Рекомендации по составлению рабочей программы учителя физики Шафаревская Н.А., методист ЦПКИМР учебный год
Методическое письмо Инструктивно-методическое письмо ИДППО от 28 июня 2010года 103/3073 «О преподавании учебного предмета «Физика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в учебном году»
Примерные программы по предмету Составлены на основе ФК Конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта Дают примерное распределение учебных часов по разделам курса Рекомендуют последовательность изучения тем и разделов Являются ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников Используются учителем при составлении тематического планирования
Примерный учебный план для универсального обучения(непрофильное обучение) Учебные предметы Число недельных учебных часов за два года обучения I. Федеральный компонент физика2 II.Региональный (национально-региональный) компонент По усмотрению Субъекта Федерации 315 минут (10% учебного времени) III.Компонент образовательного учреждения Элективные учебные предметы, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность
Федеральный базисный учебный план Разработан на основе ФК и является основой для разработки региональных учебных планов и учебных планов ОУ Основное общее образование Годовое распределение часов Ориентирован на 35 учебных недель Продолжительность урока – 45 мин. Устанавливает соотношение между ФК, РК и компонентом ОУ
В соответствии со статьей 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)». 6
Реализация ОБУП При разработке рабочей программы необходимо опираться на письмо Министерства образования и науки Челябинской области от г. 103/3404 «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области»
Рекомендации к составлению рабочей программы 1.Титульный лист 2.Пояснительная записка 2.1 наименование примерной программы (с указанием реквизитов документов, которые её рекомендуют), на основе, которой разработана рабочая программа; 2.2 обоснование выбора системы обучения и (или) различных учебно-методических комплексов для реализации рабочей программы (анализ образовательных потребностей учащихся и их родителей (законных представителей); наличие учебно-методического, кадрового, материально-технического, информационного обеспечения; миссия образовательного учреждения и пр.);
Рекомендации к составлению рабочей программы Пояснительная записка 2.3 обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы, а также обоснование выделения на данные темы учебных часов в объеме, определенном календарно-тематическим планом; 2.4 обоснование тематики содержания учебной программы в части реализации национально-регионального компонента.
Рекомендации к составлению рабочей программы Рекомендуется в рабочей программе на каждый класс указать перечень элементов содержания формируемых в данной параллели. В календарно-тематическом планировании перед темой указать перечень элементов содержания образования, которые должны быть сформированы при изучении данного раздела, а в конце привести требования к уровню освоения (знать, уметь, использовать). Также необходимо указать темы повторительно- обобщающих уроков. Учитывая практическую направленность предмета в планировании необходимо отразить демонстрации, лабораторные работы и опыты, проводимые на уроке. /Инструктивно-методического письма ИДППО от 28 июня 2010г. «О преподавании учебного предмета «Физика» в учебном году/
Учебно-тематический план должен включать: название темы; время, отводимое программой на ее изучение; учебно-воспитательные задачи, которые необходимо решать учителю в процессе ее преподавания; элементы содержания образования, которые должны быть сформированы при изучении данной темы; демонстрации, лабораторные работы и опыты; виды и формы контроля результатов обучения; требования к уровню освоения (знать, уметь, использовать).
Календарно-тематический план должен включать: дату проведения урока; номер урока (в общей нумерации уроков и номер урока в данной теме); тему урока; форму учебного занятия (лекция, семинар, практикум, зачет и др.) или тип урока (уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся); демонстрации, лабораторные работы и опыты; (ЦОР); виды и формы контроля результатов обучения; НРК (тему, время отводимое на изучения РК в уроке) ; дифференцированное домашнее задание; темы повторения или коррекционной работы.
Рекомендации к составлению рабочей программы 4.Переченькомпонентов учебно- методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы (базовый учебник, дополнительная литература для учителя и учащихся, перечень Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников, перечень обучающих, справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе).
Рекомендации к составлению рабочей программы 5.Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу. 6. Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся. 7.Приложения (список литературы для подготовки и проведения учебных занятий, контрольно- измерительные материалы и др.).
Рекомендации к составлению рабочей программы Одно из требований к структуре рабочей программы – наличие аннотированных списков литературы для учителя и для ученика. Если в качестве информационных источников предполагается использование каких-либо цифровых образовательных ресурсов, их данные тоже должны быть указаны в списке литературы. Список составляется в соответствии с ГОСТ 7.1.– 2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». (
Примерная учебная программа («министерская») Вариативная учебная программа («авторская») (1) Рабочая учебная программа («школьная») ( 2) Рабочая учебная программа («школьная») Соотношение учебных программ 16
Нормативные документы Федеральный компонент образовательного стандарта Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы Примерные программы Областной базисный учебный план Методические письма о преподавании предмета Федеральный перечень учебников, допущенных (рекомендованных) к использованию в образовательных учреждениях
Государственный стандарт включает: Федеральный компонент Региональный (национально- региональный) компонент Компонент образовательного учреждения
Цели изучения учебного предмета Федерального компонента государственного стандарта общего образования по физике Требования к уровню подготовки выпускников Образовательные стандарты по учебному предмету
Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения предмета на данном уровне ученик должен знать/понимать уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни