Межбюджетные отношения в среднесрочной перспективе доктор экономических наук профессор кафедры Экономики и финансов РАНХиГС Пронина Л.И.
Проблемы реализации бюджетного федерализма (1) Первая проблема касается разграничения расходных бюджетных полномочий между Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями. При этом основной вопрос заключается в том, власти какого уровня должны обеспечивать финансирование расходов по выполнению тех или иных функций.
Проблемы реализации бюджетного федерализма(2) Вторая проблема предполагает закрепление доходных источников бюджетов за уровнями власти. Финансовая самостоятельность территорий означает обеспечение реальных возможностей получения источников доходов для этого.
Проблемы реализации бюджетного федерализма(3) Третья проблема касается построения единой системы бюджетного выравнивания. Сегодня все более усиливающаяся «трансферизация» финансовой помощи регионам из федерального бюджета создает иллюзию о бюджетном равенстве субъектов Российской Федерации. Необходимо не «усреднять» бюджеты всех регионов через федеральные трансферты, а определиться с формированием стабильной и ясной системой перераспределения налоговых поступлений между региональными и местными бюджетами.
Исключение обязательств, не подкрепленных источниками финансирования- «нефинансируемых федеральных мандатов» принятие в период годов ряда федеральных законов о дальнейшем разграничении полномочий между уровнями публичной власти.
2. Бюджетное регулирование Механизм бюджетного регулирования – это набор экономических методов, приемов, нормативов и правовых норм, действие которых нацелено на реализацию принципов бюджетного устройства страны и обеспечение их взаимодействия. Это достигается путем закрепления определенного порядка движения финансовых потоков по уровням бюджетной системы (направления этих потоков, пропорций их распределения по уровням бюджетной системы, целевого назначения и т.д.) и организации экономических отношений, возникающих в связи с этим.
Приоритетная цель бюджетного регулирования выравнивание способности региона и муниципальных образований к самообеспечению и саморазвитию на базе активного использования потенциалов всех форм собственности.
Финансовая помощь нижестоящим уровням бюджетной системы. полного соответствия налогового потенциала и других бюджетных доходов потребностям региональных и местных органов власти практически не встречается, поэтому недостаток средств приходится компенсировать за счет финансовых ресурсов вышестоящих бюджетов путем оказания финансовой помощи нижестоящим уровням бюджетной системы.
«Вертикальная» и «горизонтальная» сбалансированность. устранение несоответствий между расходными обязательствами регионов и муниципалитетов и теми доходами, которые закреплены за данными бюджетами. выравнивание уровня потребления государственных и муниципальных услуг в различных регионах.
Оптимизация структуры межбюджетных трансфертов Необходима оптимизация структуры межбюджетных трансфертов из бюджетов вышестоящего уровня посредством внесения изменений в БК РФ в целях увеличения доли расходов местных бюджетов на реализацию собственных полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
обеспечение сбалансированности бюджетов Во-первых, это перераспределение бюджетных потоков, включающее: Перераспределение бюджетных доходов между федеральным центром и регионами через механизм налогов (закрепление налоговых доходов за уровнями бюджетной системы и расщепление основных федеральных, региональных и местных налогов). Перераспределение бюджетных расходов между федеральным центром и регионами, которое осуществляется по следующим направлениям. Прямые (непрограммные) расходы федерального бюджета в регионах за счет средств, выделяемых министерствам и ведомствам (ведомственная структура расходов федерального бюджета).
обеспечение сбалансированности бюджетов Прямые инвестиции из федерального бюджета посредством финансирования федеральных инвестиционных, целевых программ. Косвенные инвестиции из федерального бюджета в социальное развитие посредством финансирования социальных программ регионов и расходования средств целевых бюджетных фондов. Долевое участие государства в инвестициях коммерческих структур и предоставление в рамках Бюджета развития государственных гарантий под проекты, осуществляемые юридическими лицами.
обеспечение сбалансированности бюджетов »Финансовая помощь из вышестоящего бюджета: прямые трансферты, средства, выделяемые на возвратной основе (бюджетные кредиты), целевая финансовая помощь. Во-вторых, это средства региональных и местных бюджетов. В-третьих, это перераспределение государственных внебюджетных средств, которое осуществляется через: социальные государственные внебюджетные фонды, отраслевые и ведомственные целевые внебюджетные фонды. В-четвертых, это негосударственные финансовые потоки (собственные средства предприятий, привлеченные средства и кредитные ресурсы коммерческих банков).
некоторые федеральные полномочия в социальной сфере передаются на региональный уровень в 2012 году. полномочия по выплате единовременного пособия при устройстве ребенка в семью; полномочия в области содействия занятости населения (за исключением выплат безработным гражданам); федеральные учреждения среднего профессионального образования и учреждения, осуществляющие дезинфекционную деятельность. По тем же основаниям отменяется софинансирование за счет средств федерального бюджета мер социальной поддержки реабилитированных лиц, содержания детей-сирот в семье опекуна и приемных семьях.
Совершенствование МБО в среднесрочной перспективе. Была проведена всесторонняя реформа межбюджетных отношений, включающая четкое распределение расходных обязательств и доходов между всеми уровнями бюджетной системы, введение новой объективной методики распределения финансовой поддержки регионов, нахождение баланса между децентрализацией доходов и выравниванием бюджетной обеспеченности. Одной из решающих предпосылок для повышения эффективности бюджетной политики стала концентрация бюджетных ресурсов на ключевых направлениях государственной политики и структурных реформ.
Совершенствованию МБО препятствует недостаточно эффективное и постоянно изменяющеееся разграничение полномочий между уровнями публичной власти Выдвинуты определенные предложения в этой сфере, например, создание реестра публичных обязательств для. Всех уровней публичной власти другие предложения, которые Минрегион РФ заложил в такой документ, который называется "Дорожная карта. Совершенствование государственного управления, развития федеративных отношений и местного самоуправления".
внесение изменений в налоговое и бюджетное законодательство для увеличения доходной базы региональных и местных бюджетов введение местного «спорного» налога на недвижимость, закрепление за местными бюджетами отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения в размере 100% доходов и реализация других предложений.
ряд других предложений в налоговой сфере требует серьезного дополнительного обоснования введение местного транспортного налога в отношении физических лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, с зачислением поступлений от данного налога в муниципальные дорожные фонды, с одновременным введением регионального транспортного налога в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства. признаваемые объектом налогообложения. Данное предложение не соответствует общей концепции построения Налогового кодекса, когда один налог имеет один объект налогообложения, а при необходимости разделения налоговых поступлений они «расщепляются» в соответствии с бюджетным законодательством. Кроме того, будет значительно затруднено администрирование такого транспортного налога.
специфический аспект развития МБО в среднесрочной перспективе взаимосвязь развития МБО с долговой политикой государства.