Инновационные технологии в работе педагога с родителями 1. Оптимизация взаимодействия с родителями: техники установления и поддержания контакта»
Игра «На родительском собрании»
Оптимизация взаимодействия на этапе обсуждения трудностей: Реагировать на эмоциональные переживания родителей, обозначать их чувства. Подчёркивать, что имеющиеся у ребёнка трудности свойственны многим детям этого возраста, понятны и разрешимы. Подчёркивать позитивную мотивацию родителя. Формулировать общие с родителем цели и ценности, касающиеся ребёнка.
Упражнение 1 Отреагируйте на слова родителя Родитель 1. Он совсем ничего не ел. Тогда я стала его бить. Когда я начала его бить, он стал есть котлеты. Учитель Для Вас очень важно его здоровое питание.
Отреагируйте на слова родителя Родитель Вы понимаете, мы с мужем целый день на работе, всё ради него, чтобы он ни в чём не нуждался. А он приносит двойку за двойкой! Учитель Вы делаете всё, чтобы ребёнку было хорошо. Вам очень обидно. Меня тоже беспокоит его успеваемость.
Отреагируйте на слова родителя Родитель И тогда я ей сказала: «Маша, если ты будешь продолжать так себя вести, ты пойдёшь жить в детский дом». И я решила свозить её в ближайший детский дом и показать ей, как живут дети без родителей. Учитель Вы так сильно огорчены, что другой вариант не пришёл Вам в голову. Для Вас очень важно, чтобы ребёнок понимал ценность семьи.
Отреагируйте на слова родителя Родитель Каждый раз, когда мне звонят из школы, я с ним потом разговариваю, стараюсь объяснить, показать, что он не прав, как-то достучаться до него. Но потом он всё равно начинает заново. Учитель Для Вас очень важно, чтобы он понял и обидно, что он начинает заново…
На этапе выработки стратегии сопровождения Следует помочь родителю увидеть связь между его собственным поведением и трудностями ребёнка. *Вы слишком давите на ребёнка! *Вы подсказываете ребёнку ответ, и у него нет необходимости думать самостоятельно. ОЦЕНКА ОПИСАНИЕ
Упражение 2 Помогите родителю увидеть взаимосвязь между его поведением и трудностями ребёнка Ситуация Мама полагает, что детей нужно воспитывать с помощью разговоров, а ограничения мешают ребёнку стать личностью. Ребёнок – второклассник всё время нарушающий правила. Учитель Для Вас важно вырастить ребёнка личностью…Когда ребёнок взаимодействует с Вами он знает, что Вы найдёте подход к нему. Когда он приходит в школу, то ждёт этого же от окружающих… Зрелой личности важно учитывать не только свои интересы.
Помогите родителю увидеть взаимосвязь между его поведением и трудностями ребёнка Ситуация Родители дома регулярно обсуждают нецелосообразность преподавания ряда школьных предметов. Ребёнок регулярно не делает домашние задания по этим предметам. Учитель Здорово, что у Вас есть своя точка зрения на образование, но Ваше мнение для ребёнка так важно, что это снижает его мотивацию и он не делает домашнее задание.
Помогите родителю увидеть взаимосвязь между его поведением и трудностями ребёнка Ситуация Мама даёт ребёнку множество советов, контролирует выполнение домашних заданий, постоянно его проверяет. Ребёнок не может выполнить задания, требующие принятия самостоятельных решений. Учитель Вы очень заботливы… Вы показываете ребёнку ответ, и у него нет необходимости думать самостоятельно. И когда ему нужно принять решение самому, он этого не делает, так как привык полагаться на Вас.
После того как родитель увидел связь между своим поведением и трудностями ребёнка, мы Ставим родителя в позицию «эксперта» Никто не знает вашего ребёнка так хорошо, как Вы. После этого даём конкретные и понятные рекомендации. «Подсластим пилюлю» обозначив ресурсы, имеющиеся у родителя: характеристики его самого, ребёнка, их взаимодействия и т.п.
Далее мы Акцентируем воспитательные задачи, которые родитель успешно решил, обращая внимание на позитивные составляющие детско- родительского взаимодействия. Ваш авторитет для ребёнка очень велик. ВАЖНО получить от родителя обратную связь! Что Вы думаете по поводу того, что мы с Вами обсуждали?... Что для Вас самое важное?... Что из этого Вы сделаете в ближайшую неделю?