Электронные средства обучения
Повсеместное распространение компьютерной техники и связанных с ней информационных и телекоммуникационных технологий порождает новые направления информатизации деятельности человека практически в любой сфере общественной жизни. Очевидно, что образование не является исключением.
Исходя из описанных в современной литературе и общероссийских стандартах критериев, электронные средства учебного назначения следует различать: по функциональному признаку, определяющему значение и место ОЭИ в учебном процессе; по структуре; по организации текста; по характеру представляемой информации; по форме изложения; по целевому назначению; по наличию печатного эквивалента; по природе основной информации; по технологии распространения; по характеру взаимодействия пользователя и электронного издания.
По природе основной информации можно выделить следующие: текстовое (символьное) электронное издание - электронное издание, содержащее преимущественно текстовую информацию, представленную в форме, допускающей посимвольное обработку;
изобразительное электронное издание - электронное издание, содержащее преимущественно электронные образцы объектов, рассматриваемых как целостные графические сущности, представленные в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение, но не допускающей посимвольной обработки;
звуковое электронное издание - электронное издание, содержащее цифровое представление звуковой информации в форме, допускающей ее прослушивание, но не предназначенной для печатного воспроизведения;
программный продукт - самостоятельное, отчуждаемое произведение, представляющее собой публикацию текста программы или программ на языке программирования или в виде исполняемого кода;
мультимедийное электронное издание - электронное издание, в котором информация различной природы присутствует равноправно и взаимосвязано для решения определенных разработчиком задач, причем эта взаимосвязь обеспечена соответствующими программными средствами.
по функциональному признаку можно выделить следующие: 1. программно-методические (учебные планы и учебные программы); 2. учебно-методические (методические указания, руководства, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса, выполнению курсовых и дипломных работ); 3. обучающие (учебники, учебные пособия, тексты лекций, конспекты лекций); 4. вспомогательные (практикумы, сборники задач и упражнений, хрестоматии, книги для чтения). 5. контролирующие (тестирующие программы, базы данных) 1. программно-методические (учебные планы и учебные программы); 2. учебно-методические (методические указания, руководства, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса, выполнению курсовых и дипломных работ); 3. обучающие (учебники, учебные пособия, тексты лекций, конспекты лекций); 4. вспомогательные (практикумы, сборники задач и упражнений, хрестоматии, книги для чтения). 5. контролирующие (тестирующие программы, базы данных)
Основными видами компьютерных средств учебного назначения, являются: · сервисные программные средства общего назначения, · программные средства для контроля и измерения уровня знаний, умений и навыков обучающихся, · электронные тренажеры, · программные средства для математического и имитационного моделирования, · программные средства лабораторий удаленного доступа и виртуальных лабораторий,
· информационно-поисковые справочные системы, · автоматизированные обучающие системы (АОС), · электронные учебники (ЭУ), · экспертные обучающие системы (ЭОС), · интеллектуальные обучающие системы (ИОС), · средства автоматизации профессиональной деятельности (промышленные системы или их учебные аналоги).
Исходя из различных критериев можно составить огромное количество классификаций электронных средств обучения. Но самое главное это то, что современные компьютерные средства дают нам возможность осуществлять выполнение различных целей с помощью многообразных средств современных технологий обучения.