Формирование универсальных учебных действий на уроках в основной школе на примере курса географии Родыгина О.А.
Универсальные учебные действия В.П. Вахтеров. «Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать и кто умеет добывать эти знания». В.П. Вахтеров. Умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Совокупность способов действия, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих школьнику способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Универсальные учебные действия Взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию; Оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; Организовывать свою жизнь в соответствии с общественно значимыми представлениями; Вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью ИКТ; Организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; Ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средства формирования универсальных учебных действий Предметное содержание 1 Образовательные технологии деятельностного типа 2 Продуктивные задания 3
Учебное содержание курса «География России» Учебное содержание курса «География России» Осознание роли географии в комплексном изучении России и её устойчивого развития. «География – ключ к комплексному познанию России!» Освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве России и её регионов «Знание – сила!» Использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения. «В умении – уверенность!» Использование карт как информационных, образно- знаковых моделей действительности. «Карта – альфа и омега географического познания!» Понимание смысла собственной деятельности и сформированных личностных качеств. «Триумф личностного развития!»
I.География России: из прошлого в будущее. II.Географическое положение и пространства России. III.«Природа – население – хозяйство» – проблема устойчивого развития. IV.Природа России. V.Географические системы. VI.Природно-хозяйственные зональные и азональные системы. VII.Население России: сколько нас? Какие мы? VIII.Хозяйство России. IX.Географические районы России. X.Россия на пороге всеобщей глобализации.
Образовательные технологии Проектная технология. Решение жизненных задач Проблемно диалогическая технология Технология продуктивного чтения Технология оценки учебных успехов
Продуктивные задания Задания в учебниках географии ОС «Школа 2100» Один из выдающихся ученых древности Страбон полагал, что земли, лежащие в Заполярье, вообще бесполезны. Согласны ли вы с этим утверждением? Свой ответ аргументируйте. (География 8 класс). В чем преимущества и недостатки жизни в крупных городах? Одинаково ли они оцениваются молодыми и пожилыми людьми? (География 8 класс).
§ 1. Зачем необходимо изучать географию своей Родины. Умение объяснять значение географической науки в развитии России. Необходимый уровень: «Митрофан. Да что такое? Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу. Г-жа Простакова (Правдину). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он ее и расскажет. Правдин. Описание земли. Г-жа Простакова (Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай? Стародум. На первый случай годилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь. Г-жа Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это-таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, – свезут, куда изволишь». Д.И. Фонвизин «Недоросль». Почему именно в России необходимо изучать географию? Приведите не менее трех аргументов.
Универсальные учебные действия определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащихся; создают возможность обучения в зоне ближайшего развития учащегося; способствуют достижению высокой успешности в усвоении учебного содержания; создают предпосылки для перехода к самообразованию; обеспечивают формирование осознанности и критичности учебных действий.