогу «догоняют» Таню. Затем приглашается другой ребёнок. А потом музыкальный руководитель предлагает поплясать всем детям, поёт: 1.Наши деточки в саду, Словно яблочки в меду, Наши деточки, наши деточки. 2.Веселее попляшите, Свои ножки покажите 3.Тётя Нина выбегайте Наших деток догоняйте (музыкальный руководитель обращается к воспитателю). Когда дети прибегают к стульчикам, музыкальный руководитель прячет их за марлевой занавеской. Воспитатель ищет детей и находит их.
Дети сидят на стульчиках, расставленных полукругом таким образом, чтобы для последующих движений было достаточно места. Воспитатель сидит в центре на некотором расстоянии от детей. Музыкальный руководитель предлагает кому- нибудь из детей спрятаться. Например, прячется девочка: она садится на корточки за спиной воспитателя. Взрослые поют: Нет Тани, нет, Нашей Тани нет. Детки сидят, Только Тани нет Выбегает наша Таня плясать, Будем очень весело играть. На мелодию второй части девочка выбегает из-за спины воспитателя и свободно пляшет. Воспитатель: « А я тебя догоню!» Таня убегает на свой стульчик. Вариант 2. Все дети приседают на корточки за спиной воспитателя. Ой, деток нет, Наших деток нет. Стульчики стоят, А ребяток нет Выбегают наши детки плясать, Будем весело и дружно играть! Можно повторить игру 2-3 раза.
Заранее готовится одетая кукла –голыш, таз, кувшинчик с водой, простынка, низенькая скамейка и детский стульчик. Музыкальный руководитель показывает детям куклу Наташу и говорит: «Сейчас Наташа будет купаться – вот таз и вода. Нужно Наташу раздеть.» Раздевает куклу, складывает её одежду на стульчике, вешает на спинку стульчика простынку. Выдвинув скамеечку на передний план, ставит возле неё таз, кувшин с водой, садится ли цом к детям и поёт без аккомпанемента: 1.Наташе, Наташе таз. Наташе, Наташе вода. Наташе купаться. Да, да, да. (2 раза) 1-3 такты – ставим таз. 4-6 – наливаем воду – сажаем куклу в таз. 2.Головку, головку мыть, И спинку и спинку мыть, Водичкой тёпленькой полить. (2 раза) Когда наливаем воду из кувшинчика предлагаем детям повторить: «Водичка – хлюп, хлюп, хлюп, Наташенька – куп-куп-куп.» 3.И ручки, и ручки мыть, И ножки, и ножки мыть, Водичкой тёпленькой полить. (Все вместе произносят «Водичка …») 4.Наташе, Наташе встать, Простыночку чистую дать.