Проблемы интеграции образования и бизнеса в информационном обществе Соколов Александр Юрьевич Заведующий кафедрой информатики Национального аэрокосмического университета им. Н.Е. Жуковского «ХАИ»
Некоторые проблемы современного образования Новые специальности на рынке труда Большое количество IT-специализаций Работа и учеба студентов On-the-job-training Базовые знания IT-сотрудника полностью обновляются каждые 5-10 лет(обесцениваются на 10-20% в год) Старые сертификаты и дипломы утрачивают значение
Варианты решений Создание Центров исследований и передачи знаний Research and Knowledge Transfer Centers
Инструмент программы TEMPUS : Совместный европейский проект (JEP) Тип совместного европейского проекта: Управление университетами Направление (включено в приоритеты для Украины): Разработка механизмов сотрудничества и взаимодействия между университетами и работодателями Формат проекта
Цель проекта добиваться проведения реформы административного управления университетами при поддержке руководства и директивных органов университета [TEMPUS, Руководство для кандидатов, часть 2]. ЦЕЛЬ: Создать среду для повышения качества образовательных услуг технических ВУЗов ЗАДАЧИ: разработать и апробировать механизм взаимодействия университетов с бизнесом (производство, наука, коммерция) в профильных отраслях СРЕДСТВА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ: Разработать механизм создания и функционирования Центров передачи знаний и технологий в области машиностроения.
Роль Центра исследований и передачи знаний (ЦИПЗ) «буфер обмена» между университетом и внешней средой для развития ВУЗа и отрасли Внешняя среда: Бизнес Наука Государство ВУЗ Субъекты: Предприя- тия Выпускники Вузы Организации Запросы технологии Запросы рынка труда Используемые технологии Перспективы Обучение Инновации Консульти- рование
Основные элементы проекта по созданию Центров исследований и передачи знаний сбора, хранения и передачи знаний и технологий бизнесу Учреждение ЦИПЗ в ХАИУчреждение ЦИПЗ в ВУЗах – партнерах исследований внешней среды и передачи данных в ВУЗ Полноценная работа в течение заданного срока Начало функционирования актуализации учебных планов - концепция «живого учебного плана» Анализ эффективности механизмов, адаптации студентов и выпускников к работе в реальных условиях Выдача рекомендаций, внесение корректировок Работа, решение задач Операционная деятельность
Соответствие проекта задачам программы TEMPUS Учреждение университетских структур, необходимых для укрепления связей между университетами и окружающей их внешней средой: например, через учреждение центров знаний и технологий или создание центров обучения взрослого населения; Укрепление центральных служб университетов: … консультативные службы по выбору карьеры и профориентации; Укрепление потенциала стратегического управления: … укрепление механизмов обеспечения качества. Задачи (TEMPUS) для JEP Управление университетами Элементы Проекта, решающие их: создание Центров исследований и передачи знаний Разработка механизма создания и функционирования Апробация (создание реального Центра) и внедрение создание консультативной службы (Центр развития карьеры) для студентов, выпускников и работодателей Мониторинг требований внешней среды к знаниям выпускников адаптация обучения к требованиям Некоторые элементы
Партнеры Германия Университет г. Магдебург Университет прикладных наук г. Циттау. Австрия Венский экономический университет WU ТПП Австрии, Департамент обучения и международного развития WIFI Испания Научно-технологический парк (Барселона) Украина Национальный авиационный университет КБ Антонова Харьковское государственное авиационное производственное предприятие НПО Коммунар Научно-исследовательский институт радиотехнических измерений
Взаимодействие с другими приоритетными направлениями программы TEMPUS в Украине Для совместных европейских проектов одно из приоритетных направлений: Разработка учебных программ - Машиностроение: информационные технологии, аэрокосмическая и авиационная промышленность. Центры исследований и передачи знаний обеспечивают устойчивость указанных проектов
Позитивное влияние на другие проекты Центры исследований и передачи знаний Внедряют в университетах механизмы актуализации учебных программ и дисциплин. Отслеживают изменения в профильных отраслях и на рынке труда, информируют о них руководство и подразделения (кафедры, деканаты) Организуют мероприятия по адаптации учебного процесса, студентов и выпускников к работе в профильных отраслях Это обеспечивает устойчивость проектов по разработке учебных программ, особенно по техническим дисциплинам
Заключение Центры исследований и передачи знаний– это создание возможностей для Университетов: стать гибкими в реагировании на вызовы внешней среды, повышать качество образовательных услуг обеспечить высокую конкурентоспособность себе и своим выпускникам Производственных, научных и коммерческих организаций: получить доступ к огромным ресурсам (исследования, разработки, обучение персонала, перспективные студенты) влиять на образование, развивать свой кадровый потенциал, повышать конкурентоспособность Отраслей народного хозяйства: повысить концентрацию квалифицированных специалистов в отрасли и обеспечить приток инноваций развиваться