Презентация к докладу
ОбъектИнтеллектуальная сфера детей с ЗПР Предмет Особенности интеллектуальной готовности детей с ЗПР к школьному обучению Цель исследования Выявить особенности интеллектуальной готовности детей с ЗПР к обучению в школе
1. Дети с ЗПР имеют качественные отличия в интеллектуальной готовности к школьному обучению. 2. Дети с ЗПР имеют неустойчивое внимание, трудности с запоминанием, слабое сосредоточение на задаче и бедность представлений о мире. 3. Результаты психолого- педагогической диагностики интеллектуальной готовности важны и требуют тщательной проверки. 4. Необходимость развития сосредоточения на задаче, ее понимания, а также удержания внимания ребенка.
1На основе анализа научной литературы определить понятие психологической и интеллектуальной готовности к школе. 2Описать особенности интеллектуальной сферы дошкольников с ЗПР. 3Подобрать психодиагностические методики для исследования психологической готовности к школе детей с ЗПР. 4Выявить особенности интеллектуальной сферы детей с нормальным развитием и детей с ЗПР, а также провести сравнительный анализ. 5Дать рекомендации по коррекционно- развивающим мероприятиям и обучению в начальной школе детей с ЗПР.
Узнавание фигур Выводы об уровне развития 10 баллов – очень высокий. 8 – 9 баллов – высокий. 4 – 7 баллов – средний. 2 – 3 балла – низкий. 0 – 1 балл – очень низкий.
Рисунок 1. «Процесс восприятия и объем кратковременной зрительной памяти у детей из экспериментальной и контрольной групп» (по методике «Узнавание фигур»).
Уровень развития внимания Время выполнения задания Количество названных отличий Число ошибок Баллы очень высокий 1-1,510- высокий 1, средний 2-2, низкий 3-3, очень низкий 3,5-4менее 3более 70-3
Рисунок 2. «Эффективность внимания у детей из экспериментальной и контрольной групп» (по методике «Сравни картинки»).
Выводы об уровне развития 10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов – высокий. 6-7 баллов – средний. 4-5 балла - низкий. 0-3 балла очень низкий.
Анализ результатов Рисунок 3. «Уровень произвольного внимания и регуляции деятельности» (по методике «Пьерона – Рузера»).
Рисунок. 5 Уровень развития мышления (экспериментальная группа и контрольная группы) 1. Обобщение рядов конкретных понятий малого объема при помощи знакомых родовых понятий. 2. Конкретизация понятий 3. Обобщение рядов более широкого объема 4. Классификация 5. Сравнение понятий 6. Простейшие дедуктивные умозаключения. 7. Размышление о самом близком опыту ребенка предмете на уровне простейшего житейского понятия.
1 Необходимо понимать значимость результатов диагностики интеллектуальной готовности к школе для дальнейшей судьбы ребенка. 2Рекомендации каждому ребенку даются индивидуально на основе результатов психолого-педагогической, интеллектуальной и личностной диагностики. 3Применение индивидуального подхода в обучении и воспитании детей на основе результатов диагностики. 4Обязательный учет общих для всех детей особенностей интеллектуальной сферы ребенка с ЗПР. 5Развитие устойчивости внимания, произвольности поведения, процессов саморегуляции у детей с ЗПР. 6Необходимо развивать память у детей с ЗПР. 7Развитие способности сосредоточения на задаче. 8Подача систематизированной информации об окружающем мире в максимально возможном объеме. 9Организация систематических занятий по развитию обобщения, анализа, синтеза, логического мышления, понятийного аппарата. 10Активизировать речевую активность детей с ЗПР, стимулировать объяснение ими своих действий, рассуждений. 11Поиск способов формирования интереса к мышлению.