Дуэль в романе «Евгений Онегин». Введение. Дуэль (фр. duel < лат. duellum - «поединок», «борьба двух») - строго регламентированный так называемым дуэльным.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Стрелялись мы…» (Дуэль в системе русской культуры первой трети 19 века)
Advertisements

Тема дуэли в русской литературе первой половины 19 века. (На примере двух произведений А.С.Пушкина «Выстрел» и «Капитанская дочка»)
IV этап Вот пистолеты уж блеснули… Команда «Романтики»
Что же такое дуэль … поединок между двумя людьми, цель которого удовлетворить желание одного из дуэлянтов ( вызывающего на дуэль ) ответить на нанесенное.
Дуэль в жизни и творчестве А.С.Пушкина Работа учеников 9 «Б» класса Работа учеников 9 «Б» класса МОУ «Гимназия1»: МОУ «Гимназия1»: Стрельниковой Натальи,
Команда «LA VIE» г. Казань школа 89 Путешествие в XIX век IV этап IV этап « Вот пистолеты уж блеснули..»
Презентация по теме: "Дуэль Лермонтова с Мартыновым и Печорина с Грушницким"
От школьной медиации к гражданскому обществу. Медиация – это способ разрешения конфликтов и спорных вопросов между людьми (двумя, тремя или более) с помощью.
Научить учащихся мирным, цивилизованным путем разрешать возникающие конфликты, общаться с оппонентами, вести открытый диалог по проблемам «родители»-
«Враги! Давно ли друг от друга Их жажда крови отвела?» Дуэль Онегина и Ленского Цели: Понять: 1.Роль главы в композиции и сюжетной линии произведения.
Дуэль и дуэльный кодекс. Оглавление Что есть дуэль? Об оскорблении и праве оскорбленного О родах дуэли: О вызове О секундантах Оружие Порядок проведения.
Моя электронная библиотека Работа 6 «А». Дуэли Определение дуэли Дуэль – это поединок, происходящий по определенным правилам, сражение между двумя противниками.
«Вот пистолеты уж блеснули…» Команда «Три девицы», СОШ 93 Результаты анкетирования «Что мы знаем о дуэли?»
А.С. Пушкин. Автор презентации: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 181 г.Н. Новгорода А.А. Самченко.
Правила поведения в группе Автор: Каринина Е.А. ГБОУ ЦО 166 Москва 2012.
План урока Моральный выбор Свобода –это ответственность Моральные знания и практическое поведение личности Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Отношение автора к героям романа «Дубровский» (На примере Владимира Дубровского)
Отношение автора к героям романа «Дубровский» (На примере Владимира Дубровского) Урок литературы в 6 классе. Автор: учитель высшей категории МОУ «Средняя.
Цели: Виды конфликтов. Формула конфликта. Какие существуют модели поведения в конфликте? Из-за чего возникают конфликты? Роль эмоций в конфликтах. Что.
Одно из самых важных правил при решении любого рода конфликтов - это хорошее владение собой. Не поддаваться эмоциям, а, в первую очередь, сохраняя спокойствие,
Транксрипт:

Дуэль в романе «Евгений Онегин»

Введение. Дуэль (фр. duel < лат. duellum - «поединок», «борьба двух») - строго регламентированный так называемым дуэльным кодексом поединок между двумя людьми, цель которого - удовлетворить желание одного из дуэлянтов (вызывающего на дуэль) ответить за нанесенное ему или его честиоскорбление с соблюдением максимально честных и равных условий боя. Как правило, дуэли происходят только внутри отдельных общественных слоев, и зачастую ассоциируются с аристократией, хотя на самом деле не привязаны ни к одному из них.

В настоящее время дуэль запрещен законодательством подавляющего большинства государств мира.Предположительно первой дуэлью в России можно считать поединок, состоявшийся в 1666 году в Москве между двумя наемными иностранными офицерами - шотландцем Патриком Гордоном (впоследствии петровским генералом) и англичанином майором Монтгомери. Но в то время в среду русских этот обычай еще не проник. Тем не менее единичные прецеденты заставили царевну Софью в указе от 25 октября 1682 года, разрешившем всем служилым людям Московского государства носить личное оружие, оговорить запрет на поединки. Петр Великий, энергично насаждая в России европейские обычаи, поспешил предупредить распространение дуэлей жестокими законами против них.

Наиболее емким и точным нам представляется определение дуэли, данное русским военным писателем начала века П. А. Швейковским:«Поединок есть условленный бой между двумя лицами смертоносным оружием для удовлетворения поруганной чести, с соблюдением известных установленных обычаем условий относительно места, времени, оружия и вообще обстановки выполнения боя».

Из этого определения можно вычленить следующие основные признаки классической дуэли: 1. цель дуэли - удовлетворение поруганной чести (а не цирковое представление, не решение спора и не состязание в силе); 2. участников дуэли только двое (а не «стенка на стенку»), т. е. оскорбленный и его обидчик (отсюда само слово «дуэль»); 3. средство дуэли - смертоносное оружие 4. наличие установленных обычаем правил (условий) дуэли, обязательных к строгому соблюдению.

Дуэли в первой половине XIX века. Русский дворянин XVIII - начала XIX века жил и действовал под влиянием двух противоположных регуляторов общественного поведения. Как верноподданный, слуга государства, он подчинялся приказу. Психологическим стимулом подчинения был страх перед карой, настигающей ослушника. Но в то же время, как дворянин, человек сословия, которое одновременно было и социально господствующей корпорацией, и культурной элитой, он подчинялся законам чести. Психологическим стимулом подчинения здесь выступает стыд.

Идеал, который создает себе дворянская культура, подразумевает полное изгнание страха и утверждение чести как основного законодателя поведения. В этом смысле значение приобретают занятия, демонстрирующие бесстрашие. Так, например, если «регулярное государство» Петра I еще рассматривает поведение дворянина на войне как служение государственной пользе, а храбрость его - лишь как средство для достижения этой цели, то с позиций чести храбрость превращается в самоцель.

С этих позиций переживает известную реставрацию средневековая рыцарская этика. С подобной точки зрения (своеобразно отразившейся и в «Слове о полку Игореве», и в «Девгениевых деяниях») поведение рыцаря не измеряется поражением или победой, а имеет самодовлеющую ценность. Особенно ярко это проявляется в отношении к дуэли: опасность, сближение лицом к лицу со смертью становятся очищающими средствами, снимающими с человека оскорбление.

Сам оскорбленный должен решить (правильное решение свидетельствует о степени его владения законами чести): является ли бесчестие настолько незначительным, что для его снятия достаточно демонстрации бесстрашия - показа готовности к бою (примирение возможно после вызова и его принятия - принимая вызов, оскорбитель тем самым показывает, что считает противника равным себе и, следовательно, реабилитирует его честь) или знакового изображения боя (примирение происходит после обмена выстрелами или ударами шпаги без каких-либо кровавых намерений с какой-либо стороны). Если оскорбление было более серьезным, таким, которое должно быть смыто кровью, дуэль может закончиться первым ранением (чьим - не играет роли, поскольку честь восстанавливается не нанесением ущерба оскорбителю или местью ему, а фактом пролития крови, в том числе и своей собственной). Наконец, оскорбленный может квалифицировать оскорбление как смертельное, требующее для своего снятия гибели одного из участников ссоры.

Правила дуэли. В конце XVIII - первой половине XIX века, когда в Европе «дуэльная лихорадка» уже практически прекратилась, в России число дуэлей, напротив, возрастало, несмотря жестокое официальное наказание. Дрались повсюду: в столице и в провинции, на пикниках и в местах расположения полков, защищая честь свою и любимых дам, проливая кровь свою и чужую. Особенно много поединков было в армии. Бывало, устраивали немедленный «раздел» и выходили «в огород». Иногда, что больше было характерно для высшей знати, готовились к дуэли долго и серьезно, после мучительных размышлений приходя к выводу, что нет иного способа отстоять свою честь. Традиционно дуэль проводилась рано утром, в уединённом месте. В заранее оговорённое время участники должны были прибыть на место. Опоздание более минут не допускалось, если один из противников задерживался на большее время, прибывшая сторона получала право покинуть место, при этом опоздавший считался уклонившимся от дуэли, следовательно, обесчещенным.

По прибытии на место обеих сторон секунданты противников подтверждали готовность к дуэли. Распорядитель объявлял последнее предложение к дуэлянтам решить дело извинениями и миром. Если противники отвечали отказом, распорядитель объявлял вслух условия поединка. В дальнейшем до завершения дуэли никто из противников уже не мог вернуться к предложению о примирении. Принесение извинений перед барьером считалось признаком трусости.

В России типичной барьерной дистанцией были шагов (примерно 7-10 метров) или меньше, на такой дистанции хороший стрелок даже из неизвестного оружия промахивался редко. При подвижной дуэли в России почти всегда применяли нехарактерное для Западной Европы правило, согласно которому дуэлянт, стреляющий вторым, имел право потребовать, чтобы противник подошёл к барьеру, то есть, фактически, встал в качестве безоружной мишени, давая возможность сопернику подойти на минимальное расстояние, спокойно прицелиться и выстрелить (именно от этого правила происходит известное выражение: «К барьеру!»).

При дуэлях «пистолет ко лбу», «дуло в дуло» или «через платок», практически, избежать смерти одного или обоих дуэлянтов было нереально. Если в Европе обоюдный промах обычно завершал дуэль, и честь участников считалась на том восстановленной, то в России нередко принимались условия боя «до решительного результата», то есть до смерти одного из противников или до момента, когда один из них не потеряет сознание. Если оба соперника выстрелили и никто не был убит или ранен, оружие перезаряжалось и дуэль продолжалась.

Обидчик имел право стрелять в воздух (в сторону), если не желал подвергать противника опасности, но если он так поступал, то оскорблённый был вынужден стрелять на поражение - при обоюдном намеренном промахе дуэль считалась недействительной, поскольку ни один из участников не подвергся опасности. Считалось, что после дуэли противники, если оба они остались живы, должны стать друзьями, по крайней мере - поддерживать нормальные отношения. Вызывать без особых оснований того, с кем однажды уже дрался, считалось дурным тоном.

Секунданты. В идеале оскорблённый и оскорбитель до дуэли более не должны встречаться и, тем более, общаться между собой. Для того, чтобы провести приготовления к дуэли и договориться об её условиях, каждый из них приглашает одного или двух своих представителей - секундантов. Секундант выступает в двоякой роли: он обеспечивает организацию дуэли, отстаивая интересы своего подопечного, и является свидетелем происходящего, который своей честью гарантирует, что всё делается в соответствии с традициями и равенство участников нигде не нарушено.

Дуэльные кодексы рекомендовали выбирать секундантов из числа равных по положению людей, не являющихся заинтересованными в исходе дела и ничем не запятнавших свою честь. В соответствии с этими рекомендациями, секундантом нельзя было выбирать близкого родственника, своего или противника, а также одного из тех, кого непосредственно затрагивает нанесённое оскорбление. Дуэлянт должен был во всех подробностях изложить приглашённым секундантам все обстоятельства дела, причём приглашённый, считающий, что обстоятельства не являются достаточно основательными для поединка, имел право отказаться от роли секунданта, ничем не повредив своей чести. Секундантам давались инструкции относительно переговоров о дуэли, и они обязаны были действовать в пределах данных им полномочий. Здесь дуэлянт имел полное право разрешить секундантам действовать либо полностью по своему разумению (в том числе даже разрешить им давать согласие на примирение от своего имени), либо в пределах определённых границ, либо чётко держаться определённых требований. В последнем случае секунданты, фактически, превращались в курьеров, передающих требования доверителя и не имеющих право отступать от них.

В своих переговорах секунданты обсуждали возможность примирения и, если таковое оказывалось недостижимым, организацию дуэли, в первую очередь, те технические детали, которые не определял оскорблённый согласно тяжести оскорбления: вид дуэли (до первой крови, до серьёзного ранения, до смерти одного из участников и так далее), в движении или без, барьерное расстояние, очерёдность стрельбы и так далее. Основной задачей секундантов на этом этапе считалось договориться о таком порядке дуэли, при котором ни одна из сторон не имела бы явного преимущества. В том случае, если секундантам не удавалось договориться об условиях дуэли между собой, они могли совместно пригласить уважаемого человека выполнить функцию третейского судьи, и в таком случае решение этого приглашённого принималось обеими сторонами без возражений. Для дуэли из числа секундантов избирался распорядитель, которому принадлежала основная роль на месте дуэли. Обычно на дуэль приглашался также врач, для удостоверения тяжести ранений, констатации смерти и оказании безотлагательной помощи раненым.

Дуэль Онегина и Ленского. Дуэль Онегина и Ленского - самый трагичный и самый загадочный эпизод романа. Онегин - в лучшем случае "ученый малый, но педант", однако не хладнокровный убийца и бретер. В романе нет указаний на это. Владимир Ленский - наивный поэт и мечтатель, также не производит впечатления завзятого стрелка. Но трагичный финал нелепого события, пережитый героем романа как драма личного порядка, да, пожалуй, искреннее сожаление автора о гибели "юного поэта" заставляют более внимательно рассмотреть шестую главу романа. В связи с этим возникает два вопроса: во-первых, в чем причина столь странного и порой необъяснимого поведения Евгения Онегина перед дуэлью и во время ее и, во-вторых, почему герой романа, личность независимая и даже дерзкая, признает навязанное ему Зарецким поведение, теряет волю и становится куклой в руках безликого ритуала дуэли?

Еще раз напомним, что дуэль - это поединок, парный бой, происходящий по определенным правилам и имеющий целью снятие позорного пятна, оскорбления и восстановление чести. Строгость выполнения правил достигалась обращением к знатокам и арбитрам в вопросах чести. Эту роль в романе исполняет Зарецкий, "в дуэлях классик и педант", и, как видно из романа, ведет дело с большими упущениями. Точнее, он сознательно игнорировал все, что могло устранить кровавый исход. Ссору Онегина и Ленского вступает сила, которую уже нельзя повернуть вспять, - "общественного мнения". Носитель этой силы ненавистен Пушкину.

Зарецкий. Зарецкий, некогда буян, Картежной шайки атаман, Глава повес, трибун трактирный, Теперь же добрый и простой Отец семейства холостой, Надежный друг, помещик мирный И даже честный человек: Так исправляется наш век!

Зарецкий - опора и законодатель этого мира, охранитель его законов и свершитель приговоров. В каждом слове Пушкина о Зарецком звенит ненависть, и мы не можем не разделять ее. При первом посещении Онегина для передачи вызова он и не подумал обсудить возможность примирения. А это было прямой обязанностью секунданта. Далее, непосредственно перед поединком он опять ничего не предпринимает, хотя всем, кроме восемнадцатилетнего Ленского, ясно, что никакой кровавой обиды не существует.

Вместо этого он "встал без объяснений... Имея дома много дел". Далее было еще как минимум две причины остановки или вообще прекращения дуэли. Во-первых, Онегин опаздывает более чем на час. В этом случае, согласно дуэльному кодексу, противник объявляется неявившимся. Во всяком случае, в "Герое нашего времени" Печорин абсолютно точно приходит к месту дуэли, устраняя малейший повод для ее отмены. Во-вторых, в качестве секунданта Онегин приводит своего лакея, француза Гильо, мотивируя тем, что тот по крайней мере "честный малый", а это было уже явным и недвусмысленным оскорблением Зарецкого. Ведь секунданты должны были быть равны, то есть оба должны иметь дворянское звание. Итак, Зарецкий развел противников на 32 шага, поставив барьеры на "благородном расстоянии", видимо шагов десять, а то и меньше, и не оговорил в условиях дуэли остановку противников после первого выстрела. Таким образом, наш знаток дуэльной этики ведет себя не столько как сторонник строгих правил дуэльного искусства, а как лицо, крайне заинтересованное в скандальном, шумном, а применительно к дуэли - смертельном исходе.

Правила дуэли нарушают и Зарецкий, и Онегин. Первый - потому что видит в ней возможность приобрести скандальную известность, второй - чтобы продемонстрировать презрение к истории, в которую он попал против собственной воли и в серьезность которой не верит. Все поведение Онегина на поединке свидетельствует о том, что автор хотел его сделать убийцей поневоле. И для Пушкина, и для его современников, знакомых с дуэлью не понаслышке, было очевидно, что тот, кто желает противнику гибели, не стреляет с ходу, под дулом чужого пистолета с дальней дистанции. Однако почему же Онегин стрелял в Ленского, а не мимо?

??? Думаю, что едва ли мог способствовать примирению демонстративный выстрел в воздух или в сторону. Скорее это было бы расценено как оскорбление. И потом, известно, что в случае безрезультативной дуэли она перестреливалась до получения первой раны или гибели одного из дуэлянтов. Дуэль в онегинскую эпоху имела строгий ритуал. Люди, участвующие в ней, давали некое представление. Они действовали не по своей воле, подчиняясь установленным правилам. Так случилось, что общество, которое презирал Онегин, все-таки употребило его. Оно оказалось властно над его поступками и душой. Онегин боится показаться смешным, стать темой провинциальных сплетен. Таким образом, его поведение определяется колебаниями между естественными движениями его души, его человеческими чувствами к Ленскому и страхом прослыть шутом и трусом, нарушив условные нормы поведения у барьера.

Ленский убит. Пушкин грустно иронизирует над этим в стихах, сгущая до предела элегические штампы:...Младой певец Нашел безвременный конец! Дохнула буря, цвет прекрасный Увял на утренней заре, Потух огонь на алтаре!..