МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА О.В.МАРЧЕНКО
Модель специалиста состоит из трех составляющих: профессиограммы профессиограммы технограммы технограммы психограммы психограммы
В структуру профессиограммы могут входить: классификационная карточка профессий, в которой указываются наименование профессии, доминирующий способ мышления, область базовых знаний, профессиональная область, межличностное взаимодействие, доминирующий интерес, дополнительный интерес, условия работы; классификационная карточка профессий, в которой указываются наименование профессии, доминирующий способ мышления, область базовых знаний, профессиональная область, межличностное взаимодействие, доминирующий интерес, дополнительный интерес, условия работы;
В структуру профессиограммы могут входить: доминирующие виды деятельности: доминирующие виды деятельности: - основные профессиональные задачи, которые решает специалист данной профессии, - действия, которые он выполняет; - действия, которые он выполняет;
В структуру профессиограммы могут входить: качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности, т.е. способности, особенности личности, интересы, склонности; качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности, т.е. способности, особенности личности, интересы, склонности; качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности; качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности;
В структуру профессиограммы могут входить: области применения профессиональных знаний (учреждения, организации, предприятия, где может работать специалист); области применения профессиональных знаний (учреждения, организации, предприятия, где может работать специалист); история профессии - сведения о возникновении, изменении, развитии данной профессии с прошлых времен до нашей дней. история профессии - сведения о возникновении, изменении, развитии данной профессии с прошлых времен до нашей дней.
Технограмма отражает информационно- технологический компонент профессиональнойготовностиличности.
Можно выделить следующие группы профессионально важных качеств в области: социальной деятельности - стремление к истине, торжеству справедливости, соблюдение общественных правил и нравственных норм; социальной деятельности - стремление к истине, торжеству справедливости, соблюдение общественных правил и нравственных норм;
Можно выделить следующие группы профессионально важных качеств в области: поисковой деятельности - устойчивость и концентрация внимания на профессионально- значимых объектах; поисковой деятельности - устойчивость и концентрация внимания на профессионально- значимых объектах;
Можно выделить следующие группы профессионально важных качеств в области: коммуникативной деятельности - способность отстаивать свою точку зрения, способность находить выход из конфликтных ситуаций, умение работать в команде и способность передавать свой опыт; коммуникативной деятельности - способность отстаивать свою точку зрения, способность находить выход из конфликтных ситуаций, умение работать в команде и способность передавать свой опыт;
Можно выделить следующие группы профессионально важных качеств в области: удостоверительной деятельности – удостоверительной деятельности – организаторские способности, умение ориентироваться в качествах людей и их возможностях; организаторские способности, умение ориентироваться в качествах людей и их возможностях;
Можно выделить следующие группы профессионально- важных качеств в области: культурологической деятельности - культурологической деятельности - наличие зрелого мировоззрения, основанного на знании и соблюдении культурных традиций России и своего региона, чувство патриотизма; наличие зрелого мировоззрения, основанного на знании и соблюдении культурных традиций России и своего региона, чувство патриотизма;
Можно выделить следующие группы профессионально- важных качеств в области: интеллектуально-практической деятельности – интеллектуально-практической деятельности – устойчивые знания и устойчивые практические навыки профессионального характера, минимизирующие период адаптации молодого специалиста; устойчивые знания и устойчивые практические навыки профессионального характера, минимизирующие период адаптации молодого специалиста;
Можно выделить следующие группы профессионально- важных качеств в области: информационной культуры – информационной культуры – устойчивые навыки свободного пользования ПК и Интернетом, справочно-правовыми системами, и телекоммуникационными технологиями. устойчивые навыки свободного пользования ПК и Интернетом, справочно-правовыми системами, и телекоммуникационными технологиями.
Психограмма строится на основе профессиограммы и технограммы, являясь их дополнением и развитием применительно к конкретным способам профессиональной деятельности
Психограмма характеризует готовность субъекта к профессиональной деятельности, и в этот блок включаются следующие группы профессионально- важных качеств:
в области ценностно- мотивационной - устойчивая направленность личности, навыки выбора жизненных стратегий, социокультурных ценностей, ориентация на самообразование; устойчивая направленность личности, навыки выбора жизненных стратегий, социокультурных ценностей, ориентация на самообразование;
в области рефлексивно- прогностической - навыки рефлексии и саморефлексии, свобода воли, интуиция, самоорганизация и умение планировать рабочее время; навыки рефлексии и саморефлексии, свобода воли, интуиция, самоорганизация и умение планировать рабочее время;
в области ресурсосберегающей - устойчивое стремление вести здоровый образ жизни, отсутствие личностных патологий, алкогольной и наркотической зависимостей, энергичность. устойчивое стремление вести здоровый образ жизни, отсутствие личностных патологий, алкогольной и наркотической зависимостей, энергичность.
Наиболее эффективным является формирование профессионально важных качеств через приобретение опыта профессиональной деятельности и только в условиях деятельности.
Опыт включает: ~ процедуры профессиональной деятельности ~ профессиональное образовательное пространство (профессиональную среду) ~ личное профессиональное пространство ~ презентацию профессиональной деятельности
Процедуры профессиональной деятельности - система процедур, характеризующих опыт профессиональной деятельности с процессуально- содержательной стороны. система процедур, характеризующих опыт профессиональной деятельности с процессуально- содержательной стороны.
Осуществление процедур профессиональной деятельности происходит на семинарских и практических занятиях, в период проведения лабораторных практикумов и прохождения профессиональной практики. происходит на семинарских и практических занятиях, в период проведения лабораторных практикумов и прохождения профессиональной практики.
Личное профессиональное пространство - совокупность потребностей и мотивов, профессиональная эрудиция, инициатива, зарождающиеся личностные качества. совокупность потребностей и мотивов, профессиональная эрудиция, инициатива, зарождающиеся личностные качества.
Формирование личного профессионального пространства осуществляется через: ~ стимулирование студентов посредством рейтинговой системы оценивания ~ формирования студенческого портфолио ~ самообразование ~ исследовательскую деятельность
Коллективное профессиональное пространство - это среда, в которой могут быть востребованы и представлены результаты личного опыта профессиональной деятельности. это среда, в которой могут быть востребованы и представлены результаты личного опыта профессиональной деятельности.
Формирование коллективного профессионального пространства осуществляется через: ~ организацию коллективной, групповой деятельности на семинарских и практических занятиях (деловые игры) ~ работу в рамках студенческого научного общества ~ факультативы ~ учебные фирмы
Презентация профессиональной деятельности происходит через представление результатов лабораторных практикумов, отчетов о профессиональной практике, курсовое и дипломное проектирование. Презентация профессиональной деятельности происходит через представление результатов лабораторных практикумов, отчетов о профессиональной практике, курсовое и дипломное проектирование.