ТЕМА: СЛОВА С ПРОВЕРЯЕМЫМИ И НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ
Цели урока: развитие умения анализировать и распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные; формирование умения анализировать, находить и проверять орфограмму; обогащение словаря, умение строить самостоятельное, связное высказывание, используя термины «ударный», «безударный», «проверочное» и т.д.; активизация внимания.
Ход урока I. Организационный момент. - А сейчас, ребята, первым сядет тот, кто сможет быстро ответить на мои вопросы: 1. Какие части речи мы уже изучили? 2. Какая часть речи обозначает предмет? 3. Какая часть речи обозначает действие предмета? 4. Какая часть речи обозначает признак предмета?
5. Из чего состоит слово? 6. Какая главная часть слова? 7. При помощи каких частей образуются новые слова? 8. Какие парные согласные мы знаем? 9. Как проверить парный согласный звук?
10.Назовите главные члены предложения. 11.Как проверить безударную гласную в корне слова? 12.Всегда можно ее проверить? - Вот это и будет сегодня темой урока.
II. Сообщение темы и целей урока. Сегодня мы будем учиться распознавать и анализировать проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова, повторим способы проверки.
I II. Минутка чистописания. - А сейчас разогреем свои пальчики.
Оо Оо оуоуо оро оло ворона воробей соловей - Вы обратили внимание, что за слова мы написали? - Кто это? - Мы уже познакомились с некоторыми из них на уроке окружающего мира, а сегодня поговорим о других.
IV. Словарная работа. У нас сегодня интересная творческая работа. Все вы умеете и любите отгадывать загадки – это развивает логическое мышление. Сегодня мы поработаем с загадками о птицах. Я буду их загадывать, а отгадки вы записывайте в два столбика: 1 столбик – слова, которые являются словарными (которые надо запомнить); 2 столбик – слова с безударной гласной, для проверки которых вы устно подберете проверочные слова.
На шесте – дворец, Во дворце – певец, А зовут его…
Чик-чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей! Кто же это?
Непоседа пестрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая.
Ходит по двору будильник, Разгребает лапкой сор, Расправляет с шумом крылья И садится на забор.
Днем спит, Ночью летает.
Ни дровосек, ни плотник, А первый в лесу работник.
Окраской – сероватая, Повадкой – вороватая, Крикунья хрипловатая – Известная персона. Кто она?
Пусть я птичка-невеличка, У меня, друзья, привычка: Как начнутся холода, Прямо с севера сюда. Каждый годам я к вам лечу – Зимовать у вас хочу. И еще красней зимой Ярко-красный галстук мой.
- Выделите корень в словах, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную. скворецворобей совасорока снегирьпетух воронадятел
V. Работа над темой урока Нам самая говорливая птица - верещунья принесла конверт с вопросами, на которые мы должны ответить. - Итак, какие гласные буквы надо проверять? - Почему? - Какие слова являются проверочными? - Как найти проверочное слово?
2. - Давайте повторим правило проверки. Если буква гласная Вызвала сомнение, Ты ее немедленно Ставь под ударение. Ударение над гласным Может делать букву ясной.
3. - Давайте подберем родственные слова к слову ВОРОНА, выделим корень, подчеркнем орфограммы, разберем по составу. - А кто составит предложение про ворону? Лучшее мы запишем и разберем.
VI. Физпауза. Марш на месте – не спеша, Как погода хороша, Не боимся мы мороза, Ловим снег, хлопок в ладоши. Руки в стороны, по швам, Снега хватит вам и нам.
VII. Работа над темой урока (продолжение) А кто из вас, ребята, знает, какие птицы зимуют в наших лесах? - Допишите предложение, записанное на доске. Всю зиму в наших лесах живут …, …, …, … и …. - Сегодня мы вспомнили, повторили названия многих птиц.
5. - Теперь вы – настоящие знатоки, и мы можем взяться за решение кроссворда. 2г2г н 31с31соловей из нд 6о6о и 5к5кормушка 4п4птенцыё а 7л7лебедь
С какой птицей сравнивают человека с очень красивым голосом? Что строят птицы для своего жилья? Птичка с желтой грудкой и синей головкой, которая остается в наших краях зимовать. Детеныши птиц. Приспособление для подкармливания птиц в зимнее время, которое обычно вешают на дерево. Крупная хищная птица, живущая в горах, которую называют «царем птиц». Одна из самых красивых водяных птиц, в которую превратился герой сказки Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок».
6. Работа по карточкам. Сейчас мы с вами не только закрепим правило правописания безударных гласных в корне слова, но и поработаем над умением устанавливать причинно- следственные связи. Выберите только те картинки, которые имеют какое-то отношение к птицам. Запишите эти слова, подберите проверочные, выделите орфограммы.
VIII. Итог урока. Итак, чем мы занимались сегодня на уроке? Как проверить безударную гласную в корне слова?
IX. Домашнее задание. Ребята! Попробуйте придумать и записать загадку о какой-либо птице.