Проблемы подготовки специалистов для электронного образования: зарубежный и отечественный опыт М.А. Татаринова, к.п.н., Зав. кафедрой прикладной информатики в образовании МЭСИ Smart E-Learning Россия 8-9 июня 2011 Москва Институт Компьютерных Технологий
Web 2.0 Новые виды ресурсов Новые типы взаимодействия Новые группы пользователей Smart E-Learning Россия 8-9 июня 2011 Москва
Современное состояние в России и за рубежом Популярность Blended Learning Перенос семинаров и лабораторных работ в сеть -->эффективное использование аудиторного времени --> Использование синхронной трансляции лекций онлайн или в записи (Youtube) Виртуальные старшие школы и ресурсные центры => доступ для учащихся из удаленных регионов
Целевая аудитория Россия – традиционные университеты, традиционные студенты, программы ДО За рубежом – своя целевая аудитория для учреждений открытого и ДО: Люди из удаленных регионов Матери в декретном отпуске Студенты, нуждающиеся в 1-2 курсах Повышение квалификации без отрыва от производства Выход на конкурентоспособный уровень (кол-во абитуриентов, разнообразие программ)
Почему ДО за рубежом? -> сокращение затрат (ДО дешевле) -> удобство -> качество -> потребность: восполнить пробел в программе (1-2 курса) обучение в сообществе обучающихся Россия….????????????
Информационно-образовательная среда Проектирование модели ИОС (УМК) Учебный процесс Деятельность учителя Модель системы обучения Модель системы обучения Деятельность учащихся Система обучения Размещение модели УМК ДО в оболочке Экспертиза компонентов УМК Smart E-Learning Россия 8-9 июня 2011 Москва
ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ в ИОС Проектирование Учебный процесс Автор курса Педагог-дизайнер УчительКоординатор Системный администратор Smart E-Learning Россия 8-9 июня 2011 Москва
Объекты профессиональной деятельности Виды деятельности (процессы) на основе педагогических и информационных технологий Учебное содержание Преподаватель Обучающиеся Обучающийся
П рофессиональные компетенции в области: Педагогики Права Информационных технологий и систем Психологии и психофизиологии Эргономики Основ экономики и маркетинга Социологии Межкультурной коммуникации Информационной безопасности Оценки качества образовательной деятельности Smart E-Learning Россия 8-9 июня 2011 Москва
Треугольник знаний Педагогика ОрганизацияТехнологии Smart E-Learning Россия 8-9 июня 2011 Москва
IT – специалисты в образовании Профессионал в области дистанционного обучения Педагогический проектировщик (дизайнер) Сетевой преподаватель Педагог-куратор Методист сетевого обучения Smart E-Learning Россия 8-9 июня 2011 Москва
Направления подготовки специалиста Педагогическое проектирование Дистанционное обучение Информационные технологии в образовании Smart E-Learning Россия 8-9 июня 2011 Москва
Подготовка ИКТ-компетентных специалистов в области ИКТ в образовании в России Программы дополнительного образования (МГУ, ЯГУ Университет Дружбы народов, МПГУ, ИГУМО, ОГУ и др.) Программы повышения квалификации (Институты и центры повышения квалификации, например АПКРО, ФИРО и др.) Профессиональные сетевые сообщества (Российский общеобразовательный портал, Всероссийский Интернет- педсовет, Сеть творческих учителей, Омский образовательный портал, Пермский городской портал, Сетевое сообщество учителей ИЯ др.) Программы высшего профессионального образования???? Дистанционно? Smart E-Learning Россия 8-9 июня 2011 Москва
Подготовка IT-компетентных специалистов в области ИКТ в образовании и дистанционного обучения за рубежом- дистанционно Программы Пост-бакалавриат, магистратура и докторантура в ДО, Пост-бакалавриат по ИКТ в образовании, педагогическому дизайну – (Университет Атабаска, Канада ) Магистратура по Инновационным образовательным технологиям, Докторантура по Электронному обучению - (Университет Лайсестер, Великобритания) Курсы повышения квалификации профессионалов в области пед. дизайна (образование + ИКТ) – (Открытый университет Каталонии, Испания ) Smart E-Learning Россия 8-9 июня 2011 Москва
Прикладная информатика в образовании. Дистанционное обучение. Магистратура -Современные педагогические технологии -Основы дистанционного обучения -Информационные обучающие системы -Правовые основы электронного образования -Технологии организации и управления учебной деятельностью -Проектирование электронных образовательных ресурсов -Психология педагогического сетевого общения -Информационная безопасность электронного образования Smart E-Learning Россия 8-9 июня 2011 Москва
Компетенции: Анализ, оценка и прогнозирование основных тенденция использования ИКТ в образовании; Анализ, оценка, проектирование, разработка, реализация, оценка эффективности систем дистанционного обучения с точки зрения педагогики, технологии и организации; Применение основ эффективного сетевого педагогического общения для решения задач обучения и воспитания в дистанционном обучении; Изучение, анализ, классификация и отбор информационных технологий и тенденций их развития для решения прикладных задач дистанционного обучения; Анализ, систематизация, отбор и проектирование электронно-образовательных ресурсов для дистанционного обучения; Анализ, систематизация, отбор и проектирование технологий организации и управления учебной деятельности в дистанционном обучении; Применение основных правовых норм для эффективного проектирования и организации систем дистанционного обучения; Анализ современных угроз и рисков, применение способов обеспечение информационной безопасности дистанционного обучения концептуально- педагогическими, организационно-техническими и нормативно-правовыми мерами.
Прикладная информатика в образовании (бакалавриат) Педагогика История педагогики и образования Теория и методика обучения и воспитания Информационные ресурсы в обучении Актуальные проблемы современного образования ИКТ в образовании Информационные системы в образовании Основы педагогического общения Управление образовательными системами Образовательное право Методы оценки качества образовательных систем
Компетенции: КП-1 - способен классифицировать, оценивать, проектировать, разрабатывать и использовать информационные технологии, ресурсы и системы для целей образования, обучения и воспитания в разных формах получения образования на различных уровнях образования применительно к разнообразным образовательным областям; КП-2 - способен анализировать и применять основные концепции, принципы, закономерности, методы и формы обучения и воспитания при построении педагогического процесса на основе современных информационных и коммуникационных технологий; КП-3 - способен организовать и управлять, осуществлять мониторинг качества учебного процесса в современной информационно-образовательной среде.
Литература Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева; Под ред. Е.С. Полат. - М.: «Академия», Педагогические технологии дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: «Академия», Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений М.Ю. Бухаркина. - М.: / Е.С. Полат, «Академия», Дистанционное обучение в профильной школе / Е.С. Полат, А.Е. Петров, М.А. Татаринова. – М.: «Академия», 2009 ИКТ в образовании: очное и дистанционное обучение в 3-х частях / М.А. Татаринова, А.Е. Петров, М.Ю. Бухаркина, Н.В. Ладыженская, Л.П. Владимирова. – ( в печати) Smart E-Learning Россия 8-9 июня 2011 Москва
Перспективы развития E-xcellence in e-Learning Совместная разработка образовательных программ Академическая мобильность Открытые ресурсы Smart E-Learning Россия 8-9 июня 2011 Москва
Спасибо за внимание Мы открыты к сотрудничеству с Вами! Smart E-Learning Россия 8-9 июня 2011 Москва