Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Литература.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ФГОС (литература). Общая характеристика программы Примерная программа по литературе для основной школы составлена на основе Фундаментального.
Advertisements

Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Литература ст. преподаватель кафедры ФО Сверкунова Е. В.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Литература ст. преподаватель кафедры ФО Сверкунова Е. В.
Предмет «Литература» в свете Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ: «РУССКИЙ ЯЗЫК», «ЛИТЕРАТУРА» Новые образовательные стандарты второго поколения.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ФГОС (РУССКИЙ ЯЗЫК). Общая характеристика программы Примерная программа по русскому языку для основной школы составлена на основе.
От образовательной программы школы к рабочей программе педагога МАОУ «СОШ 13» Семинар «ФГОС основного образования» Сентябрь 2015 года.
Новые требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования С 1 января 2010 года в действие вступил федеральный государственный.
Основная образовательная программа I ступени как объект стандартизации общего образования.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ООО РМО учителей биологии и химии Школа молодого педагога Октябрь 2013.
Основные образовательные программы основного Основные образовательные программы основного общего образования.
Требования к разработке рабочих программ по предмету.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.
Апрель 2011 год ГОУ СОШ 183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга Скрыльникова Е.С., зам. директора по УВР.
1 ФГОС НОО Содержание Примерной основной образовательной программы НОО.
Раньше 2-х компонентный состав Обязательный минимум содержания Требования к уровню подготовки выпускников Теперь 3 группы требований К структуре основных.
1 Закон РФ «Об образовании» Ст.9 Образовательная программа Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности.
Основная образовательная программа основного общего образования.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Транксрипт:

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Литература

2 Примерная основная образовательная программа (ООП) ФГОС ООО Основная образовательная программа ООО, утвержденная ФГОС, разрабатывается на федеральном уровне и служит основой для разработки основной образовательной программы школы. Примерная основная образовательная программа ООО носит рекомендательный характер. Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.

3 Содержательный раздел должен определять общее содержание основного общего образования и включать образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе: программу развития универсальных учебных действий на ступени ООО, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования ИКТ, учебно-исследовательской и проектной деятельности; программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных; программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы 3

4 Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать: пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; содержание учебного предмета, курса; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; планируемые результаты изучения учебного предмета, курса. 4

5 Место курса «Литература» в базисном учебном плане ФГОС часов Федеральный БУП отводит 385 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования. В 5-8 классах выделяется по 70 часов, в IX классе – 105 часов. Примерная программа рассчитана на 319 учебных часов, предусмотренный резерв свободного учебного времени составляет 66 учебных часов (или 17%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. ФГОС Федеральный БУП (вариант 1) предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 455 часов, в том числе: в 5 классе 105 ч, в 6 классе 105 ч, в 7 классе 70 ч, в 8 классе 70 ч, в 9 классе 105 ч. Примерная программа по литературе для основного общего образования отражает инвариантную часть и рассчитана на 400 ч. Вариативная часть программы составляет 55 ч (12% времени от общего количества часов, предусмотренных в базисном учебном плане) и формируется авторами рабочих программ.

6 Примерная (базисная) программа по литературе Примерная (базисная) программа не является рабочей, то есть не может использоваться в практической деятельности учителя, поскольку не содержит распределения учебного материала по годам обучения и отдельным темам. Программа служит ориентиром для разработчиков авторских учебных программ. Учитель может выбрать любую программу обучения, любые учебники и дидактические материалы из списка, составленного ОУ на основе федерального перечня. Учитель может сам стать автором программы, в этом случае целесообразно познакомиться с Примерной программой по литературе, которая определяет возможные пути раскрытия требований стандарта.

7 Разделы примерной программы «Пояснительная записка» (особенности каждого раздела программы, преемственность ее содержания с важнейшими нормативными документами и содержанием программы для начального образования; дается общая характеристика курса литературы, его места в базисном учебном плане. Особое внимание уделяется целям изучения курса литературы, его вкладу в решение основных педагогических задач в системе основного общего образования, а также раскрытию результатов освоения обучаемые программы по литературе на ступени основного общего образования). «Основное содержание» (перечень изучаемого содержания, объединенного в содержательные блоки, список образовательных экскурсий). «Примерное тематическое планирование» (примерный перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, представлена характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)). «Рекомендации по оснащению учебного процесса» (характеристика средств обучения и учебного оборудования, обеспечивающих результативность преподавания литературы в современной школе). Ср.: Примерная программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников (ФГОС-2004)

8 Вклад предмета «Литература» в достижение целей основного общего образования (ФГОС – 2010) Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями. Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально).

9 Общая характеристика учебного предмета (ФГОС – 2004) Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Вклад предмета «Литература» в достижение целей основного общего образования (ФГОС – 2010) Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Специфика литературы определяется тем, что она представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство. Курс литературы в 58 классах строится на основе сочетания концентрического, историко- хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература литература XVIII в. литература п.п. XIX в.), который продолжается в 1011 классах (литература второй половины XIX в. литература XX в. современная литература).

10 Цели изучения литературы Стандарт 2004 года воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся; освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко- литературных сведений и теоретико- литературных понятий; овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания Стандарт 2010 года формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, и создание собственного текста; овладение важнейшими общеучебными умениями и УУД (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать информацию); использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

11 В примерной программе представлены следующие разделы: 1. Устное народное творчество. 2. Древнерусская литература. 3. Русская литература XVIII в. 4. Русская литература первой половины XIX в. 5. Русская литература второй половины XIX в. 6. Русская литература первой половины XX в. 7. Русская литература второй половины XX в. 8. Литература народов России. 9. Зарубежная литература. 10. Обзоры. 11. Сведения по теории и истории литературы. 12. Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования.

12 Ожидаемые итоговые результаты обучения русскому языку Личностные результаты Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, ресурсы сети «Интернет» и др.).

13 Метапредметные результаты Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно- следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности

14 Предметные результаты обучения В познавательной сфере Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIXXX вв., литературы народов России и зарубежной литературы Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа) Владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения

15 Предметные результаты обучения В ценностно-ориентационной сфере Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно- нравственными ценностями других народов Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка Собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений Понимание авторской позиции и свое отношение к ней

16 Предметные результаты обучения В коммуникативной сфере Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы

17 Предметные результаты обучения В эстетической сфере Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений