Выполнили ученицы 10 класса: Волкова Ольга и Шихова Анастасия МОУ Вновь-Юрмытская СОШ 2010 год
Содержание Цели и задачи Цели и задачи Введение Введение Музыка Древней Индии Музыка Древней Индии Танцы древней Индии Танцы древней Индии
Цели и задачи Как можно интересней рассказать о танцах и музыке древней Индии.
Введение Древнейшая цивилизация Хараппская или Индская (долина р. Инд; вторая пол. 3-го тыс. первая пол. 2-го тыс. до н. э.) создана народом дравидийской семьи, возможно, предками тамилов. Это одна из первых земледельческих цивилизаций Земли, наряду с Древним Египтом и Месопотамией. Хараппская цивилизация была знакома с выплавкой бронзы и драгоценных металлов, но не знала железа. Железо умели выделывать племена Ариев, пришедшие с севера приблизительно в середине 2 тыс. до н. э. Основным источником периода гг. до н. э. являются Веды. В это время возникла и сложилась кастовая система, которая закрепила господствующее положение потомков Ариев.
Музыка Древней Индии Любовь к музыке, ее понимание и развитие на всех уровнях и в самых различных сферах жизни всегда играли чрезвычайно важную роль в индийской культуре. Музыка считалась одним из способов достижения цели человеческого существования, ценности которого, в зависимости от индивидуального подхода и отношения к ним, делятся на четыре категории: религиозно - этические, социально - экономические, эмоционально - эстетические и духовно - обрядовые.
Религиозные задачи возлагались на музыку. Древний человек с особой остротой чувствовал силу воздействия музыки на самые сложные и сокровенные стороны души. Не случайно в большинстве стран музыканты были служителями храмов (а порой и жрецами); умение же играть на каком-либо инструменте считалось высшим, божественным даром. В исполнении музыки огромную роль играла импровизация: способность импровизировать воспринималась как состояние наивысшей близости музыканта к божеству. Может быть, поэтому древние авторы не всегда стремились записать свои произведения, и от огромной эпохи в три тысячелетия осталось ничтожно малое число сочинений. Именно в древности музыка сложилась как профессиональное искусство. Тогда же возникли основные группы музыкальных инструментов: ударные, струнные и духовые; зародились формы сольного и хорового пения; появились первые представления о музыкальных жанрах и ладах. Традиции древних цивилизаций в различных регионах сохранялись no-разному если музыка Египта, Двуречья или античности воспринимается сейчас как далёкое прошлое, то для Индии и Китая древняя музыка - часть современной музыкальной культуры
. Истоки индийской музыки восходят к III тысячелетию до н. э. В древних литературных памятниках Ригве-де (X в. до н. э.), Атхарваведе и Сама- веде (первая половина I тысячелетия до н. э.) - есть запись условными значками мелодий и песенные тексты. Трактат «Натьяшастра» (I в. до н. э.) посвящён театру, музыке и танцу. В индийской музыке применялось семь основных звуков (они соответствуют европейской гамме). Октава делилась на двадцать два неравных интервала, наименьший из которых именовался «шрути», что в переводе с санскрита (древнеиндийского языка) означает «то, что может быть услышано". Сама система также называлась шрути. Главным принципом индийской музыки была импровизация, в основе которой лежала рага (от санскр. «цвет») - традиционная устойчивая мелодия. Слово «рага» использовалось и для обозначения жанра, основанного на данной мелодии. Каждая рага состояла из главного звука («правитель»), второго по значению звука («министр»), группы подчинённых звуков («помощники») и диссонирующего звука («враг»). Мелодический строй раги подчинялся её содержанию. Раги были призваны вызывать у слушателя определённые чувства и состояния: любовь, веселье, отвращение, гнев, удивление, успокоение. Некоторые раги наделялись магическими свойствами: способностью вызывать дождь, пожар и т. д. В зависимости от характера раги исполнитель должен был придавать лицу нужное выражение или надевать соответствующую маску и пользоваться надлежащими жестами.
В раге сочетаются два самостоятельных пласта импровизации – звуковысотный и метроритмический. Характерные для определённой раги мелодические обороты (т.н. пакад) не изобретаются музыкантом, а хранятся в его памяти как нормы исполнения данной раги. Импровизация состоит в их «перетасовывании», вариационном удлинении или укорачивании и т.п. Ритмические рисунки (тала) тоже заданы. То или иное их комбинирование отличает одно исполнение раги от другого. Считается, что несколько тысяч пакад и несколько сотен тала обладают одним из девяти эмоциональных характеров - раса. Каждая рага имеет свой раса. Поэтому сочетание варьируемых попевок и комбинируемых ритмов должно удерживаться в рамках избранного раса.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ Важнейшее место среди музыкальных инструментов Древней Индии принадлежало ударным и струнным. Мастера создавали металлические тарелки, гонги, барабаны. Барабаны обтягивали кожей или пергаментом, которые предварительно обрабатывали специальными отварами из риса и трав. Благодаря такой выделке достигалось мягкое и насыщенное звучание. Наиболее выразителен по тембру парный барабан табла, по форме напоминающий современные литавры; звук из него извлекается ударами рук (кистью и пальцами). Другой вид барабана - гхатам. Это инструмент в виде глиняного горшка, обтянутого кожей; на нём играют ладонью, пальцами и даже ногтями. Подобная техника позволяет извлекать из простых инструментов очень разнообразные звуки.
Самые популярные струнные шипковые - вина и ситар. За нежный и богатый оттенками тембр вину называют царицей струнных. У этого инструмента два круглых резонатора: один, деревянный, - у основания, а другой, сделанный из выдолбленной тыквы, - возле грифа. Второй резонатор создаёт эффект объёмного звучания. Ситар по устройству напоминает вину. Кроме шипковых в Индии существовали и смычковые струнные. Прежде всего это саранги - прямоугольный инструмент, верхняя часть которого обтянута кожей. Саранги устроен довольно сложно. Помимо трёх-четырёх основных, игровых струн у него есть ешё и дополнительные, резонирующие струны (двадцать пять - тридцать), расположенные под игровыми. Смычок не касается резонирующих струн, но во время музицирования они также колеблются, что придаёт звучанию специфическую окраску. Индийские музыканты даже сравнивают звуки, издаваемые саранги, с человеческим голосом
Из духовых инструментов были распространены флейта, шанкха (труба в виде раковины) и шринга (металлический рог). Интересно, что почти все древние инструменты сохранились до наших дней, и современные индийские музыканты играют на них, точно следуя традициям.
Танцы Древней Индии Танец(польск. taniec, от нем. Tanz), вид искусства, в котором основное средство создания художественного образа движения и положения тела танцовщика. Танцевальное искусство одно из древнейших проявлений народного творчества. Танец непосредственно связан с музыкой.
Театральное представление на празднике Дивали. В театральной труппе был свой лидер, который считался первым актером и руководил группой певцов, танцоров, музыкантов-помощников и драматургов. Преобладали мужчины, но певицами и танцовщицами были и женщины. Излюбленными сюжетами пьес были народные предания и легенды. Высшей целью театрального представления было достижение расы эстетического наслаждения зрителей, возникающего как следствие искусной игры актеров. Большинство спектаклей разыгрывалось в течение нескольких дней (известна пьеса длившаяся на сцене 35 дней!).
Сцена из спектакля на эпический сюжет. Дели, Индия. Миф о происхождении театра в Индии излагается в «Натьяшастре» старейшем в мире трактате, подлинной энциклопедии театрального и танцевального искусства, который приписывается мудрецу по имени Бхарата. Характерной особенностью индийского спектакля является единство музыки, пения и танца. Музыканты могут участвовать в действии, свободно перемещаются между актерами, усиливая драматический эффект. Обычно они импровизируют прямо на сцене. Танец требует специальной длительной подготовки. Часто танец открывает представление, выполняя роль своеобразного вступления к действию.
Список литературы Энциклопедия «Кирилл и Мефодия» Сайт: