Институт развития образования Ивановской области
Тихонова Надежда Михайловна, ст. преподаватель РЦИТО Параметры сравнения Количество участников Справились с заданиями Минимальный балл 93% 36 96% 41 Средний балл59,1565,05 Количество 100-бальников1нет Количество поданных апелляций18(3%)11(1,7%) Количество удовлетворенных апелляций 22
2009 г.2010 г. Тема Кол-во заданий % от общего числа заданий Кол-во заданий % от общего числа заданий 1Информация и ее кодирование Алгоритмизация и программирование Основы логики5165 4Моделирование и компьютерный эксперимент Программные средства информационных и коммуникационных технологий Технология обработки графической и звуковой информации Технология обработки информации в электронных таблицах Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных0013 9Телекоммуникационные технологии Технологии программирования2626 Итого32 Распределения заданий по разделам курса Тихонова Надежда Михайловна, ст. преподаватель РЦИТО
Выполнение заданий уровня А ( 2010 г.) Тихонова Надежда Михайловна, ст. преподаватель РЦИТО
Выполнение заданий уровня В (2010 г.) Тихонова Надежда Михайловна, ст. преподаватель РЦИТО
Анализ выполнение заданий уровня С (2010 г.) С1 ( 65%) – анализ имеющегося текста программы и её доработка; С2 ( 29%) – составление алгоритма обработки одномерного числового массива; С3 ( 40%) – построение дерева игры, нахождение и доказательство выигрышной стратегии; С4 ( 5%) – разработка программы для обработки строк 1 балл 2 балла 3 балла Тихонова Надежда Михайловна, ст. преподаватель РЦИТО
Рейтинг сложности заданий ЗаданиеРаздел курса информатики С4Технологии программирования А6Алгоритмизация и программирование А18Алгоритмизация и программирование А2Информация и ее кодирование С3Алгоритмизация и программирование ЗаданиеРаздел курса информатики С4 Технологии программирования В4Основы логики В10Основы работы в сети интернет С2 Алгоритмизация и программирование А18 Алгоритмизация и программирование Тихонова Надежда Михайловна, ст. преподаватель РЦИТО
Из анализа выполнения ЕГЭ самыми сложными для учащихся оказались задания : А2 - измерение информации А18 - работа с исполнителем РОБОТ В1 – определение количества сигналов, которые можно передать сигнальными флагами В4 - решение логического уравнения от пяти логических переменных В7 – определение времени скачивания файла при условии ретрансляции данных В10 - определение количества страниц, которые будут найдены в результате запроса к поисковому серверу Тихонова Надежда Михайловна, ст. преподаватель РЦИТО
Задание A2. В некоторой стране автомобильный номер состоит из 7 символов. В качестве символов используют 18 различных букв и десятичные цифры в любом порядке. Каждый такой номер в компьютерной программе записывается минимально возможным и одинаковым целым количеством байтов, при этом используют посимвольное кодирование и все символы кодируются одинаковым и минимально возможным количеством битов. Определите объем памяти, отводимый этой программой для записи 60 номеров. Решение: Мощность алфавита равна = 28 символов Минимальное количество бит для кодирования одного символа: 2 5 = 32 >28, следовательно достаточно 5 бит Количество информации при кодировании одного номера 7 * 5 бит = 35 бит Минимальное количество байт для кодирования одного номера равно 5 5 * 8 = 40 > 35 Объем памяти, необходимый для записи 60 номеров: 60 * 5 = 300 (байт) Ответ: 2 Тихонова Надежда Михайловна, ст. преподаватель РЦИТО
Задача A18. Система команд исполнителя РОБОТ, «живущего» в прямоугольном лабиринте на клетчатой плоскости: вверхвнизвлевовправо При выполнении этих команд РОБОТ перемещается на одну клетку соответственно: вверх, вниз, влево, вправо. Четыре команды проверяют истинность условия отсутствия стены у той клетки, где находится РОБОТ: сверху свободно снизу свободно слева свободно справа свободно Цикл ПОКА команда выполняется, пока условие истинно, иначе происходит переход на следующую строку. Если РОБОТ начнет движение в сторону стены, то он разрушится и программа прервется. Сколько клеток лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную программу, РОБОТ уцелеет и остановится в той же клетке, с которой он начал движение? НАЧАЛО ПОКА вправо ПОКА вниз ПОКА влево ПОКА вверх КОНЕЦ ABCDEF Тихонова Надежда Михайловна, ст. преподаватель РЦИТО
Решение: Метод решения подобных задач можно найти на сайте Во многих пособиях указан метод решения таких задач – перебор. Однако в том, чтобы рассматривать все 36 клеток, нет необходимости. Достаточно заметить, что в случае удачного исполнения программы последняя команда вверх выполняется ПОКА, то есть последняя клетка должна иметь стену слева. А это по условию будет одновременно первая клетка, с которой начинает движение РОБОТ. Тихонова Надежда Михайловна, ст. преподаватель РЦИТО Следовательно, нам нужно рассмотреть только те клетки, которые имеют стену слева. Таких клеток в нашем случае всего 3: B4, C1, C5. Если РОБОТ начинает движение из клеток C1 и C5, то он разрушается. В случае начала движения из клетки B4 РОБОТ вернется в исходную клетку. То есть условию удовлетворяет только одна клетка. Ответ: ABCDEF
Задание B1. Некоторое сигнальное устройство за одну секунду передает один из трех сигналов. Сколько различных сообщений длиной в четыре секунды можно передать при помощи этого устройства? Решение: В каждую секунду имеется три варианта сигналов. Таким образом, всего будет вариантов различных сообщений: = 3 4 = 81. Ответ: 81 Тихонова Надежда Михайловна, ст. преподаватель РЦИТО
Задание B4. Сколько различных решений имеет уравнение J ¬K L ¬M (N ¬N) = 0 где J, K, L, M, N – логические переменные? В ответе не нужно перечислять все различные наборы значений J, K, L, M и N, при которых выполнено данное равенство. В качестве ответа Вам нужно указать количество таких наборов. Решение: Поскольку (N ¬N) = 1, перепишем наше уравнение в следующем виде: J ¬K L ¬M = 0; Конъюнкция ложна, когда хотя бы одна из переменных ложна. Имеем 4 переменных, это даёт всего 2 4 = 16 вариантов (наборов) переменных. Из 16 вариантов переменных только один вариант даёт 1, когда J = 1, K = 1, L = 1, M = 1, а в остальных 15 вариантах – 0, независимо от N (2 варианта 1 или 0, N N = 1). Получим 15 вариантов при N = 0 и 15 вариантов при N = 1. Итого 30 наборов. Ответ: 30 Тихонова Надежда Михайловна, ст. преподаватель РЦИТО
Задание B7. У Васи есть доступ к Интернет по высокоскоростному одностороннему радиоканалу, обеспечивающему скорость получения им информации 256 Кбит в секунду. У Пети нет скоростного доступа в Интернет, но есть возможность получать информацию от Васи по низкоскоростному телефонному каналу со средней скоростью 32 Кбит в секунду. Петя договорился с Васей, что тот будет скачивать для него данные объемом 5 Мбайт по высокоскоростному каналу и ретранслировать их Пете по низкоскоростному каналу. Компьютер Васи может начать ретрансляцию данных не раньше, чем им будут получены первые 512 Кбайт этих данных. Каков минимально возможный промежуток времени (в секундах), с момента начала скачивания Васей данных, до полного их получения Петей? В ответе укажите только число, слово «секунд» или букву «с» добавлять не нужно. Решение: 5Мбайт = 5120 Кбайт = Кбит. Время закачки Васей до ретрансляции Пете – : 256 = 16с. Время скачивания Петей от Васи – 40960:32 = 1280с Время по вопросу задачи 1280 с + 16 с = 1296 с. Ответ: 1296 Тихонова Надежда Михайловна, ст. преподаватель РЦИТО
Задание B10. В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Расположите номера запросов в порядке возрастания количества страниц, которые найдет поисковый сервер по каждому запросу. Для обозначения логической операции "ИЛИ" в запросе используется символ |, а для логической операции "И" - &. Запрос 1канарейки | щеглы | содержание 2канарейки & содержание 3канарейки & щеглы & содержание 4разведение & содержание & канарейки & щеглы Решение: Пусть X – множество web-страниц, содержащих слово «канарейки». Y - множество web-страниц, содержащих слово «щеглы», Z - множество web-страниц, содержащих слово «содержание» и P - множество web-страниц, содержащих слово «разведение». Тогда первому запросу X | Y | Z, будет соответствовать объединение этих трёх множеств, второму запросу X & Z – пересечение двух множеств, третьему запросу X & Y & Z – пересечение трёх множеств, четвёртому запросу P & Z & X & Y – пересечение всех четырёх множеств. Из теории множеств известно, что самую большую мощность будет иметь объединение множеств (запрос 1), а наименьшую мощность будет иметь пересечение 4-х множеств (запрос 4), затем будут идти в порядке возрастания пересечение 3-х (запрос 3) и пересечение 2-х множеств (запрос 2). Таким образом, номера запросов в порядке возрастания количества страниц запишутся так: 4321 Ответ: 4321 Тихонова Надежда Михайловна, ст. преподаватель РЦИТО
Задание А14 Для кодирования фона web-страницы используется атрибут, где в кавычках задаются шестнадцатеричные значения интенсивности цветовых компонент в 24-битной RGB модели. Укажите цвет страницы, заданной тегом 1) Жёлтый2) серый3) фиолетовый4) белый Решение Принцип кодирования RGB : - R - красный, G -Зелёный, B – синий. На код каждого цвета отводится 2 байта и FF – наибольшая яркость. Если все три пары байтов, кодирующих основные цвета равны или мало отличаются друг от друга, то это код серого цвета той или иной насыщенности. Если старший байт в коде данного цвета =0 или
Дан целочисленный массив из 20 элементов. Элементы массива могут принимать значения от 0 до 100. Опишите на русском языке или на одном из языков программирования алгоритм, который позволяет подсчитать и вывести среднее арифметическое элементов массива, имеющих чётное значение. Исходные данные объявлены. Запрещается использовать не объявленные переменные, но разрешается не использовать часть из них Задача С2 Решение Тихонова Надежда Михайловна, ст. преподаватель РЦИТО
Задача С3 Два игрока играют в «крестики-нолики» на клетчатом поле (6*6), на котором изображены четыре крестика и шесть ноликов. Игроки ходят по очереди. Каждый из них может утроить количество ноликов, или удвоить количество крестиков, или одновременно увеличить количество крестиков и ноликов на игровом поле на 2. Игрок, который вынужден поставить символ (крестик или нолик) в последнюю незаполненную клетку игрового поля проигрывает. Кто выигрывает при безошибочной игре обоих игроков: игрок, делающий первый ход, или игрок, делающий второй ход? Каким должен быть первый ход выигрывающего игрока? Ответ обоснуйте. Тихонова Надежда Михайловна, ст. преподаватель РЦИТО Выигрывает игрок, делающий первый ход
ТемаЧасть 1Часть 2Часть 3 Итого заданий Измерение информации19, 17 3 Системы счисления 13 1 Основы логики2 1 Моделирование4 1 Кодирование5 1 Файловая система6 1 Алгоритмы и исполнители810, 11,16, Текстовый редактор Электронные таблицы Базы данных 12 1 Основы работы в сети Интернет 19, 20 2 Итого заданий Распределение заданий демонстрационного варианта 2011 г. по темам курса информатики Тихонова Надежда Михайловна, ст. преподаватель РЦИТО
1) Следует обратить особое внимание на выявленные в 2011г. Слабые места в подготовке выпускников: знание теоретического материала по темам: «Методы измерения количества информации»; «Поиск информации в Интернете»; « Алгоритмы и исполнители»; «Телекоммуникационные технологии». 2) При наличии достаточного количества часов на изучение предмета следует обратить внимание на возможность получения учащимися опыта самостоятельного программирования. 3) Важно научить учащихся пользоваться двоичными логарифмами для расчётов и определения объёма информации. 4) Научить учащихся доказывать формулируемые тезисы (С3). Тихонова Надежда Михайловна, ст. преподаватель РЦИТО
ФИПИФедеральный институт педагогических измерений ФИПИ Федеральный институт педагогических измерений Тихонова Надежда Михайловна, ст. преподаватель РЦИТО
Портал информационной поддержки ЭГЭ Портал информационной поддержки ЭГЭ Тихонова Надежда Михайловна, ст. преподаватель РЦИТО
Сайт информационной поддержки ЕГЭ в компьютерной форме Тихонова Надежда Михайловна, ст. преподаватель РЦИТО
ЕГЭ ИНФО все о ЕГЭ Тихонова Надежда Михайловна, ст. преподаватель РЦИТО
Учеба.RU Тихонова Надежда Михайловна, ст. преподаватель РЦИТО
Информационно-образовательный портал для учителя информатики и ИКТ Федеральный центр тестирования Сеть творческих учителей Образовательные ресурсы Интернет - Информатика Информационно-образовательный портал для учителя информатики и ИКТ Федеральный центр тестирования Всероссийский интернет-педсовет Сеть творческих учителей Образовательные ресурсы Интернет - Информатика Тихонова Надежда Михайловна, ст. преподаватель РЦИТО