2004 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК РАЗВИТИЕ И САМООРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЕМЫХ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА КАК ЧАСТЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Выполнила: ассистент кафедры организации сестринского дела Полетаева Ирина Алексеевна.
Advertisements

1. Сущность понятия «самостоятельная работа» и её значение в процессе обучения студентов. 2. Виды самостоятельной работы студентов. Содержание:
Самостоятельная деятельность обучающихся - форма организации учебной, познавательной деятельности без непосредственного участия преподавателя, но по его.
Аудиторная Внеаудиторная Разработала: Кузнецова В.В. Самостоятельная работа.
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОВЕЩАНИЕ. Самостоятельная работа студентов форма организации обучения, сущность которой заключается в самостоятельной познавательной деятельности.
ГБОУ СПО СО «Свердловский областной педагогический колледж» XVII областная научно-практическая конференция преподавателей Секция 4.«Самообразовательная.
«Организация самостоятельной работы студентов при реализации компетентстного подхода к обучению» руководитель отдела методического сопровождения реализации.
Методическое обеспечение организации самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная работа студентов Круглова О.В. Тихомирова Е.Ю.
Организация самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа – форма организации теоретического и практического обучения, сущность которой заключается.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
В помощь педагогу дополнительного образования Проектирование и анализ в работе педагога Автор-составитель – БУГАЕВА С.А., методист МАОУ ДОД ДООЦ «Лесная.
Технологичность учебного процесса-это такой отбор преподавателем форм, методов,приемов и средств обучения и такое установление последовательности их применения.
Методика проведения семинарских занятий. Самостоятельная работа слушателей.
организованная преподавателем активная деятельность студентов, направленная на выполнение поставленной цели, осуществляемая без непосредственного руководства.
аудиторная под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить консультацию внеаудиторная планируемая работа, во внеаудиторное.
Преподаватель первой категории Алешина Оксана Валерьевна.
Вопрос 1: Вопрос 1: Сущность понятия «практика». Практика (др.-греч. «деятельность») – это целесообразная и целенаправленная деятельность, которую субъект.
Организация самостоятельной работы студентов Составитель – канд. психол. наук, доцент МАЛЕЙКО Г.У.
Формы организации учебного процесса Лекция 6. Форма обучения характеризует внешнюю сторону организации учебного процесса Зависит от места времени занятий.
Транксрипт:

2004 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК РАЗВИТИЕ И САМООРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЕМЫХ

2 СОДЕРЖАНИЕ 1. СРС: понятие и сущность. 2. Психолого-педагогические аспекты успешности СРС. 3. Индивидуализация СРС. 4. Активизация СРС. 5. Пути дальнейшего совершенствования СРС. 6. Организационные формы СРС.

3 СРС СРС наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Для ее успешного выполнения необходимы планирование и контроль со стороны преподавателей. А также планирование объема в учебных планах, учебной частью и методическими службами учебного заведения. СРС – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. СРС предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной,научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения. Необходимо исходить из требований к уровню самостоятельности выпускников, чтобы этот уровень был достигнут за годы обучения.

4 СРС Согласно новой образовательной парадигме независимо от специализации и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности. Две последние составляющие образования формируются именно в процессе СРС. ВШ отличается от средней степенью самостоятельности обучаемых. Преподаватель лишь организует познавательную деятельность студентов. СР завершает задачи всех видов учебной работы. СРС имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста.

5 СРС Формы СРС разнообразны – это различные типы домашних заданий. В вузах составляют графики СР на семестр. Графики стимулируют, организуют, заставляют рационально использовать время. В вузе существуют различные виды индивидуальной СР – подготовка к лекциям, семинарам, лабораторным работам, зачетам, экзаменам, выполнение рефератов, заданий, курсовых работ и проектов, выполнение дипломного проекта. Групповая работа усиливает фактор мотивации и взаимной интеллектуальной активности, повышает эффективность познавательной деятельности студентов благодаря взаимному контролю. Соотношение времени, отводимого на аудиторную и СР, во всем мире составляет 1 : 3,5. Такое соотношение основывается на огромном дидактическом потенциале этого вида учебной деятельности.

6 СРС СРС способствует: Углублению и расширению знаний, Формированию интереса к познавательной деятельности, Овладению приемами процесса познания, Развитию познавательных способностей. Каковы основные направления организации СРС? Сложившиеся ФОО в вузе – лекции, практические, лабораторные занятия, семинары – обусловливают формы СР и виды домашних заданий. На лекции преподаватель рекомендует литературу и разъясняет методы работы с учебником и первоисточниками. (Роль вводных лекций). На семинаре совершенствуются умения поиска оптимальных вариантов ответов, расчетов, решений.

7 СРС СР выполняется с использованием опорных дидактических материалов, призванных корректировать работу студентов и совершенствовать ее качество. Коллективами кафедр разрабатываются: Система заданий для СР. Темы рефератов и докладов. Инструкции и методические указания к выполнению лабораторных работ, тренировочных упражнений, домашних заданий. Темы курсовых и дипломных работ. Списки обязательной и дополнительной литературы.

8 СРС Условия, обеспечивающие успешное выполнение СР: Мотивированность учебного задания. Четкая постановка познавательных задач. Алгоритм, метод выполнения работы, знание студентом способов ее выполнения. Четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления. Определение видов консультирования. Критерии оценки, отчетности. Виды и формы контроля.

9 СРС СР включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента. В зависимости от этого различают три уровня СРС: Репродуктивный (тренировочный) уровень. Реконструктивный уровень. Творческий, поисковый. Тренировочные СР выполняются по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем. (Узнавание, осмысление, запоминание). Цель – закрепление знаний. Реконструктивные СР. Перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование. (Рефераты). Творческие СР. Анализ проблемной ситуации, получение новой информации. Самостоятельный выбор средств и методов.(Учебно- исследовательские задания, курсовые и дипломные работы).

10 СРС Для организации и успешного функционирования СРС необходимы: Комплексный подход к организации СРС по всем формам аудиторной работы. Сочетание всех уровней (типов) СРС. Обеспечение контроля за качеством выполнения (требования) Формы контроля. Психолого-педагогические аспекты успешности СРС. Заинтересованность преподавателя в успешности СРС. Значение сознательности в обучении. Сознательность обеспечивается: Методологической осмысленностью материала для СРС. Сложностью заданий (ЗБР). Последовательностью подачи материала с учетом логики предмета.

11 СРС Индивидуализация СРС. Разработка индивидуальных заданий для СРС. Разнообразие интеллектуальных качеств людей. Рекомендации преподавателю по индивидуализации СРС: Обеспечение безусловного выполнения некоторого минимума СР всеми студентами и планирование усложненных заданий для подготовленных лучше. Необходимость регулярного контроля успешности выполнения СРС. Личное педагогическое общение. Четкость методических указаний по выполнению СР. График СР. Пакет домашних заданий к практическим занятиям. Необходимость входного контроля. Две части задания: обязательная и факультативная. Усложнение заданий для сильных студентов, помощь слабым.

12 СРС Активизация СРС. Обучение методам СР Убедительная демонстрация необходимости овладения предлагаемым учебным материалом для профессиональной деятельности. Проблемное изложение материала. Применение методов активного обучения ( анализ ситуаций, дискуссии, групповая и парная работа, деловые игры). Выдача студентам младших курсов методических укаазаний (алгоритмов), постепенно уменьшая разъяснительную часть. Разработка комплексных учебных пособий (теория, методика, задачи). Индивидуализация домашних заданий. Присвоение статуса «студент – консультант».

13 СРС Пути дальнейшего совершенствования СРС: Привлечение студентов к НИРс. Включение СРС в учебный план и расписание занятий. Создание комплекса учебных и учебно-методических пособий для выполнения СРС. Ориентация лекционных курсов на СРС. Рейтинговый метод контроля СРС. Увеличение числа часов на СР. Организация постоянных консультаций. Доступность лабораторий.

14 СРС Организационные формы СРС: Изучение отдельных разделов дисциплин по учебнику. Применение раздаточного материала. Изучение теоретических разделов при выполнении расчетных заданий. Индивидуальное выполнение лабораторных работ. Изучение новейшей техники по описаниям. Аудиторное проектирование. Применение ТСО для контроля. Компьютеризация обучения. Деловые игры, дискуссии.

15