Михаил Васильевич Ломоносов Материалы к уроку литературы
Михаил Васильевич Ломоносов ( гг.)
Биография М. В. Ломоносова Родился 21 ноября 1711 года в Архангельской губернии в д. Денисовка близ Холмогор в семье крестьянина-помора. Сын государственного крестьянина, Ломоносов вырос в условиях северорусской культуры, тесно связанной с традициями допетровской Руси.
В 19 лет тайком от отца М.В.Ломоносов отправляется из деревни Холмогоры в Москву и поступает в Славяно – греко – латинскую академию и становится одним из лучших учеников. Н.И. Кисляков «Юноша Ломоносов на пути в Москву»
В 1736 году Михаила Васильевича посылают в Германию для изучения горного дела. Вернувшись в Россию, он становится академиком, профессором химии.
Круг интересов Ломоносова был очень широк: физика, химия, астрономия, математика, техника, горное дело, геология, металлургия, производство стекла, мозаичное производство, география физическая и экономическая, история, филология, - и в каждой из этих научных или практических областей Ломоносов оставил значительный след.
Открытия Ломоносова Организовал первую в России химическую лабораторию./Химия/ Развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества /физика/ Создал ряд оптических приборов. Открыл атмосферу на Венере. Описал строение Земли. Объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Опубликовал руководство по металлургии. Подчеркивал важность исследования Северного морского пути и освоения Сибири. Автор трудов по русской истории. По инициативе Ломоносова основан Московский университет (1755).
22 года работал он в Академии наук, выступал с крупными работами по химии и физике, геологии и географии, изучал астрономию, разработал основы металлургии, организовал производство и изготовление мозаики, составлял географические карты
Мозаичная картина Ломоносова Ломоносов показывает Екатерине II мозаичную мастерскую.
В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.
Занимаясь лингвистикой, он разработал первую научную грамматику русского языка- «Российскую грамматику».
Несмотря на усиленные занятия точными науками, Ломоносов серьезно занимался русской поэзией. Опираясь на опыт античной и европейской литературы, Ломоносов создал стройную теорию русского стихосложения, изложенную в «Письме о правилах российского стихотворства» (1739 г.) и в основных чертах существующую в наши дни.
Теория трех стилей Михаил Васильевич Ломоносов для упорядочения письменной речи (деловой, научной, художественной) разделил язык на "три рода речений". Теория "трех штилей" имела демократический характер: она ограничила употребление старославянских слов, приблизила литературный язык к разговорному. Художественные и научные произведения, написанные в соответствии с требованиями этой теории, были доступны более широкому кругу читателей.
-изображение грандиозных исторических событий и героических судеб (трагедии, оды). Высокий стиль
-изображение жизни с использованием менее возвышенной лексики (светские повести, сонеты, стихотворения) Средний стиль
- допускал изображение обыденной жизни с использованием живой разговорной речи (комедии, басни, сатирические стихотворения) Низкий стиль
Краткое руководство к красноречию (1748 г.) - первая риторика в русском языке, курс общей теории литературы. Трактат «О пользе книг церковных в российском языке» (1757 г.) - первый опыт русской стилистики - является применением учения античных филологов о трех стилях (высоком, посредственном, низком) к русскому языку и жанрам русской литературы.
Поэтическое творчество занимало большое место в духовном мире Ломоносова. « Стихотворство - моя утеха...»,- писал он в «Российской грамматике». Я знак бессмертия себе воздвигнул Превыше пирамид и крепче меди, Что бурный Аквилон сотреть не может, Ни множество веков, ни едка древность. Не вовсе я умру; но смерть оставит Велику часть мою, как жизнь скончаю. Я буду возрастать повсюду славой, Пока великий Рим владеет светом. Где быстрыми шумит струями Авфид, Где Давнус царствовал в простом народе, Отечество мое молчать не будет, Что мне беззнатный род препятством не был, Чтоб внесть в Италию стихи эольски И первому звенеть Алцейской лирой. Взгордися праведной заслугой, муза, И увенчай главу дельфийским лавром. 1747
Мы и не замечаем, что многие из научных выражений, применяемых нами всеми сегодня, составлены по правилам. Например, земная ось, законы движения, удельный вес, негашеная известь. Именно Ломоносов ввел в науку ряд русских слов, имевших бытовое значение, таких как: опыт, движение, явление, частица. Реформа стихосложения
В итоге Ломоносовские научные и технические слова и выражения мало-помалу заменили собой прежние неуклюжие термины. Так великий ученый земли русской положил начало нашему точному научному языку, без которого теперь никто не может обходиться.
До Ломоносова в Русской поэзии господствовало силлабическое стихосложение ( силлаби по-гречески – слог ): в каждой строке было определённое количество слов, место ударений строго не регламентировалось. М.В.Ломоносов утвердил силлабо-тонические стихосложения, в которых в определённых системах чередуются ударные и безударные слоги.
Лице своё скрывает день… _ _ _ _ _ _ ямб (ударение на 2ой слог ). Буря мглою небо кроет… _ _ _ _ _ _ хорей (ударение на 1ый слог ). Двусложные размеры стиха
Ночною темнотою покрылись небеса _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ -) дактиль _ _ _ -) анапест _ _ _ -) амфибрахий _ _ _ Трёхсложные размеры стиха
Ломоносов закончил реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими произведениями. Он содействовал созданию русского классицизма в литературе.
Дом-музей Ломоносова
Личность Ломоносова, его научная и литературная деятельность сыграли первостепенную роль в развитии сознания русского общества и оставили глубокий след в истории русской культуры.
Могила М.В.Ломоносова
Награды имени Ломоносова Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно- исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства.
Город Ломоносов, расположенный на южном берегу Финского залива, в 44 километрах от Санкт-Петербурга, широко известен своими дворцами и парками, которые вошли в сокровищницу мирового искусства как выдающиеся архитектурные памятники России XVIII века Государственный музей-заповедник г. Ломоносов. Дворцово- парковый ансамбль Ломоносова - ценнейший уникальный памятник русской культуры и искусства 18-го века
Использованные ресурсы –слайд 20, фото Ломоносова - слайд 21http://tol-nabat.org.ua/uploads/posts/ / _lomonsv-1.jpg -слайд 8http://colonization.com.ua/images/content/history/astronomy_old/lomonosov.jpg - слайд 5http://class-fizika.narod.ru/phys/15.jpg - слайд 6http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0//51/799/ _Lomonosov_2.jpg - слайд 8http:// - картина Кислякова, слайд 4http://museum-old.lomic.ru/img/zal3_img1.jpg - Российская грамматика, слайд 11http://ekislova.ru/wp-content/uploads/2009/11/gram1.jpg - Московский университет - слайд 27http://m-necropol.narod.ru/lomonosov1.jpg - Ломоносов-учёный, слайд 7http:// - слайд 24http://hvbooks.ru/images/shots/f_msu_smart_br/lomonosov_max.jpg слайд 9http:// - слайд 3http://
- слайд30http:// - дом Ломоносова, слайд 3http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/2/24/557/ _dom_lomonosova.jpg - слайд 9http://znaniya-sila.narod.ru/people/Lomonosov-and-Ekaterina2.jpg слайд 12http://clasicizm.com/content/r_lomonosov/foto/4.jpg- - Ораниенбаум, слайд 29http:// - слайд 10http://school-history.my1.ru/_nw/6/ png y.jpg/220px-Lomonosov_SGLAcademy.jpg - слайд 4http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/2f/Lomonosov_SGLAcadem y.jpg/220px-Lomonosov_SGLAcademy.jpg – слайд 26http://pglomonosov.org/images/Lomonosov%20collage.jpg - слайд1 - слайд 1http:// слайд 28http://zasluga.ru/catalog_photos/lomonosov1.jpg слайд 17http://rithelp.ru/wp-content/uploads/2011/04/lomonosov_krasnorechie1.jpg- mgu.jpg - памятник, слайд 27http:// mgu.jpg – дом-музей Ломоносова, слайд 25http:// - слайд 18, обложка книги - слайд слайд 13http://nplit.ru/books/item/f00/s00/z /pic/st000_44.jpg - автограф, слайд 2http:// - илл. к басне, слайд 16http:// g - сонеты, слайд 15http://rekomenda.ru/upload/shop_1/5/6/7/item_567/shop_items_catalog_image567.jp g - комедия, слайд16http://novosti-plus.ru/wp-content/uploads/wpid-b83081aefb98bbc2e5f3.jpg