Многоуровневая система повышения квалификации персонала, обучения пользователей и специалистов других библиотек Чуприкова Н.Т., главный технолог Научно-технической библиотеки Томского политехнического университета Санкт-Петербург 2004
Введение «Учиться – это грести против течения, как только вы перестаете учиться – вас сносит вниз по течению» «Пустыня бизнеса усеяна костьми тех, кто решил, что понимает все, и перестал учиться»
Основные задачи Максимальный охват всех категорий сотрудников и пользователей Разработка механизма управления системой Разработка программ, учебно-методических пособий и материалов Контроль и анализ функционирования системы
Коллектив НТБ Штатное расписание – 165 человек Количество сотрудников – 110 Пенсионеров – 13 Средний возраст – 42 года С высшим образованием – 70 % Со специальным образованием – 55 % Стаж работы Свыше 15 лет – 50 % До 5 лет – 25 %
ДП НТБ Повышение квалификации Составление и утверждение ежегодных планов обучения Обеспечение финансовыми и материальными ресурсами Организация процесса: формирование групп по направлениям, расписание Ответственность и полномочия за проведение различных форм обучения Анализ результатов повышения квалификации Ведение, архивирование и хранение документов, сопровождающих процесс
Основные формы Совершенствование профессиональных знаний Конференции, семинары, тренинги, клубы Стажировки в других библиотеках Техминимум для новых сотрудников Обучение в АБИС «Руслан» и информационным технологиям Обучение в вузах Самостоятельная работа со специальной литературой Информационные и тематические обзоры
Программы по повышению квалификации Программа техминимума 14 тем, знакомящих с организацией работы всех отделов библиотеки Практические занятия в отделах На итоговом занятии проводится собеседование Программа курсов обучения в АБИС «Руслан» Каждый сотрудник обучается индивидуально с учетом его образования, стажа и места работы Специалисты других библиотек проходят стажировку на договорной основе 14 тем, охватывающих основные функции АРМ, понятия форматов RUSMARC
ДП ТПУ Повышение квалификации Совершенствование профессиональных знаний Иностранные языки Интернет-технологии Аспирантура Менеджмент качества Согласно ДП ТПУ каждый преподаватель/сотрудник должен повышать свою квалификацию не реже одного раза в 5 лет
Сводный план-отчет обучения и повышения квалификации НТБ Конференции, семинары, тренинги, клубы – 36 мероприятий – 41 сотрудник Прочитано 18 докладов Опубликована 21 статья Стажировки в 6 российских – 22 сотрудника в 5 зарубежных – 17 Техминимум для новых сотрудников - 10 Обучение в АБИС «Руслан» - 11 человек Обучение в вузах – 14 сотрудников Самостоятельная работа со специальной литературой – 11 «кольцевых почт»
Сводный план-отчет обучения и повышения квалификации НТБ Совершенствование профессиональных знаний Иностранные языки – 8 человек (2003), 3 человека (2004) Интернет-технологии – 1 человек Аспирантура – 2 аспиранта Менеджмент качества 14 менеджеров по качеству 3 внутренних аудитора Весь коллектив участвует в обсуждении Миссий ТПУ и НТБ, мотивационных семинарах по СМК
Индивидуальный учет повышения квалификации Данные об индивидуальном повышении квалификации каждым сотрудником отражаются в базе данных «Кадры» Позволяет постоянно отслеживать уровень квалификации Способствует непрерывности образования и профессионального обучения
Информирование о повышении квалификации Отчеты на Совете дирекции или перед коллективом Повышение квалификации персонала библиотеки в отечественных и зарубежных организациях отражено на странице сайта НТБ ТПУ по адресу
Контингент ТПУ Студенты – человек дневного обучения – других форм обучения – Аспиранты – 605 Докторанты – 46 Магистранты – 157 Профессорско-преподавательский состав – Итого: человек
Положение о системе обучения пользователей Определяет основные формы, организацию системы и контроль над методическим обеспечением обучения Согласование ежегодных учебных планов обучения студентов с Учебным управлением Ответственность и полномочия за проведение различных форм обучения Организация процесса: оформление приказов, формирование расписаний Анализ результатов обучения пользователей
Основные формы Учебный курс в виде лекционно- практических занятий в объеме 8 часов 1 курс – 4 часа 2 курс – 4 часа Тематические семинары по групповым заявкам для всех категорий пользователей Индивидуальные и групповые консультации
Программы по обучению пользователей Основы информационной культуры: рабочие программы, методические указания и контрольные задания 1 часть – для студентов 1 курса Библиотека, СБА, электронный каталог 2 часть – для студентов 2 курса ИР: ЭБ ТПУ, НЭБ, УИС, ProQuest, Консультант+, Кодекс, ЭлРЖ ВИНИТИ Программа курса обучения работе в полнотекстовых и библиографических Базах данных Для всех категорий пользователей ИР: ЭБ ТПУ, НЭБ, УИС, ProQuest, Консультант+, Кодекс, ЭлРЖ ВИНИТИ + Safari и новые появляющиеся БД
Методические пособия для обучения пользователей Основы информационной культуры: методические пособия 1 часть – для студентов 1 курса 2 часть – для студентов 2 курса Методические указания по поиску в электронном каталоге Для всех категорий пользователей Представлена методика простого и расширенного поиска, заказа в традиционном и автоматизированном режиме, контроля исполнения заказа
Учебно-методические материалы Методика подготовки научно-аналитического обзора, курсовой, дипломной работы Обобщены правила оформления текстовых документов в учебном процессе Методика написания реферата: краткие рекомендации студентам первокурсникам Путеводители, памятки, рекламные листки по информационным ресурсам и услугам НТБ
Анализ эффективности обучения пользователей Для принятия методических и организационных решений по совершенствованию системы обучения пользователей проводятся Анализ библиотечной статистики Статистический анализ использования баз данных Тестирование Опросы Анкетирование
Формы обучения специалистов других библиотек Обучение при внедрении АБИС «Руслан» Стажировки на базе НТБ по внедрению АБИС «Руслан» для технологов комплектаторов каталогизаторов сотрудников обслуживания сотрудников электронного читального зала администратора сервера АБИС
Сводный план-отчет обучения специалистов других библиотек Стажировки на базе НТБ по внедрению АБИС «Руслан» для технологов – 6 (2003), 2 (2004) комплектаторов – 1 (2003), 1 (2004) каталогизаторов – 1 (2003), 2 (2004) сотрудников обслуживания – 6 (2004) сотрудников электронного читального зала – 1 (2004) администратора сервера АБИС – 1 (2004)
Формы обучения специалистов других библиотек Консалтинговые услуги по СМК Тренинги Практика студентов Экскурсии Консультации Лекции Обзоры
Выводы Лучшей формой повышения квалификации и обучения специалистов других библиотек является стажировка Есть необходимость четкого планирования, выделения и использования бюджетных средств на повышение квалификации персонала Необходим единый подход во всех вузах к объему учебного курса «Основы информационной культуры»
Заключение Обучение персонала является важнейшим инструментом, с помощью которого руководство получает возможность повышать потенциал человеческих ресурсов и оказывать влияние на формирование корпоративной культуры «Если вы считаете, что образование обходится слишком дорого, то подумайте, какую цену вам придется заплатить за невежество своих работников»
Благодарю за внимание! Чуприкова Наталья Трофимовна, главный технолог НТБ ТПУ Санкт-Петербург 2004